Экономическая база местного самоуправления
Экономическую базу МСУ составляют: 1) Муниципальная собственность (муниципальные предприятия, учреждения, организации). Местные власти определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, осуществляют регулирование цен и тарифов на их товары и услуги, назначают и увольняют руководителей. Кроме того, на территории МО есть предприятия, учреждения и организации (государственные и частные), не входящие в состав муниципальной собственности (СыктГУ). Отношения с этой группой строятся на основе договоров. Местные органы власти используют экономические технологии, которые способствуют исполнению местного бюджета, формированию внебюджетных источников финансирования, и которые можно применить в управлении муниципальной собственностью: - Планы, графики, распоряжения. - Мониторинг. - Анализ социально-экономических тенденции, целей и приоритетов развития территорий, использования ресурсов. На основе этих документов происходит регулирование бизнеса, привлекаются инвестиции, определяются цели, приоритеты использования ресурсов. 2) Имущественные права МО - органы местного самоуправления владеют, используют и распоряжаются имуществом. В собственности МО могут находиться: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (автомобильные дороги общего пользования, пассажирский транспорт, жилищный фонд, земельные участки); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. 3) Средства местных бюджетов и иные финансовые ресурсы (это финансовая основа местного самоуправления) [см. доп. лит. №11, с.250]. Показатели результативности МСУ: 1. Общеэкономические показатели (объем продукции легкой промышленности, объем капитальных вложений в жилищное строительство, образование); 2. Социальные – уровень развития социальной сферы, уровень материального благосостояния населения, оценка социального и психологического саморазвития граждан; 3. Экологические – превышение предельно допустимых норм вредных веществ; 4. Демографические (рождаемость, смертность); 5. Состояние социальной безопасности [см. доп. лит. №3, с.177-179, №9, с.249-250]. Местный бюджет Финансовую основу местного самоуправления составляют финансовые средства МО, в основе которых лежит местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. За образование, формирование и утверждение, исполнение отвечает орган местного самоуправления самостоятельно. Муниципальный бюджет – план доходов и расходов муниципального образования на планируемый финансовый год. Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твердой доле на постоянной основе. Регулирующие доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, с целью сбалансирования их доходов и расходов. К регулирующим доходам относят: процентные отчисления от федеральных и региональных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог); дотации; субвенции; средства, получаемые из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам. В общей структуре местного бюджета удельный вес регулирующих доходов больше удельного веса собственных. Основные расходы местного самоуправления связаны с затратами на образование, здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную защиту населения. Виды бюджета: · Постатейный – средства распределяются между статьями расходов; · Пооперационный – распределение затрат по видам операций; · Программный – создается под определенные программы, проекты. БОР – бюджет, ориентированный на результаты [см. доп. лит. №9, с.250-272, №11, с.252-256]. В РФ бюджеты всех уровней перешли на программный принцип распределения бюджетных средств. Это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результатов и наделение ресурсами на содержательные изменения в конкретных секторах экономики и социальной сферы. Взаимоотношения между распорядителями и получателями бюджетных средств по поводу поставок необходимой для муниципальных нужд продукции, выполнение работ, оказание услуг строятся через систему муниципального заказа. Форма муниципального заказа используется во взаимоотношениях органов местного самоуправления с коммерческими организациями через заключение с ними муниципальных контрактов. Муниципальный контракт – это договор, заключенный главным распорядителем бюджетных средств от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Размещение муниципального заказа производится на торгах. Виды торгов: открытый и закрытый конкурсы, открытый и закрытый аукционы. Муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к качеству, составу и объему, условиям, порядку и результатам оказания бюджетных муниципальных услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами. Муниципальное задание разрабатывается соответствующим главным распорядителем бюджетных средств в порядке, установленном местной администрацией, на срок до 1 года или до 3х лет с последующим ежегодным уточнением в зависимости от характера задания и срока, на который утверждается местный бюджет. Проведение конкурсных процедур при размещении муниципальных заданий не предусматривается, выполнение муниципального задания является обязательным [см. доп. лит. №3, с.300-303]. Вывод: таким образом, макроэкономическое воздействие на принятие решений органами муниципального управления осуществляется, прежде всего, через принятие и исполнение федеральных нормативно-правовых актов, через экономические методы государственного регулирования. В свою очередь, управленческие решения органов местного самоуправления влияют на функционирование организаций, учреждений и предприятий (государственных, муниципальных, частных) через принятие и исполнение местных правовых актов и через экономические муниципальные технологии.
Вопросы и задания для самопроверки: 1.Какие типы организационных структур используются в муниципальном управлении? 2.Что составляет экономическую основу местного самоуправления? 3.Что такое муниципальная собственность? 4.Опишите структуру доходов местных бюджетов? 5.Какова принципиальная структура местного бюджета? 6.Каковы основные направления расходов местных бюджетов? 7.Каковы полномочия и методы прямого воздействия органов государственной власти на формирование местных финансов? 8.Перечислите основные проблемы современного местного самоуправления в РФ. 9.Рассмотрите понятие и признаки муниципальной службы. 10.Какой вид местного бюджета является наиболее результативным и эффективным?
Комплексные вопросы по итогам изучения курса ГМУ: 1.Какие элементы ГРЭ мотивируют принятия решений органами государственного регулирования? 2.Какие элементы макроэкономической среды влияют на функционирование предприятий? 3.Какие элементы макроэкономической среды воздействуют на функционирование органов государственного и муниципального управления?
Рекомендуемая литература: Основная: 1.Василенко И.А. Государственной и муниципальное управление: Учебник для бакалавров. Рек. УМО — 5-е изд. - М: Юрайт, 2013 (25 экз.). 2.Крупенков В. В., Мамедова Н. А., Мельников А. А., Кривова Т. А. Государственное и муниципальное управление. Учебно-практическое пособие.- М.: Евразийский открытый институт, 2012.- 335 с. ЭБС «BiblioClub». Дополнительная: 1.Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 2011. 2.ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Действующая редакция от 02.03.2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ 3.ФЗ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Действующая редакция от 22.12.2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172557/ 4.Бабун Р. Организация муниципального управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. 5.Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред.Н.И. Захарова. -М.: Инфра-М, 2014. 6.Кузнецова И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2010. 7.Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. 8.Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2010. 9.Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. -М.: Кнорус, 2009. 10.Шамарова Г.Н. Основы государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 11.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Юристь, 2010.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |