Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к проведению урока в 9-11 классах по теме: «Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн»



2016-09-17 698 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к проведению урока в 9-11 классах по теме: «Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

1) Образовательная: познакомить с государственными символами России и историей их создания.

2) Развивающая:способствовать развитию навыков аналитического мышления

3) Воспитательные:формирование уважительного отношения к государственной символике.

Литература:

Урок проходит в виде дискуссии учителя и учеников и предполагает предварительное знакомство учеников с историей создания государственных символов России и с литературой по теме. Основными темами обсуждения являются:

План урока:

1. Государство и государственные символы.

2. Изменение государственных символов.

3. Государственные символы современной России.

1. Взаимосвязь процеcса создания государственности и появления главных государственных символов.

Объединение русских княжеств в государство Российское во времена Ивана III знаменовалось появлением российского герба - двуглавого орла. Герб - первый из государственных символов в силу специфики его использования - на монетах, дипломатических грамотах, впоследствии - делопроизводственных документах. Кроме этого, придворные церемонии, на которых было резонно использовать государственные символы, в большей степени ориентировались на прежние каноны «до государственного» образца.

18 век - стал временем превращения России в морскую державу. К этому времени значение флота, в связи эпохой географических открытий, стало одним из ключевых факторов мировой политики. В силу этого государственный флаг, как государственный символ, приобрел особое значение на море именно в это время. Тем не менее, в 18 века не было единого мнения по поводу того, каким должен быть российский государственный флаг. Во времена Петра I использовалось три флага, в середине 50 гг. 19 века российский флаг поменял цвета, став черно-желто-белым в соответствии с принятыми тогда канонами построения композиции флагов, и лишь в 80-е годы 19 века от приобрел знакомую конфигурацию, став снова бело-сине-красным. Активное использование государственного флага в церемониалах приходится на время активного оформления идеи национальных государств в Европе. В соответствии с этими идеями активно пропагандировались подчеркивание национального колорита, начиналось целенаправленного изучение фольклора, и придавалось большое значение внешним атрибутам государства, его символике. В результате, наряду с государственными гербами, в государствах Европы тали столь же активно использоваться в церемониях государственные флаги, а чуть позднее и государственные гимны.

Таким образом, появление государственной символики отражает процессы государственного строительства в России, с одной стороны, а с другой, оказывается во взаимодействии с канонами мировой практики использования государственных и национальных символов.

1. Изменение государственных символов.

Изменение государственных символов чаще всего является внешним отражением изменений в политике государства. В силу этого описанию государственной символики посвящены разделы главного закона страны - Конституции. Наиболее наглядный пример - изменение символики в связи с революционными событиями 1917 года, когда на смену старым государственным символам пришли новые, отражающие суть произошедших в стране изменений (вместо двуглавого орла - серп и молот, как символ единства рабочего класса и крестьянства; вместо триколора - красный революционный флаг, вместо гимна «Боже, Царя храни!» - Интернационал). Другой пример - обращение к дореволюционным российским государственным символам в 90-е годы ХХ веке в связи с крушением СССР и новыми ориентирами в политике России. В обоих случаях изменение государственнх символов сопровождалось изменение политического строя страны и изменением главных законов.

Однако государственные символы не создаются произвольно, а основываются на сложном сочетании традиции и особых геральдических канонов. Следование или игнорирование этих канонов зависит от людей, наделенных властными полномочиями. Так, изменение российского флага в 50-е годы 19 века произошло по инициативе управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии Правительствующего Сената барона Б. Кёне. Кёне считал, что государственные флаги должны строится исключительно на основе гербов: в композиции флага следует использовать только те цвета, какие имеются в гербе, и располагать их в порядке старшинства, свойственном гербовым фигурам. В результате Верхняя полоса стала черной - так как черным был цвет главной фигуры государственного герба, двуглавого орла. Средняя полоса получила желтый цвет - так как поле государственного герба было золотым. И нижняя полоса - белый цвет, соответственно серебряному цвету всадника на груди двуглавого орла. Император Александр II принял на веру мотивировки Кёне и 11 июня 1858 года утвердил новый российский государственный флаг - черно-желто-белый. Советское руководство 1917 года принципиально отказалось от всех возможных канонов при выборе флага, герба и гимна, подчеркивая, тем самым, стремление к построению государства нового типа.

В некоторых случаях, утверждение того или иного символа является следствием компромисса власти и оппозиции. Так, например, инициаторами возвращения в 2000 году музыки советского гимна была фракция коммунистов в Государственной Думе РФ.

Таким образом, изменение государственной символики - сложный процесс, отражающий разные аспекты в жизни общества, но, как правило, свидетельствующий о преобразованиях в жизни страны.

Вопросы учащимся:

Как государственная символика государства связана с историческим развитием России?

С какими процессами связано создание герба России? Почему российский герб появился именно в правление Ивана III ?

Какие факторы оказали решающее воздействие на появление государственного флага?

В какую историческую эпоху появился государственный гимн? Почему гимн стал государственным символом?

Как государственная политика Российского государства отражалась в создаваемых в разные эпохи гербе, флаге и гимне России?

В какое время, и при каких обстоятельствах происходила смена государственных символов России?

Почему описание государственных символов государства закреплено в главном законе страны Конституции?

1. Государственные символы современной России.

Возвращение исторических государственных символов России - флага и герба - произошло не сразу и связано с активизацией общественной жизни российского общества в году перестройки. Именно тогда возникли многочисленные клубы, объединения и общества в которых обсуждались насущные проблемы политической жизни страны. Сейчас трудно сказать, когда впервые вернулся бело-сине-красный флаг, но уже в 1988 году он стал использоваться на митингах и демонстрациях демократических движений.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и флага РСФСР. Тогда же была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете министров РСФСР организовал работу круглого стола под руководством председателя комитета историка Р.Г. Пихоя. В декабре 1990 и январе 1991 года было проведено 3 заседания комиссии, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов. На тот момент существовало три концепции государственной символики:

Первая подразумевала сохранение социалистической классовой символики, модернизировав ее. Вторая предполагала создание новых символов, не связанных с прежде бытовавшими. Третья подразумевала восстановление дореволюционной российской символики. В итоге в марте комиссия приняла решиться не торопиться с вынесением решения. Однако политические события 19-21 августа ускорили смену символов. Уже 19 августа 1991 над Белым Домом в Москве реял бело-сине-красное полотнище. А 22 августа 1991 вышло постановление Верховного Совета РСФСР «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР». В августе-сентябре 1991 круглый стол возобновил работу. Рассматривались проекты герба России.

16 ноября 1993 президент подписал распоряжение «О разработке проекта Государственного герба РФ». Вновь создана комиссия, которая должны была подвести итог трехлетней работы и принять герб, что и случилось. Художником, создавшим современный образ государственного герба стал петербуржский художник - Е.И. Ухналев .30 ноября1993 года былподписан указ президента России Б.Н. Ельцина о новой символике России.

Хотя по форме современный герб как будто повторяет схему герба России империи при Петре I, на самом деле смысл его теперь трактуется по-другому. Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России, короны над главами означают прежде всего суверенитет всех субъектов федерации и могут рассматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной. Скипетр государства и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник , поражающий копьем дракона, - обозначает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость от врага.

История появления современного гимна несколько другая. В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял решение о создании российского гимна. В жарких дискуссиях победила точка зрения тех, кто настаивал на том, что Россия - преемница всех государственных образований, существовавших на ее территории, что она черпает свою силу в исторической традиции, и только благодаря трудам многих поколений наших предков мы можем с уверенностью смотреть в будущее. Поэтому, гимном России должно стать одно из сокровищ классической российской музыки. После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении Михаила Ивановича Глинки «Патриотическая песнь». В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР, и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР - российской республики в составе СССР - ее гимн - «Патриотическую песнь» М. И. Глинки. В 1993 г. статус государственного гимна был подтвержден Указом Президента Российской Федерации «О Государственном гимне Российской Федерации». Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие в каких ситуациях и как он должен звучать.

«Патриотическая песнь» М. И. Глинки отошла в историю - в новогоднюю ночь 2000 г. над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков - создатель текста гимна СССР. Почему выбор остановился на гимне А. В. Александрова со словами С. В. Михалкова? Наверное, потому, что этот гимн стал самым ярким и запоминающимся символом советской России - такой России, какой она была более 70 лет, какой она прошла большую часть ХХ в.. Именно поэтому инициаторами возвращения этой мелодии выступила партия КПРФ, чьи взгляды разделяла большая часть российского общества.

История советского времени бесчеловечно жестока, ее страницы страшны и неприглядны. Но это время - наше прошлое, от которого нельзя отказаться. В те годы жили наши отцы, деды и прадеды, жили, трудились и выстояли в самых тяжелых испытаниях, которые только можно представить. То, как прошли эти годы, определило наш сегодняшний день, и будет еще сказываться на судьбах нескольких поколений наших потомков. Достоинство гражданина своей страны в том, чтобы помнить прошлое таким каким оно было, не забывать ни доброго, ни дурного, ни побед, ни поражений, никогда не обманывать себя и учиться на опыте своей истории. Именно поэтому нам недостойно было бы забыть советское время, и напоминанием о нем стал российский государственный гимн.

Вопросы к учащимся:

1) Как вы думаете, почему новые российские символы были созданы на основе дореволюционных государственных символов?

2) Как интерпретировались эти символы в момент своего появления и сейчас?

3) Почему борьба за государственные символы вызывала активное обсуждение в обществе?

4) Почему дореволюционный триколор стал символом демократического движения в 1990-е годы?

 

 



2016-09-17 698 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к проведению урока в 9-11 классах по теме: «Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к проведению урока в 9-11 классах по теме: «Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)