Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преобразования Петра 1



2016-09-17 483 Обсуждений (0)
Преобразования Петра 1 0.00 из 5.00 0 оценок




1682-1725

 

Немецкая слобода, великое посольство. Любовь к морю, любовь к Европе. Экономическое развитие России в 1 четверти 18 века.

1. Экономич. развитие было подчинено нуждам северной войны. 1700-1721 г. Для победы правительство пошло по пути огосударствления промышленности и торговли. Создается новый экономический район на Урале. Где сосредоточилась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Строятся верфи. Одновременно развивается центральный экономический район. Тульские заводы – не та мощность. Мануфактуры, полотняные суконные, канатные…При Петре, фактически за казенный счет возникает мощные военно-промышленные комплексы. Проблема средств. Проводится реформа налогообложения. Заменяется подворная подать, вводится подушная подать, налоги вырастают в 2 раза. В итоге резко вырос уровень смертности в России. Возникает масса новых налогов, например, был налог на дым из трубы. Налог на бороду и усы. Налог на дубовые гробы, налоги на серые глаза. 2 проблема рабочих рук. По указу Петра, создается новая категория крестьян: приписные, которые были обязаны работать на казенных предприятиях. 2 категория: посессионные крестьяне. Купцы создают заводы, и получают право покупать крестьян к заводам, которые считались частью его оборудования. Стала развиваться внешняя торговля. В экономике была политика протекционизма. Защита отечественной торговли и промышленности от внешней конкуренции. Заводам Давался госзаказ, были налоговые льготы, резко увеличиваются пошлины на ввозимые товары. В итоге к 25 году экспорт стал в 2 раза превышать импорт. В целом за годы правления Петра промышленность выросла более чем в 10 раз, а число мануфактур стало более 200.

2. Социальная политика Петра 1. Целью Петра 1 было построение регулярного общества по образцу регулярной армии. Четкое разделение всех сословий их прав и обязанностей перед государством. 2 служение всех государству. Политика в отношении феодалов. Петр 1 ликвидировал отличие между вотчиной и поместьем, дворянством и боярством. Остается в употреблении слово дворянин и поместье. Петр 1 заставляет всех дворян служить государству, не как право, а как обязанность. С этой целью создает особый документ – табель о рангах, который определял новый порядок прохождения службы. Дворянин мог выбрать один из 3 видов служб: военная, гражданская служба, придворная служба. Служебная лестница состояла из 14 рангов. Все начинали служить с низшего ранга. Переход на следящую ступень определялся не знатностью, а личными способностями человека. Петр 1 проходит все ступени сам. Чтобы ограничить возможность дворян избежать службы Петр 1 принимает приказ о едино наследии. Поместья запрещалось делить между сыновьями. Оно переходило старшему сыну, а младшие должны были поступать на службу. Петр 1 запретил дворянам жениться. Если он не служил и не имел образования.

В отношении крестьянства. Вводиться3 разряда Крестьян: государственные крестьяне, крепостные, церковно-монастырские. Обязаны были служить. Платить подать, кормить государство и армию. Несли многочисленные повинности, среди которых была дорожная, постойная, подводная, служба в армии. Появляются рекрутские наборы. Служба была пожизненной.

Политика в отношении горожан.В городах вводиться цеховая организация для ремесленников и гильдии для купцов. В отличие от Европы они имели главной целью не улучшение производства или облегчения торговли, а чисто фискальные функции, улучшение сбора налогов, поскольку в них действовало круговая порока. Кроме того создается кумпанства, они объединяли горожан и купцов для разных торгово-промышленных компаний.

Духовенство.Церковь подчиняется государству. Он попытался сделать церковную службу разновидностью государственной. Были введены штаты с определенным числом священства, которым государство выплачивало жалование. Штаты не имеют своей казны. Служить государству обязаны были и монастыри. Он попытался их превратить в Богадельни и мастерские, ухаживать за инвалидами войны. Имеют право принять постриг отставные солдаты, вдовые священники.

Реформа политического строя.

Завершается процесс абсолютной монархии – никем ничем неограниченной власти. его идеалы: армия часы, корабль. Все органы власти должны были работать на основе регламента. Он определял все действия учреждения и чиновников в мельчайших подробностях. Вводятся новые принципы управления. Петр первый крадет систему управления у Шведов, с помощью друга шпиона. Принцип коллегиальности – принцип совместного обсуждения вопросов. Принцип специализации – четкое разделение компетенции. Принцип регламентации – каждый шаг был регламентирован регламентом. Принцип иерархичности – строгое подчинение одних другим. Появляется такой феномен, как бюрократия.


 

 

Император

Сенат

Коллегии Священный Синод

Губернаторы

Провинции

Уезды

 

Была абсолютная монархия. Сенат стал высшим совещательным органом при царе, члены которого назначаются императором. Все должны были высказывать свое мнение устно, дабы глупость каждого видна была. Позднее в конце 18 века сенат стал высшим контролирующим органом власти. Коллегии стали высшим органом исполнительной власти. В России было ликвидировано патриаршество. Появляется Святейший Синод – государственный орган управления церкви. Чтобы система правления была эффективна, возникает система контроля, за исполнением регламента была система контроля тайного и явного. Явный – генерал прокурор, тайные – фискалы. Это порадело в системе доносительство. «подсидеть». Полиция – система общего контроля, она занималась всеми делами связанными с нравственностью, и благоустройства. Священник должен был донести о всем незаконном услышанном на исповеди. В последствии, это сильно подорвало авторитет церкви.

 

……были восстановлены права сената, был мощный национальный подъем русской культуры. Елизавета делает ставку на племянника Карла Петра Ульриха (сын сестры Анны) В декабре 1761 года Елизавета Петровна скончалась, на престол зашел Петр 3.

Петр 3 (1761-62) (внук Петр 1 и Карла 12). Благодаря Екатерине, сформировался стереотип о Петре 3, как дурочка на троне. Однако за 186 дней правления он издал 192 именных именных и сенатских указов, некоторые из них были очень радикальными:

1762 - Манифест о вольности дворянской, дворянам было позволено не служить. Была ликвидирована тайная канцелярия. Были приняты меры по веротерпимости, были даны послабления протестантам, прекращены гонения на старообрядцев. Петр 3 начал секуляризацию церковных земель, но не закончил. Однако он допустил 2 грубейшие ошибки. 1. Своими действиями он оскорблял национальное чувство русских людей. Имел плохое отношение к православию, предлагал убрать из храмов «лишние иконы», собирался переодеть священников и побрить им бороды, по примеру протестантов. 2. Внешняя политика. Он преследовал личные интересы, в частности он был готов начать войну с Данией, чтобы отобрать у неё Шлезвиг и вернуть его родной Голштинии. В это время Россия победоносно завершала семилетнюю войну. Русские войска были уже в Берлине. Он приказал русским войскам покинуть Пруссию и вернуть все завоевания прусскому королю. Свою роль сыграло и преклонение Петра 3 перед Фридрихом 2. Гвардия организует дворцовый переворот. Петр 3 был сослан в имения. На престол взошла Екатерина 2.

Екатерина 2 (1762-1796).Политика просвещенного абсолютизма. Стала супругой Петра 3 в 15 лет. Муж её не любил. Так же её недолюбливала Елизавета Петровна. Но она в уныние не впала, стала увлекаться чтением, заниматься русским языком, русской историей. Ориентировалась на Петра 1. Она имела дар общения, и умела привязывать к себе людей, т.к умела слушать других, принимала участие в жизни других людей.
22 июня 62 года восходит на престол. На престол она взошла незаконно, в придачу она была немкой. Чтобы утвердиться на престоле, ей была нужна очень успешная внутренняя и внешняя политика. Поэтому она провозглашает политику просвещенного абсолютизма. В основе этой политике лежали идеи французских просветителей. Вальтер , Дидро, Монтескье, которые разработали идеологию, нового буржуазного общества. Они утверждали свободу и равенства, как естественные права всех людей от рождения. Причины всех пороков феодального общества они видели невежество народов и их правителей. Свои главные надежды они возлагали на просвещенных монархов. На основе этих идей позднее возникает концепция либерализма, которая предполагала: ограничение монархии путем введения парламента и конституции. Введение гражданских прав и свобод. Принцип разделения властей. Принцип свободного предпринимательства. Толерантность. Однако эти идеи в России в чистом виде были неприменимы: огромная страна может удержаться по её мнению лишь сильной самодержавной властью, лозунги свободы и равенства противоречили крепостному праву. Данной идеей они создавались в интересах буржуазии, которая в России её не сформировалась. Поэтому она эти все идеи переосмысляет. Она попыталась приспособить эти идеи для России. Её политика просвещенного абсолютизма предполагала:

1. построение общества благоденствия, социальной гармонии, в котором мирно будут жить все сословия. Нужно перевоспитать дворянство.

2. Создание в России правового государства, где верховная власть принадлежит закону. Нужно было взять и этот закон создать. В России очень долго не создавался свод законов. В 1767 году Екатерина созывает улаженную комиссию, которая должна была принять новое уложение законов. В работе комиссии приняли участие представители всех сословий кроме крепостных и духовенства. Всего собралось около 570 человек. Для комиссии Екатерина составляет наказ в духе идей просвещения, в котором предложила основные направления реформы.

1. Она предлагает создать представительные органы власти, стоящие между властью и народом и ввести разделение властей.

2. Развитие правовой стистемы: власть монарха должна быть ограничена властью закона. суд должен стать независимым и подчиняться только закону. Ограничение наказаний: отменить в России пытки и ограничить смертную казнь, ввести презумпцию невиновности.

3. Смягчение крепостного права.

4. Развитие среднего сословия через предпринимательство, поддержку национальной промышленности и торговли. Кроме того депутаты должны были учитывать наказы призванные со всей страны. Однако требования отдельных сословий противоречили друг другу и тем более наказам императрицы. Комиссия проработала 1.5 года, но не выполнила своей задачи из-за противоречий между купцами, дворянами и крестьянами, которые не хотели идти на уступки. Екатерина 2 переоценила своих подданных, которые не имели опыта законодательной деятельности, они не смогли подняться над узко-сословными интересами ради общегосударственных. Комиссия позволила императрице узнать потребности в обществе и противоречия в стране. В 1766 году уложенная комиссия была распущена под предлогом русско-турецкой войны. Восстание Пугачева стало для Екатерины вторым ударом. Общество было не готово принимать решение. Поэтому Екатерина проводит многие реформы через свои именные указы. 1763, проведена реформа сената, он был разделен на 6 департаментов с определенным кругом обязанностей, так же он стал высшим контролирующим органом в стране. 1763-64 – поводиться секуляризация церковных земель. С одной стороны эта реформа пополнила казну. Но с другой стороны монастыри утратили экономическую самостоятельность. Из 880 монастырей осталось 385, при этом часть монастырей оказалась за штатом.

Таким образом был завершен процесс подч. Церкви государству и превращения духовенства в особый раздел чиновничества.

В угоду помещикам запретила не дворянам приобретать крестьян мануфактур. Кроме того помещики получили права ссылать без суда крестьян в Сибирь. Она отказалась от проверки прав на землю. Шаги по развитию свободного государства предпринимательства: 1) Были отменены многие виды гос. монополий. 2) разрешено вывозить беспошлинно зерно за границу. В 1775 году была свобода заниматься промыслом и заводить предприятия любому человеку. Все это способствовало буржуазному отношению в экономике

Екатерина II 1775 г издает 2 жалованные грамоты в которых попыталась уравнять права сословий. 1) Жалованная грамота дворянству. А) подтвердила манифест о вольности дворянства 1762 г. монополия на владение землей и людьми, освобождение от податей и телесных наказаний. Б) она передает дворянству власть на местах, губерниях и уездах, создает дворянские собрания, которые получили широкие полномочия. Принимать участие в местной административной власти. Они получили права сословного суда, они имели право непосредственно обращаться к императору. В итоге дворянство сформировалось, как класс паразитирующий все брать и ничего не отдавать.

2) Жалованная грамота городам. Она должна была способствовать формированию в стране будущей буржуазии. А) грамота подтверждала привилегии крупного купечества, дарованная в 1775 году, это освобождение от подушной подати. Они освобождались от рекрутской повинности (не идти в армию). Они были освобождены от телесных наказаний. Для формирования более сильного среднего сословия горожанам даровалось широкое городское самоуправление. В частности в городах создавались городские думы, которые занимались вопросами: благоустройства, открывали школы и больницы, занимались открытием экономики. Она дает право самоуправления на местах дворянства горожанам не случайно. Прежде чем позволить им принимать законы для всей страны, необходимо было их научить решать местные вопросы.

Кроме того, она проводит реформу правления, которая должна была укрепить власть на местах. 1775 г было учреждение для управление губернией. Число губерний было увеличено с 23 до 50, одновременно были ликвидированы на провинции. Появляются новые системные управления на местах. Во главе находился наместник и наместническое правления, казенная палата, полиция, управа благочиния, впервые социальными вопросами стали заниматься приказами общественного презрения.

Экономическое развитие второй половины 18 века.

Благодаря выходам в моря Россия стала активным участником международной торговли. Ставка была сделана на сельхоз продукцию, поскольку для этого были благоприятные условия: 1) дворяне стали беспошлинно продавать хлеб за границу, при том производство хлеба им ничего не стоило. Одновременно в Европе выросла потребность в хлебе в связи с началом Промышленной Революции. В итоге Россия стала мировым огородом в Европе. Это привело к революции цен в России. Цены на хлеб в России были в 10 раз меньше чем в Европе. Цены в России выросли примерно в 7 раз.

Влияние революции цен на развитие страны:

1) Влияние на деревню. Увеличивается распашка земель, чтобы увеличить доход, увеличивается барщина и оброк. 2) влияние на город. Революция цен затормозила развитие городов. Появляются города аграрного типа. 3) влияние цен на государство. Оно выигрывало дважды, продажа хлеба за границу пополняла казну, с другой стороны способствовала товарно-движимому отношению. Поскольку меди и серебра стало не хватать, били впервые введены бумажные ассигнации. Эта реформа дала 270 млн рублей. Впоследствии это привело к инфляции, но и был эффект. При Екатерине II страна сделала значительный рывок в развитии экономики, в последнюю треть 18 века число крупных предприятий выросло в 2 раза и их стало 1200. В 2 раза вырос торговый оборот страны, а бюджет вырос в 4 раза. Екатерина продолжила модернизацию страны начатую Петром I, превратив её в мощную державу. Её политика просвещённого абсолютизма ставит первым опытом реализацию либеральных людей в России. Однако многие из политических реформ императрица не провела, так как не имела поддержки в обществе и опасалась революции (во Франции в это время проводилась революция). В целом историки отмечают противоречивость её правления. С одной стороны она проводила концеративную политику по защите интересов дворянства, которая способствовала своеволию помещиков и усилению эксплуатации крестьян. С другой стороны её политика была направлена на развитие среднего сословия, на рождающуюся буржуазию, об этом в частности говорят свободой предприятия, широкое самоуправление в городах (на местах), распространение грамотности, веротерпимости.

 

Внутренняя политика Александра I (1801-1825)Сын Павла I.

 

1. Это было время больших надежд. Александра I воспитывала бабушка Екатерина II. Она разработала программу и подобрала учителей. Главным воспитателем Александра, будущего самодержца, стал швейцарец, сторонник республики и участник великой французской революции Фридерик Лагар. У них даже не было общего языка. Но они очень симпатизировали друг другу. Именно Лагар заложил Александру мысль о либеральных преобразованиях в России. Либеральная концепция предполагала: свобода, равенство, братство. Введение гражданских прав и свобод. Равенство всех перед законом. Идея правового государства. Введение конституции и парламента. Ограничение власти монарха. Александр понимал, что Россию невозможно оградить от этих идей. Однако политика его отца, который запретил ввоз иностранной литературы, лишь вызывало раздражение в обществе. Возможно Александр решил предупредить революцию другим путем. Заранее провести либеральные преобразования, т.е дать что, то в дальнейшем от него попросят. Понимая, что отец не пойдет таким путем, он соглашается на заговор, который организовал дворцовая знать. Несмотря на просьбы сохранить отцу жизнь, в ночь с 11-12 марта был убит в своей резиденции.

1801 году был образован негласный комитет, куда вошли Строганов. Это был Николай Новосельцев. Адам Чарторыйский, это был известный польский царь. Граф Кочубей. Их называли екабинской шайкой. Они хотели обновить Россию. Комитет разработал основные направления будущих реформ, выделив среди них 3 основных. 1. Отмена крепостного права. 2. Ведение конституции и парламента. 3. Создать широкий слой образованных людей, сторонников этих реформ, через реформу системы образования. Сами реформы он решил реализовать самостоятельно.

2. Реформы гос. управления. К этим реформам подталкивала не эффективная деятельность госучреждений. Отсутствия четкого разделения в компетенции между органами власти, произвол и коррупция и т.д…в 1802 году создается система министерств, которые заменили прежние коллегии. Министры были ответственные только перед императоров. И для совместного обсуждения вопросов создавался комитет министров. Подготовкой масштабных реформ правления в России была поручена Михаилу Михайловичу Сперанскому. В 1809 году он разработал проект реформ, которые от него требовались. Проект создания в России конституционной монархии.

 

ИМПЕРАТОР

ГОС.СОВЕТ– утверждать законопроект.

 

ГОС.ДУМА Министерства Сенат

Местные думы Местные правления местные суды

 

Законодательная исполнительная судебная власти.

 

В 1910 учреждается гос.совет. однако он не получил свои полномочия в полном объеме, став лишь законосовещательным органом. Под давление дворянства, Сперанский был отправлен в ссылку. Александр решает указать пример на отдельных частях России. Он вводит конституцию и парламент в Польше. В 18 году он выступал на сейме заявил, что хочет ввести конституцию в России. 1818-20 Николай Новосельцев разработал проект конституции для России. Введение гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и введение парламента. Однако, эта реформа не была реализована: 1) дворянство не захотело делиться властью. 2) Буржуазные права и свободы, конституция и парламент не соответствовали политическим и культурным традициям русского общества. 3) в последние годы своего правлнения Александр отказался от либеральных реформ, которые стал рассматривать, как гибельную для России политику, как путь к революции.

3. Крестьянский вопрос 1 четверти 19 века.Причины отмены кр.права. 1) экономические причины. Крепостное право тормозило производство, поскольку была дороговизна рабочей силы и низкий уровень потребления. Причины, кот подталкивали к отмене крепостного права.

1. Экономические. Тормозила развитие производства, поскольку была дороговизна рабочей силы и низкий уровень потребления в России. Подневольный труд неэффективен. Крестьяне не имели средства для развития своих хозяйств, а дворянство не хотело тратиться на экономику.

2. Сохранилась угроза крупных крестьянских волнений.

3. Воспитанный в духе идей Просвещения Ал 1 испытывал стыд перед Европой за рабство крестьян.

Ал 1 делает шаги к ослаблению крепостничеству.

1. Разрешалось покупать землю недворянского сословия.

2. Он прекратил раздачу крестьян в частную собственность.

4. 1803 принимается указ о вольных хлебопашцах. Помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. По этому указу было освобождено 48 тыс крестьян. В 1816 крепостное право было отменено в Прибалтике и Польше. В это же время другой его приближенный подготовил проект отмены креп. права с землей. Ал 1 одобрил проект, но не подписал. Он опасался заговора при подписании указа и не имел поддержки.

В 1816 г России создаются военные поселения. Часть крестьян переводилась на положение военных поселенцев, кот должны были соединять труд на земле с военной службой. Цели:

1. Армия переводилась на самоокупаемость.

2. Прекращались ежегодные рекрутские наборы.

В 1812 прошли крупные восстания.

Реформы образования.

Ал 1 понимал. что для проведения реформ нужны широкий слой образованных людей. 1803-1804 реформа системы учебных заведений. Вводится новые принципы образования:

 

Оно стало всесословным. Идея преемственности. Принцип бесплатности начального образования. Создавались 4 ступени образования, между которыми была преемственность. 1 ступень приходские училища. Там где раздавали навыки письма, чтения и Закон Божий. 2 уездные училища (уездные города). 3 Гимназии. 4 Университеты.

Было образовано 6 учебных округов. Во главе каждого стоял университет. Создается 4 новых университета. Москва, Питер, Казань, Дерпт, Вильно, Харьков (Украина). Принимается новый университетский устав, который предоставлял им автономию. Право избирать, ректоров, профессоров и иметь свой суд. Возникает так же привилегированные учебные заведения университетского типа Лицеи, где готовили высшее чиновничество. Нежин, Ярославль, Одесса. Создается широкая сеть специальных учебных заведений. Они именовались училища. Это были училища правоведения, земледелия, медико-хирургическая академия. Появляется училище коммерческое, для купцов. Появляется кадетский корпус.

Итоги. Меры в области просвещения имели далеко идущие последствия. Формируется та среда, из которой потом вышли сторонники буржуазных реформ. Александр I попытался провести широкие буржуазные реформы. Однако, Россия оказалась к ним не готова, но эти попытки дали опыт реформирования.



2016-09-17 483 Обсуждений (0)
Преобразования Петра 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преобразования Петра 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)