Бюджет и бюджетная политика
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Составляющие финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика, политика международных финансов. Бюджет – законодательно установленная роспись (план) доходов и расходов Правительства на определенный период времени [см. доп. лит. №4, с.109]. К бюджетам бюджетной системы РФ относятся: Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственный внебюджетных фондов; местные бюджеты. Бюджетный процесс включает: - Подготовку проекта бюджета; - Рассмотрение проекта и утверждение бюджета; - Исполнение бюджета; - Отчет об использовании и аудите исполнения бюджета. Бюджетные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных поступлений. Подготовка проекта бюджета: Подготовка проекта начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых в новом бюджетном периоде. Ключевыми показателями при подготовке бюджета являются: - Объем ВВП; - Уровень инфляции и налогов; - Цена за баррель нефти; - Динамика и структура государственных расходов; - Курс рубля. Основное внимание уделяется формированию приоритетных целей бюджета. Одновременно с проектом бюджета готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов. Проект бюджета основан на прогнозе, бюджетном послании Президента РФ, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики, на планах развития государственных и муниципальных секторов экономики. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на 3 года – очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное правило с 2013 года – для снижения конъектурной зависимости бюджета от цены на нефть вводится, основывается на расчете базисных цен на нефть за предыдущие 5 лет, как средняя величина. Если фактическая цена превысит базисную, то доходы будут направляться в резервные фонды государства. При падении цены недостающие доходы будут покрыты за счет использования средств резервного фонда. Используется правило следующим образом: а) периодически выполняется прогноз доходов Федерального бюджета на основе рассчитанной цены нефти – средней за установленный промежуток времени как трендовый показатель (цена отсечения нефтегазовых доходов); б) доходы, превышающие прогнозные значения, перечисляются в резервный фонд; в) после достижения резервным фондом порогового объема, средства начинают направлять на наполнение фонда национального благосостояния; г) объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть + максимально возможный дефицит бюджета в размере 1% ВВП. Рассмотрение проекта бюджета: 1) Нулевой этап разработки проекта бюджета Минфина и Министерства экономического развития, вместе с профильными комиссиями Госдумы начинается в апреле. 2) В августе бюджет поступает в Госдуму. В Госдуме бюджет проходит 3 чтения: 1) Рассматривается концепция бюджета и его макроэкономические параметры (доходы, расходы, дефицит, профицит). 2) Детальная структура доходов и расходов, определяется перечень защищенных статей, определяются параметры межбюджетных отношений (дотации, субвенции, субсидии, ссуды), программы внешних и внутренних заимствований. 3) Голосование по бюджету и утверждение его в качестве федерального закона. Исполнение бюджета: - осуществляет Правительство РФ, Счетная палата РФ (при Госдуме), Казначейство РФ. Федеральная налоговая служба контролирует использование бюджета. - контроль исполнения проводится в течение всего бюджетного периода. - текущий контроль осуществляют соответствующие комитеты Госдумы и Совета Федерации, заслушивая отчеты Правительства [см. доп. лит. №5, с.161-162]. Бюджетная политика – изменение государственных доходов и расходов, налоговых ставок и государственных займов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Бюджетная политика в составе финансовой политики государства включает в себя: политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней; политику в сфере межбюджетных отношений; политику в области бюджетных расходов. Виды бюджетной политики: 1) Стимулирующая – нацелена на преодоление циклического спада экономики, путем повышения государственных расходов и уменьшения налогов. 2) Сдерживающая – нацелена на ограничение подъема экономики путем увеличения государственных расходов и увеличения налогового бремени [см. доп. лит. №4, с.110]. Государственный бюджет может быть федеральным и консолидированным. Консолидированный бюджет – годовая роспись всех доходов и расходов федерального, регионального и муниципального бюджетов. Приоритетной задачей бюджетной политики является поддержание сбалансированности госбюджета, а также управление бюджетным дефицитом. Функции государственного бюджета: · Аккумулирование (концентрация) финансовых ресурсов в целях перераспределения и распределения средств между отраслями, регионами, отдельными слоями населения. · Обеспечение содержания государства и его институтов. · Стимулирование экономического роста по приоритетным для страны направлениям. · Социальная защита беднейших слоев населения, пожилых и детей. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законодательством, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Функции бюджетных расходов: 1. Политическая (поддержание существующего строя включает затраты на государственное управление, армию, безопасность, внешнеэкономическую деятельность и поддержку СМИ). 2. Социальная – целевое финансирование социальных расходов, стабилизация социальной ситуации в стране, смягчение различий в уровне доходов отдельных групп населения и поддержка отраслей социальной сферы. 3. Экономические – формирование конкурентной рыночной среды путем антимонопольных мер, поддержки малого бизнеса, структурной перестройки экономики, выполнения обязательств по выплате внутреннего и внешнего долгов. Изменяя структуру расходов, государство оказывает воздействие на размеры спроса и объема инвестиций, конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Сбалансированность бюджета – полное покрытие госрасходов доходами. Но лучше, если образуется остаток средств – профицит бюджета. Способы покрытия дефицита государственного бюджета: - Эмиссия денег Центральным Банком; - Внутренние и внешние займы у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций и в виде продажи государственных ценных бумаг. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в размере 15% суммы фактической величины налоговых поступлений в федеральный бюджет (за исключением 10% НДФЛ и сумм импортных пошлин). Финансовая помощь, выделяемая из данного фонда, называется трансферты [см. доп. лит. №5, с.164-167].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |