Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты
Цели занятия: - составить представление о сущности социальных систем различного уровня, - выделить социальное действие в качестве элементарного общественного явления, характеристики и разновидности социального взаимодействия; - выработать навыки анализа элементарных видов социального взаимодействия, встречающихся в практической деятельности сотрудников ОВД; - раскрыть сущность и значение социальных институтов в обеспечении стабильности социальной структуры общества; - выработать навыки анализа структуры социальных общностей, групп и организации, составить представление о механизмах возникновения и распада социальных систем, общностей и групп; -способствовать формированию личностных установок на необходимость сохранения системных качеств российского общества как основы его жизнедеятельности и патриотизма граждан, привитию толерантного отношения к интересам различных социальных общностей.
План: 1. Общество как социальная система. Функции и структура социальных систем. 2. Взаимодействие как простейшее социальное явление. Элементы социального взаимодействия и его основные формы. 3. Сущность, функции и виды социальных институтов. Институционализация и её этапы. 4.Основные социальные институты и их роль в обеспечении жизнедеятельности общества. 5. Социальные общности, группы и организации. Темы рефератов и докладов: 1. Теория социального действия М.Вебера. 2. Концепция социального взаимодействия П.А.Сорокина. 3. Проблема институциализации новых общественных отношений в современной России. 4. Концепция "идеальной бюрократии" Макса Вебера и её актуальность для современного российского общества. 5. "Проводники" социального взаимодействия и их обратное влияние на характер общественных отношений (по работам П.А.Сорокина). 6. Концепция возникновения, сохранения и распада коллективных единств П.А.Сорокина и возможность её применения для анализа современного российского общества. 7. Принципы классификации социальных общностей и использование их познавательных возможностей в деятельности ОВД. 8. Бюрократическая организация, ее достоинства и недостатки. 9. Общественное мнение как социальный институт. Основная литература: Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 5. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 4. Дополнительная литература: Борцов Ю.С. Социология: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. Волков Ю.Г.Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. Горшков М.К. Российское общество как оно есть(опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. Глобализация и социальные институты. Социологический подход /Н.И.Лапин, И.О. Девятко. М.: Наука, 2010. Гумплович Л. Основы социологи. Пер. с нем. Изд. 2-ое. М.:Либроком, 2010. Добролюбов С.В. Теория социогенеза обществ//Социс, 2010. №3. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности//Социс, 2010. №4. Кравченко С.А.“Нормальная аномия”: контуры концепции. 2014. № 8.
Методические рекомендации: При подготовке первого вопроса придерживайтесь следующей последовательности: · понятие социальной системы, признаки общества, отличающие его от других социальных систем · общество как социокультурная система · типы социальных систем · функции социальных систем и их реализация в различных типах социальных систем · понятие социальной структуры, ее основные элементы и роль в общественной системе · виды социальной структуры общества (по различным основаниям классификации)
Во втором вопросе семинара целесообразно рассмотреть следующие подвопросы: · социальное действие, его основные признаки · понятие социального взаимодействия · структура социального взаимодействия; характеристика ее компонентов · основные формы социального взаимодействия · социальные контакты, отношения и их характерные признаки · реализация различных форм социального взаимодействия в деятельности органов внутренних дел Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия может строиться по следующему плану: · сущность социального института и его значение для жизнедеятельности общества · функции социального института, их характеристика на примере одного из институтов · сущность и этапы процесса институциализации · виды социальных институтов
Четвертый вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения: · роль и значение социальных институтов в воспроизводстве и обеспечении целостности общественной системы · социальный институт права и его роль в обеспечении жизнедеятельности общества и воспроизводстве общественной системы · охрана правопорядка как социальный институт, его роль в обеспечении целостности общественной системы · общественное мнение как институт и его роль в жизни общества Пятый вопрос изложите по ниже приведенному плану: · сущность социальной общности, ее основные признаки · природно-географические, биологические и социальные условия возникновения, сохранения и распада социальных общностей · классификация видов социальных общностей; · массовые общности · социальные группы, их признаки, значение группового самосознания · виды социальных групп (малые и большие, первичные и вторичные социальные группы) и их значение для понимания общества · социальные организации их характерные черты и структура · признаки бюрократической организации согласно теориям К.Маркса, М.Вебера и Р.Мертона Семинар Время 4 часа Тема 5. Личность в системе социальных связей. Цели занятия: - ознакомиться с методологическими принципами исследования личности в социологии; - выработать навыки анализа социального статуса личности и её социальных ролей в различных общностях и организациях; -получить представление о социологической характеристике личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации и последовательности ее составления. - усвоить основные факторы и компоненты процесса социализации личности; - ознакомиться с методологическими принципами социологического подхода к изучению девиантного поведения и основными социологическими концепциями девиантного поведения; - способствовать привитию уважительного отношения к личности, правам человека и гражданина, реализации личностной установки на развитие индивидуальности. План: 1. Понятие личности в социологии и основные подходы к её изучению. Статусно-ролевая концепция личности. 2. Факторы, механизмы и этапы социализации личности. Социализация и ресоциализация. 3. Социологическая характеристика личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации. 4. Девиантное поведение личности, его социальные предпосылки и детерминанты. Классификация форм девиантного поведения в социологии. Темы рефератов и докладов: 1. Теория личности З.Фрейда и её развитие в неофрейдизме. 2. Теории развития личности Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида. 3. Проблема личности в социологической теории К.Маркса. 4. Использование статусно-ролевой концепции личности для создания "социального портрета" слушателя высшего учебного заведения МВД. 5. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. 6. Проблемы социальных отклонений в работе Э.Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд". 7. Молодежный экстремизм: происхождение и формы проявления. 8. Тенденции эволюции девиантных форм поведения в современном российском обществе.
Основная литература: Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 6, 7. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 5.
Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования, 2009, № 8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социальный портрет. М., 2010. Зубков В. И. Девиантность молодежи как результата ее неадекватной социализации//Соц.-гуманитарные знания, 2011. №4. Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи. Социологические исследования, 2009, № 11. Методические рекомендации:
Первый вопрос изложите в следующем порядке: · категории "человек", "индивид", «личность» - понятия раскрывающие многоплановость личности как явления · специфика социологического подхода к исследованию личности · классические социологические концепции личности · социальный статус и социальная дистанция как показатели положения личности в группе и обществе · основные виды социальных статусов и их характеристика · статусный профиль личности · несовместимость социальных статусов как личностная проблема · статусный набор личности курсанта Московского университета МВД России · социальная роль и ее нормативное содержание, ролевой набор · ролевое ожидание и ролевое поведение · причины возникновения ролевого конфликта · внутриролевые и межролевые конфликты · пути разрешения ролевых конфликтов
При рассмотрении второго вопроса раскройте следующие пункты плана: · социализация как процесс приобретения человеком социальных качеств · соотношение социализации, ресоциализации, социальной адаптации и воспитания · общественные условия и агенты социализации как ее факторы · механизмы социализации · основные этапы социализации индивида, их особенности · ресоциализация как особый вид социализации · категории населения современного российского общества нуждаются в ресоциализации? · проблема ресоциализации в деятельности органов внутренних
Третий вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения: · значение социальных характеристик личности для определения жизненных и профессиональных перспектив индивидов и выявления факторов девиантного поведения · характеристика личности на основе определение ее статусного профиля и исполнения ролевого набора главного социального статуса · характеристика личности на основе оценки особенностей социализации, влияющих на базисные качества личности При изучении материала и подготовке ответа на четвертый вопрос данной темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности: · девиантное поведение как отклонение от нормы, его позитивные и негативные проявления · особенность социологического подхода к объяснению девиантного поведения · теория социальной аномии, ее классические (Э.Дюркгейм) и современные (Р.Мертон и др.) трактовки · пять способов индивидуальной адаптации к условиям структурной социальной аномии Р. Мертона · теории субкультур о механизме приобщения индивида к различным формам девиантного поведения · теории конфликта о классовом господстве как причине социальной девиации · теория стигматизации о навешивании ярлыка девианта и ступенях движения индивида по пути девиантной карьеры · разновидности (ступени) девиантного поведения деструктивной направленности и критерии их различения · «слабые» формы девиации и применяемые к ним неформальные санкции · делинквентное поведение и административная ответственность · «восхождение» по ступеням девиации: делинквентная и криминальная «карьера» Семинар Время - 2 часа Тема 6. Социальное неравенство:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |