Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурологическое учение Д. Вико



2016-09-15 302 Обсуждений (0)
Культурологическое учение Д. Вико 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «культура» в современном значении вошло в обиход во второй половине XVIII в. в Германии.

Оно имело два смысловых оттенка:

– господство над природой с помощью знаний и ремесла;

– внутренние духовные богатства личности.

В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры.

Дж. Вико является основоположником культурологической мысли.

В 1725-1744 гг. выходит книга итальянского философа

Джамбаттиста Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры.

В своей книге Вико указал на несовершенство европейской цивилизации,

сделал историко-сравнительный анализ различных культур,

описал национальные психологии,

исследовал проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней).

При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур.

Таковыми, по его мнению, являются

классовые структуры;

характер труда и форма его организации;

структуры власти;

язык.

Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.

Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.

Вико был убежден, что в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели.

Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она сродни живому организму, и в своем развитии она проходит через определенные этапы.

Век богов – это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта между властью и теми, над кем властвуют.

Еще отсутствует техника, в мировоззрении господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке.

Люди пока обожествляют весь мир, воображение и фантазия доминируют в сознании людей, данное приводит к поэтическому, творческому восприятию мира.

От той эпохи нам в наследство достались мифы – истории первых народов.

Это был период языческой культуры.

Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах.

Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках.

Век героев – серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости.

В это время выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг.

Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев.

Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства.

В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов.

Месопотамия

Выделяются сильные и слабые культуры.

Слабость культур связана с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей, судоходных рек, недостаточной численностью населения, враждебным окружением.

Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.

Эпоха людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человеческого рода.

Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям.

С одной стороны, человеческие отношения становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства.

В этот период преодолевается национальная ограниченность, человечество начинает существовать как единое целое.

Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов.

Но оборотная сторона этой эпохи – культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности.

И тогда вместо социального равенства мы видим социальную борьбу трудящихся, войны.

Даже язык становится не формой культурной идентификации, а фактором разобщения людей.

Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом.

Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации:

1) захват власти одним лицом, которое благодаря силе оружия берет на себя заботу об общественном благе – Август у римлян;

2) завоевание испорченного народа лучшими народами – так произошло с Грецией, а затем и с Римом;

3) полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает период «второго варварства» – это путь восточных народов.

Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в эпохе героев, а многие народы севера и юга – в эпохе богов.

Таким образом, Вико не является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что он первым представил историю в систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.



2016-09-15 302 Обсуждений (0)
Культурологическое учение Д. Вико 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурологическое учение Д. Вико

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)