Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие № 13 . Понятие просвещения



2016-09-17 870 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 13 . Понятие просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок




Текст для самостоятельного изучения: Кант "Ответ на вопрос: что такое просвещение?"

Вопросы и задания к тексту:

1. В чем причина того, что человек часто не выходит из состояния несовершеннолетия?

2. Покажите преимущества человека, находящегося в состоянии несовершеннолетия

3. Революция и эволюция: соотношение понятий.

4. Приведите примеры использования своего разума публичным и частным образом.

5. Что Кант называет преступлением против человеческой природы.

6. Почему человек не может отказаться от просвещения?

7."Век просвещения" и "просвещенный век": соотношение понятий.

8. Объясните смысл последнего абзаца текста.

 

ТЕМА № 6 ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Семинарское занятие № 14 . Марксистская концепция истории.

Тексты для самостоятельного изучения: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.3 С.18-26,31-33.

Дополнительная литература: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Гл.5.

Вопросы и задания к текстам:

1. Сформулируйте принцип, лежащий в основе марксистского понимания истории.

2. Структура общества по Марксу. Понятие общественно-экономической формации. Марксистское понимание государства.

3. Понятие истории у Маркса. Основной исторический закон. Понятие социальной революции.

4. Оценка марксизма Бердяевым.

 

Семинарское занятие № 15 . Русская идея.

Текст для самостоятельного изучения: Чаадаев П. Я.:"Первое Философическое письмо"

Дополнительная литература: Чаадаев П. Я." Апология сумасшедшего "

Вопросы и задания к тексту:

1. Объясните смысл эпиграфа к "Философическому письму"

2. Чаадаев о роли религии в жизни отдельного человека и общества.

3. Отношение Чаадаева к теории " официальной народности"

4. Россия и Запад: сравнительная характеристика

5. Основные особенности русской культуры и истории.

6. Задачи и будущее России в свете взглядов Чаадаева.

 

Семинарское занятие № 16 . Проблема судьбы.

Текст для самостоятельного изучения: Соловьев В. Судьба Пушкина

Вопросы и задания к тексту:

1. Определите основную идею текста.

2. Какие определения понятия "судьба" встречаются в тексте?

3. Почему в качестве примера действия судьбы Соловьев обращается к судьбе А.С. Пушкина?

4.Соотношение идеала и действительности. Пути разрешения противоречия.

5. Какие расхожие стереотипы развенчивает Соловьев в своей статье?

6. Сравните взгляды Лермонтова М. Ю. ("Смерть поэта") и Соловьева на смерть Пушкина. Попробуйте их соединить, используя диалектический метод.

7. Мантика и астрология в свете статьи Соловьева.

 

 

Семинарское занятие № 17. Назначение философии.

Текст для самостоятельного изучения: Соловьев В. Исторические дела философии

Задания к тексту:

1.Составить сложный план к тексту.

2. Изложить основные идеи автора по составленному плану.

 

Семинарское занятие № 18. Итоговое занятие.

Основные проблемы философии, методы познания мира, онтологические модели, антропологическая проблематика.

 

Проведение самоконтроля готовности к сдаче итогового экзамена. Вопросы для подготовки к экзамену по философии.

Экзамен по философии проходит в устной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса. Первый вопрос по истории философии: учение, школа или философские идеи отдельного мыслителя. Это материал лекционных занятий. Второй вопрос касается проблем, которые решались на семинарских занятиях. Это вопрос по текстам, которые студент прорабатывал в течение года или семестра. Третий вопрос по философским категориям, которыми овладел учащийся в ходе занятий. На этом, заключительном этапе изучения курса философии студент может обратиться к учебникам по философии.

В результате изучения философии студент должен:

- понимать сущность философии и знать структуру философского мышления;

- понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его этапов и называть представителей;

- давать характеристику основных подходов к бытию, раскрывать эти подходы на примерах учений и школ в истории философии;

- иметь навык работы с философскими текстами.

 

Примерные вопросы по лекционному курсу

Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

Мифология и философия. Специфика философского знания.

Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.

Объективный идеализм Платона. Теория идей.

Античная атомистическая философия.

Философское учение Аристотеля.

Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.

Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.

Рационализм Р. Декарта. “Рассуждение о методе”.

Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.

Основные идеи философии Просвещения XVIII в.

Этическое учение И. Канта.

Объективный идеализм Г. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Формирование и основные проблемы философии марксизма.

Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.

Практически-нравственная ориентация русской философии.

Философия русского космизма.

Основные черты философии экзистенциализма.

Проблема человека и смысла жизни в европейской философии XX века.

Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.

Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.

Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.

Познание как взаимодействие двух систем — субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.

Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления, — рассудок и разум.

Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).

Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

Соотношение действительности и мышления.

Исторические типы рациональности, логика и язык.

Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.

Понятие общества. Специфика социального познания.

Социальная сфера жизни общества, ее структура.

Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

Целеполагание в человеческой деятельности.

Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в зависимости от конкретной эпохи.

Роль насилия и ненасилия в истории, в человеческом поведении.

Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.

Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

Общество и глобальные проблемы XX века.

Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия.

Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре.

 

Вопросы по семинарским занятиям.

1. Этапы формирования психики. (Ильенков Э.В. «Откуда берется ум»)

2. Стадии развития ума (Ильенков Э.В. «Учиться мыслить»)

3. Формы чувственного и рационального познания (Мень А. «Познание мира»

4. Лосев А.Ф. «О мировоззрении» (Общая характеристика текста)

5. Платон «Апология Сократа» (Общая характеристика текста)

6. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание.? Мудрость Сократа.

7. Платон «Федон» (Общая характеристика и этические выводы.)

8. Первое и второе доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)

9.Третье и четвертое доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)

10. Учение Платона о любви (Платон «Пир»)

11.Миф о пещере и его философская интерпретация (Платон «Государство»)

12. «Идолы разума» и их критика. (Бэкон Ф.«Новый Органон»

13. Принцип сомнения и понятие «субстанции» (Декарт Р. «Первоначала философии»)

14. Понятие «символ» (Лосев А.Ф. «О мировоззрении»)

15. Гносеологические идеи текста Платона «Федон»

16. Кант И. «Ответ на вопрос: что такое просвещение. (Общая характеристика текста)

17. Чаадаев П.Я. «Первое философическое письмо» (Общая характеристика текста)

18. Соловьев В. «Судьба Пушкина» (Общая характеристика текста)

19. Соотношение идеала и действительности (Соловьев В. «Судьба Пушкина»)

20. Соловьев В. «Исторические дела философии» (Общая характеристика текста)

1. Культура и цивилизация. 2. Виды человеческих потребностей. 3. Предмет, цель и метод философии. 4. Философская категория. 5. Онтология, гносеология, антропология. 6. Обыденное сознание и рефлексия. 7.Формы чувственного познания 8. Формы рационального познания.

9. Истина и мнение. 10. Развитие и диалектика. 11. Часть и целое 12. Предрассудок и рефлексия 13. Метафизика. 14. Рационализм и эмпиризм. 15. Материализм и идеализм. 16. Символ. 17. Бытие и становление. 18. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. 19. Социолизация и интериоризация. 20. Диалектическое мышление.

 

Литература.

Основная литература (учебники и учебные пособия)

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

3. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

4. Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

5. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

6. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

7. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008

 

Методическая литература.

1. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 1999 г.

2. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Учебные задания. Вологда-Молочное, 1999 г.

3. Ивашкин И.Ф. Понятие как методологическое средство. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2000 г.

4. Ивашкин И.Ф. Категория как форма мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2002 г.

5. Ивашкин И.Ф. Семиотика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.

6. Ивашкин И.Ф. Герменевтика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.

7. Ивашкин И.Ф. Семиотическая структура образовательного текста. Методические рекомендации. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.

8. Ковров Э.Л. Философия. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов экономического факультета. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.

9. Ковров Э.Л. Философия. Методические материалы для студентов (экстернат).

Дополнительная литература

1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

Библиотеки и отдельные страницы на сайтах, где можно скачать учебник, справочник, энциклопедию, учебное пособие и другие книги по философии.

 

1. academtext.com – библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках – 21 книга, Дополнительная лит-ра - 3.

2. anthropology.ru – очень большое кол-во статей по филосовской антропологии и культурологии (практически только отечественных авторов).

3. auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru. Выбрать раздел (справа) "Философия". Всего публикаций 664 (включая на иностр. яз.)

4. filosof.historic.ru – "Электронная библиотека по философии" Всего более 2.000 работ, учебников - 15. Есть тематический и алфавитный указатели. Кроме этого на сайте есть Философский словарь (on-line).

5. gumer.info – ( только читать) библиотека Гумер, раздел "Философия" (более 250 книг и статей).

6. gumfak.ru – электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы). Для скачивания нажимать левой кнопкой мышки, открывается в новом окне, как правило, это заархивированные файлы doc.

7. lib.ru – раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы.

8. magister.msk.ru – раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.

9. philos.msu.ru – Библиотека философского факультета МГУ. Всего 8 разделов. Книг не очень много. Учебников нет. Только первоисточники.

10. philosophy.ru – Электронная Библиотека на сайте под названием "Философия в России".

11. philosophy.allru.net – сайт "Золотая Философия" – 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.

 

Глоссарий

Агностицизм(лат. а — отрицание, gnosis — знание) — поня­тие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в сво­их возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрица­ли возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английс­ким биологом, сторонником теории эволюции.

Аксиология(греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Цен­ности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Муд­рость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценност­ными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархиче­ских организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Аналитическая философия —одно из направлений совре­менной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции бри­танской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).

Антропология философская –одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психоло­гией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относи­тельно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX – начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творче­ских возможностях.

Антропоморфизм(греч. аnthropos — человек, morphe — фор­ма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления жи­вой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и жи­вотный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления приро­ды наделяются биологическими и психическими качествами чело­века. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».

Антропоцентризм(греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационали­стическое, религиозное или атеистическое толкование.

Атомизм(греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

Бессознательное— понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исклю­чает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ пове­дения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).

Бытие— ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или инди­видуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.

Вера— способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в наме­рении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.

Власть— центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отно­шениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.

Воля— интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.

Восприятие— целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.

Вульгарный материализм— понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость созна­ния от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выде­ляет желчь».

Врожденные идеи— понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изоб­ретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность чело­веческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождаю­щей (творческой) способностью, благодаря которой они продуциру­ют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).

Герменевтика(греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древ­них текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисцип­линами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Ин­тенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла ост­рая необходимость в интерпретации и понимании культурного на­следия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разра­ботка философской Г. начинается во второй половине XX в.

Гносеология(греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познает­ся?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познаватель­ных способностей человека, разнообразные виды и способы (мето­ды, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ пре­дельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Государство— основная политическая система общества, уп­равляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. ре­гулирует экономические и социальные отношения, обладает исклю­чительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (эконо­мических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.

Движение— одна из основных категорий философского зна­ния, появившаяся в работах античных философов. Д. означает спо­соб существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вооб­ще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм пред­ставления о них.

Дедукция(лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуж­дений отличается своей направленностью от общих посылок (прин­ципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. От­ношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необ­ходимости.

Диалектика(греч. dialektike — искусство спора, беседы) — си­стема принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе разви­тия, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, ста­диальности, преемственности и направленности.

Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий фи­лософской антропологии, часто соотносимое с понятием о челове­ческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокуп­ность психических (сознательных и бессознательных) способнос­тей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

Жизнь— одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С фило­софской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее тру­доемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каж­дой из них.

Измерение— способ опытного познания, позволяющий опре­делить количественные свойства изучаемых явлений. И. произво­дится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человече­ской жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно по­нимают процедуру сравнения реальной (действительной) величи­ны с существующими эталонными единицами измерения.

Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, полу­чают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших зна­ний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предполо­жительности, приобретая тем самым значения большей или мень­шей вероятности.

Иррационализм— этот термин обычно употребляют в смыс­ле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определя­ющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессоз­нательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богат­ство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим призна­кам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).

Истина— одно из важнейших понятий философской онтоло­гии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответ­ствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действи­тельного мира.

История— гуманитарная научная дисциплина, изучающая осо­бенности развития общества и человека. И. как познание предпо­лагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объек­та, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).

Категории— наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления приро­ды, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и по­вседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплоща­ют в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протя­жении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходи­мостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.

Кинизм— учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сто­ронники К. отвергали нравственную культуру и общественные нор­мы отношений между людьми, проповедуя естественный (природ­ный, животный) образ жизни и поведения.

Коммуникация— понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект разви­тия, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.

Лингвистическая философия —одно из основных направ­лений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали фи­лософские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ста­вили успехи философского познания мира, человека, общества, исто­рии и культуры в зависимость от того, насколько их можно выра­зить, представить в форме языка.

Личность— социальное качество человека, которое конкрети­зируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биоло­гическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отноше­нию к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком соб­ственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря от­ношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конк­ретной социальной группе или социальному институту. «Индивиду­альность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культу­ры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Логика— философская дисциплина, изучающая законы и осо­бенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктив­ные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедук­ция»). Инструментарий Л. является эффективным средством фор­мализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»).

Милетская школа— одна из школ древнегреческой филосо­фии, известная по названию античного города Милета. Ее предста­вители главным образом изучали философию природы. В частно сти, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы.

Мифотворчество(греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обыч­но подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демо­нах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точ­ки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного твор­чества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и ус­тройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, обще­ства и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает не­расчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы оду­шевляется, на природные явления переносятся свойства людей (ан­тропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы).

Моделирование— способ познания, с помощью которого уда­ется заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроиз­водить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем.

Мораль(лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложивших­ся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предме­том изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания.

Мышление— совокупность рациональных способностей со­знания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительные процессы в отличие от способностей восприятия характеризуются взаимодействием языковых (речевых), понятийно-логических и на­глядно-образных механизмов.

Наблюдение— целенаправленный способ познания объектов (явлений, свойств, отношений) без вмешательства в естественные условия их существования (нахождения).

Наука— вид человеческой деятельности по приобретению зна­ния о природе, об обществе и человеке, их культуре и истории. Н. не только особая познавательная деятельность, но и социальный институт, сформировавшийся на определенном этапе культурно-ис­торического развития человека. Познавательная работа в науке оп­ределяется: 1) идеалами и нормами опытного и теоретического по­знания, в первую очередь идеалами описания и объяснения; 2) идеалами и нормами доказательности, обоснованности и истин­ности научных знаний; 3) идеалами дисциплинарного строения Н., характерного, прежде всего, для ее современного состояния.

Общество— одно из ключевых понятий философии и науки. О. выражает целостно-связную совокупность индивидов как г



2016-09-17 870 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 13 . Понятие просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие № 13 . Понятие просвещения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)