Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты



2016-09-15 433 Обсуждений (0)
Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия: - составить представление о сущности социальных систем различного уровня,

- выделить социальное действие в качестве элементарного общественного явления, характеристики и разновидности социального взаимодействия;

- выработать навыки анализа элементарных видов социального взаимодействия, встречающихся в практической деятельности сотрудников ОВД;

- раскрыть сущность и значение социальных институтов в обеспечении стабильности социальной структуры общества;

- выработать навыки анализа структуры социальных общностей, групп и организации, составить представление о механизмах возникновения и распада социальных систем, общностей и групп;

-способствовать формированию личностных установок на необходимость сохранения системных качеств российского общества как основы его жизнедеятельности и патриотизма граждан, привитию толерантного отношения к интересам различных социальных общностей.

 

План:

1. Общество как социальная система. Функции и структура социальных систем.

2. Взаимодействие как простейшее социальное явление. Элементы социального взаимодействия и его основные формы.

3. Сущность, функции и виды социальных институтов. Институционализация и её этапы.

4.Основные социальные институты и их роль в обеспечении жизнедеятельности общества.

5. Социальные общности, группы и организации.

Темы рефератов и докладов:

1. Теория социального действия М.Вебера.

2. Концепция социального взаимодействия П.А.Сорокина.

3. Проблема институциализации новых общественных отношений в современной России.

4. Концепция "идеальной бюрократии" Макса Вебера и её актуальность для современного российского общества.

5. "Проводники" социального взаимодействия и их обратное влияние на характер общественных отношений (по работам П.А.Сорокина).

6. Концепция возникновения, сохранения и распада коллективных единств П.А.Сорокина и возможность её применения для анализа современного российского общества.

7. Принципы классификации социальных общностей и использование их познавательных возможностей в деятельности ОВД.

8. Бюрократическая организация, ее достоинства и недостатки.

9. Общественное мнение как социальный институт.

Основная литература:

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 5.

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 4.

Дополнительная литература:

Борцов Ю.С. Социология: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.

Волков Ю.Г.Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.

Горшков М.К. Российское общество как оно есть(опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011.

Глобализация и социальные институты. Социологический подход /Н.И.Лапин, И.О. Девятко. М.: Наука, 2010.

Гумплович Л. Основы социологи. Пер. с нем. Изд. 2-ое. М.:Либроком, 2010.

Добролюбов С.В. Теория социогенеза обществ//Социс, 2010. №3.

Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности//Социс, 2010. №4.

Кравченко С.А.“Нормальная аномия”: контуры концепции. 2014. № 8.

 

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса придерживайтесь следующей последовательности:

· понятие социальной системы, признаки общества, отличающие его от других социальных систем

· общество как социокультурная система

· типы социальных систем

· функции социальных систем и их реализация в различных типах социальных систем

· понятие социальной структуры, ее основные элементы и роль в общественной системе

· виды социальной структуры общества (по различным основаниям классификации)

 

Во втором вопросе семинара целесообразно рассмотреть следующие подвопросы:

· социальное действие, его основные признаки

· понятие социального взаимодействия

· структура социального взаимодействия; характеристика ее компонентов

· основные формы социального взаимодействия

· социальные контакты, отношения и их характерные признаки

· реализация различных форм социального взаимодействия в деятельности органов внутренних дел

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия может строиться по следующему плану:

· сущность социального института и его значение для жизнедеятельности общества

· функции социального института, их характеристика на примере одного из институтов

· сущность и этапы процесса институциализации

· виды социальных институтов

 

Четвертый вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения:

· роль и значение социальных институтов в воспроизводстве и обеспечении целостности общественной системы

· социальный институт права и его роль в обеспечении жизнедеятельности общества и воспроизводстве общественной системы

· охрана правопорядка как социальный институт, его роль в обеспечении целостности общественной системы

· общественное мнение как институт и его роль в жизни общества

Пятый вопрос изложите по ниже приведенному плану:

· сущность социальной общности, ее основные признаки

· природно-географические, биологические и социальные условия возникновения, сохранения и распада социальных общностей

· классификация видов социальных общностей;

· массовые общности

· социальные группы, их признаки, значение группового самосознания

· виды социальных групп (малые и большие, первичные и вторичные социальные группы) и их значение для понимания общества

· социальные организации их характерные черты и структура

· признаки бюрократической организации согласно теориям К.Маркса, М.Вебера и Р.Мертона

Семинар

Время 4 часа

Тема 5. Личность в системе социальных связей.

Цели занятия:

- ознакомиться с методологическими принципами исследования личности в социологии;

- выработать навыки анализа социального статуса личности и её социальных ролей в различных общностях и организациях;

-получить представление о социологической характеристике личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации и последовательности ее составления.

- усвоить основные факторы и компоненты процесса социализации личности;

- ознакомиться с методологическими принципами социологического подхода к изучению девиантного поведения и основными социологическими концепциями девиантного поведения;

- способствовать привитию уважительного отношения к личности, правам человека и гражданина, реализации личностной установки на развитие индивидуальности.

План:

1. Понятие личности в социологии и основные подходы к её изучению. Статусно-ролевая концепция личности.

2. Факторы, механизмы и этапы социализации личности. Социализация и ресоциализация.

3. Социологическая характеристика личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации.

4. Девиантное поведение личности, его социальные предпосылки и детерминанты. Классификация форм девиантного поведения в социологии.

Темы рефератов и докладов:

1. Теория личности З.Фрейда и её развитие в неофрейдизме.

2. Теории развития личности Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида.

3. Проблема личности в социологической теории К.Маркса.

4. Использование статусно-ролевой концепции личности для создания "социального портрета" слушателя высшего учебного заведения МВД.

5. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.

6. Проблемы социальных отклонений в работе Э.Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд".

7. Молодежный экстремизм: происхождение и формы проявления.

8. Тенденции эволюции девиантных форм поведения в современном российском обществе.

 

Основная литература:

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - Гл. 6, 7.

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 5.

Дополнительная литература:
Давыдов А.П.Переход от цивилизационной идентичности к самоидентификации личности в России в условиях модернизации. Вопросы методологии // Философские науки. 2012. №11. С. 37-46.

Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования, 2009, № 8.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социальный портрет. М., 2010.

Зубков В. И. Девиантность молодежи как результата ее неадекватной социализации//Соц.-гуманитарные знания, 2011. №4.

Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи. Социологические исследования, 2009, № 11.

Методические рекомендации:

 

Первый вопрос изложите в следующем порядке:

· категории "человек", "индивид", «личность» - понятия раскрывающие многоплановость личности как явления

· специфика социологического подхода к исследованию личности

· классические социологические концепции личности

· социальный статус и социальная дистанция как показатели положения личности в группе и обществе

· основные виды социальных статусов и их характеристика

· статусный профиль личности

· несовместимость социальных статусов как личностная проблема

· статусный набор личности курсанта Московского университета МВД России

· социальная роль и ее нормативное содержание, ролевой набор

· ролевое ожидание и ролевое поведение

· причины возникновения ролевого конфликта

· внутриролевые и межролевые конфликты

· пути разрешения ролевых конфликтов

 

При рассмотрении второго вопроса раскройте следующие пункты плана:

· социализация как процесс приобретения человеком социальных качеств

· соотношение социализации, ресоциализации, социальной адаптации и воспитания

· общественные условия и агенты социализации как ее факторы

· механизмы социализации

· основные этапы социализации индивида, их особенности

· ресоциализация как особый вид социализации

· категории населения современного российского общества нуждаются в ресоциализации?

· проблема ресоциализации в деятельности органов внутренних

 

Третий вопрос семинара предполагает следующую последовательность изложения:

· значение социальных характеристик личности для определения жизненных и профессиональных перспектив индивидов и выявления факторов девиантного поведения

· характеристика личности на основе определение ее статусного профиля и исполнения ролевого набора главного социального статуса

· характеристика личности на основе оценки особенностей социализации, влияющих на базисные качества личности

При изучении материала и подготовке ответа на четвертый вопрос данной темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности:

· девиантное поведение как отклонение от нормы, его позитивные и негативные проявления

· особенность социологического подхода к объяснению девиантного поведения

· теория социальной аномии, ее классические (Э.Дюркгейм) и современные (Р.Мертон и др.) трактовки

· пять способов индивидуальной адаптации к условиям структурной социальной аномии Р. Мертона

· теории субкультур о механизме приобщения индивида к различным формам девиантного поведения

· теории конфликта о классовом господстве как причине социальной девиации

· теория стигматизации о навешивании ярлыка девианта и ступенях движения индивида по пути девиантной карьеры

· разновидности (ступени) девиантного поведения деструктивной направленности и критерии их различения

· «слабые» формы девиации и применяемые к ним неформальные санкции

· делинквентное поведение и административная ответственность

· «восхождение» по ступеням девиации: делинквентная и криминальная «карьера»

Семинар

Время - 2 часа

Тема 6. Социальное неравенство:



2016-09-15 433 Обсуждений (0)
Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Общество и его структура. Основные социальные институты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)