Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям



2016-09-17 372 Обсуждений (0)
Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель всех семинарских занятий заключается в овладении студентами комплексом современных научных знаний по истории России.

Основные задачи семинарских занятий:

· усвоить базовые понятия изучаемых тем;

· знать теоретические основы исторического знания;

· использовать полученные знания для личного и профессионального самосовершенствования;

· обучение навыкам самообразования и самовоспитания.

Алгоритм подготовки к занятиям: использование учебной литературы, конспектов лекций, материалов изданий в периодической печати, методических разработок и т.д.

Работа студентов на занятиях:

· выступление с докладами по предложенной теме;

· подготовка рефератов;

· составление схем, таблиц;

· выполнение творческих заданий;

· написание эссе по темам занятий.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В структуре предмета «История Отечества» можно выделить 6 основных модулей:

Введение

Древнерусское государство (IX-XIII вв.)

Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.)

4. Российская империя в XVIII –начале XX вв.

Советский период 1917-1991 гг.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

Каждый модуль в себе может содержать несколько тем для изучения материала. Количество тем семинарских занятий (в каждом модуле) зависит от количества учебных часов и тем планируемого преподавателями лекционного материала.

На лекциях по истории Отечества рекомендуется рассматривать преимущественно политическое, социально-экономическое развитие, а так же вопросы внешней политики России.

На семинарах рекомендуется изучение социально-политических вопросов, общие тенденции развития страны в тот или иной период, наиболее актуальных и сложных явлений Российской истории, а также вопросы русской культуры.

Модуль 1. Введение в Историю Отечества.

Семинарское занятие № 1

«Введение в историю Отечества»

Цель занятия:

Раскрыть предмет истории его, сущность методологии, глубину подходов и содержание специальных исторических дисциплин

 

Задачи:

- Обосновать и понять направленность исторического процесса

- Определить для себя приемлемую историческую модель

- Раскрыть сущность исторических источников и специальных исторических дисциплин

- Рассмотреть периодизацию Российской истории

 

Основные термины, понятия:

Артефакт, история, летопись, исторический источник, историография, источниковедение, археология, парадигма, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, формационный и цивилизационный подходы, методология.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. История: понятие, цели, задачи, функции.

2. Методы изучения истории.

3. Исторические источники: типы, виды и их классификация.

4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

5. Специальные исторические дисциплины

6. Проблема периодизации Российской истории

7. Специальная историческая литература. Отечественная историография

 

Формы интерактивного занятия:

Составление презентаций по теме семинарского занятия, написание эссе на тему «Роль исторической науки в современном обществе».

 

Примерные Задания:

1. Показать роль исторического знания в процесс формирования гражданской идентичности.

2. Выявить соотношение исторического опыта и современного социально-политического процесса.

3. Охарактеризовать значение истории для развития личности и гражданского самосознания.

4. Определить основные периоды Российской истории.

5. Произвести анализ специальной исторической литературы

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое история? Является ли история наукой?

2. В чем отличие формационного и цивилизационного подхода к рассмотрению истории?

3. Каковы цели, задачи и функции исторического знания?

4. Какие существуют виды исторических источников?

5. Как развивалась отечественная историография? Назовите известных российских историков.

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

5. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / под ред. А.Н. Сахарова. - М. : ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 1. - М. : Проспект, 2010. - 718 с.

6. История России [Текст] : учебник / А. С. Орлов - М. : Проспект, 2009. - 525с.

 

Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.)

Семинарское занятие № 2

«Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства»

Цель занятия:

Изучить этногенез восточных славян, процесс образования и становления древнерусского государства

 

Задачи

- Раскрыть сущность проблемы этногенеза славян

- Выявить основные причины образования древнерусского государства

- Проследить развитие древнерусского государства в начальный период его существования

 

Основные термины, понятия:

Политеизм, тотем, норманнская теория, методология, «легенда о призвании варягов», монотеизм, переложная и подсечно-огневая системы земледелия, православие, полюдье, Русь, уроки, погост, «путь из варяг в греки», язычество.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Проблема этногенеза восточных славян. Историческая прародина славян.

2. Славянские племена: политический строй и основные занятия. Первые славянские города.

3. Язычество древних славян

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

5. Древнерусское государство при первых князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)

6. Военные походы Святослава.

7. Правление Владимира Святославовича

8. Предпосылки и значение принятия христианства. Крещение Руси.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Мозговой штурм на тему «Причины и последствия Крещения Руси»»

Примерные задания:

1. Проанализировать проблему прародины славян

2. Определить основные занятия восточных славян

3. Разрешить спор между норманистами и антинорманистами.

4. Написание реферата на один из вопросов, предложенных к подготовке к семинарскому занятию.

5. Законспектировать норманскую и антинорманскую теории происхождения Древнерусского государства.

6. Выявить причины и последствия Крещения Руси.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют теории происхождения славян? Где находилась прародина славян?

2. В чем суть политического строя и основных занятий восточных славян?

3. Кто считается основателем Древнерусского государства? Какие существуют теории происхождение Древнерусского государства?

4. Кто правил Древнерусским государством в Х веке?

5. Какие существовали предпосылки принятия христианства? Как сказалось принятие православия на последующем развитии Древнерусского государства?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993

 

 



2016-09-17 372 Обсуждений (0)
Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)