Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие общества как цивилизационное



2016-09-17 324 Обсуждений (0)
Развитие общества как цивилизационное 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие цивилизации.

2. Типы цивилизаций в истории общества и проблемы их классификации.

3. Специфические особенности западной и восточной цивилизаций.

4. Понятие техногенной цивилизации. Феномен информационного общества.

5. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций».

 

1. Цивилизация – общество, следующее за варварством.

2. Цивилизация – синоним культуры.

3. Цивилизация – ступень развития какого-то региона.

Цивилизация – такой период развития человеческого общества, связанный с утопией типа.

Можно выделить следующие общепризнанные черты:

1) связь с культурой;

2) социум, который противопоставляется варварству;

3) неповторимость, уникальность данной цивилизации.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых общими традициями и духовными ценностями, сходство экономической и политической жизни, образом жизни, менталитетом, этническими и географическими признаками.

Данилевский, Кателим Сорокин. 1871 год Данилевский написал книгу «Россия и Европа». Шпендлер «Закат вропы».

Восточная, античная, средневековая, эпоха возрождения, современная.

НА современном этапе:

1. Западная.

2. Восточно-европейская.

3. Арабская.

4 Индийская.

5. Китайская.

6. Японская.

7. Латино-американская.

8. Африканская.

Отличия философий.

  Восточная Западная
Традиционализм Антитрадиционализм
Приоритет государственного над личном. Приоритет личного над государственным
Тоталитарные формы управления Демократические формы управления
Иррационализм Рационализм
Государственно регулирования экономики Свободное предпринимательство
Религиозные, социальные ограничения свободы личности Свобода личности (с чем связан индивидуализм)

 

Основные черты информационного общества:

1) определяются роль и высокий уровень технологий;

2) доминирующая роль сфере услуг;

3) изменение характера труда;

4) особые требования к работнику.

2 принципа:

1) максимум производительности;

2) если что-то технически возможно, то оно обязательно осуществляется.

3 уровня риска:

1) нормальный;

2) повышенный;

3) чрезмерный.

Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. После 1917 года конфликт идеологий.

Причины столкновений цивилизаций:

1) расхожесть по языку, обычаям и так далее;

2) рост самосознания;

3) усиление экономического регионализма.

Полилог – разновидность диалогической речи.

Характерно речевое лидерство одного из участников, ситуативность, спонтанность, нелинейность речи.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, духовной интеграции и унификации.

Одним из результатов является создание единой экономики, а с другой разрушения национального суверенитета.

 

 

Философия культуры

1. Понятие культуры. Основные парадигмы её философского анализа.

2. Структура культуры и её основные функции. Закономерности в развитии культуры.

3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусства, религия как форма духовной жизни.

4. Проблема единства многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.

 

Гердер: «Культура – развитие способностей ума». Гегель относил к искусству, религии и морали.

Основные черты классического понимания культуры:

1. Рационализм.

2. Освобождение человека от природы.

3. Светская культура.

4. Историзм как черта классического понимания.

5. Отдельного человека.

З. Фрейд:

1) полезность;

2) аккуратности, красота, порядок;

3) уважение к высшим интеллектуальным ценностям.

Подходы:

1. Аксиологический или ценностный подход.

С этой точки зрения есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и использования для блага человечества.

2. Деятельностный.

Культура определяется через многообразные виды человеческой деятельности.

Культура – специфический способ организации жизнедеятельности, представленный в виде человеческой деятельности.

3. Семиотический.

Семиотика – наука о знаках и символах.

Фрейд: «Культура – какая-то там что-то энергия либидо».

Материальное производство и система труда – 1 основание создания культуры.

1. Взаимоотношение между новациями и традициями.

2. Преемственность.

3. Диалог культуры.

Основные формы культурной динамики:

1) культурогенез – формирование новых на основе старых традиционных;

2) трансляция – передача культуры другим поколениям;

3) диффузия;

4) трансформация.

Структура культуры:

1) искусственная среда обитания человека;

2) информация;

3) трансформированные сообщества;

Функции:

1) преобразовательная;

2) познавательная.

Материальная культура представляет из себя достижения, связанные с практической деятельностью людей. Материальная и духовная культура не изолированы. Духовная культура развивается из уровня материальной культуры общества. Духовная культура объективируется в моральной культуре. Современная культура по своему назначению делится на элитарную и массовую.

Элитарная культура – сфера творчества, связана с профессиональным производством культурных явлений, приобретающих вследствие статус культурных канонов.

Обладает чертами:

1) высокий профессионализм;

2) высокая степень закрытости.

Предпосылки современной культуры:

1) СМИ;

2) индустриально-коммерческое производство культуры;

3) превращение культуры в сферу организованного бизнеса;

Основные признаки:

1) примитивность;

2) развлекательность;

3) ориентированность на подсознание.

Мораль возникает с возникновением общества как регулятор поведения людей.

Нравственность поступка оценивается по результату.

Мораль:

1) полезность;

2) гедонизм;

3) денежное сумасшествие.

Мораль или нравственное сознание – совокупность норм и принципов, в соответствии с которыми регулируется деятельность людей в обществе.

Нравственное сознание включается в себя:

1) нравственные ценности;

2) нравственные идеалы;

3) нравственные чувства;

4) нравственные понятия или категории.

Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоение мира на естественный и сверхъестественный.

Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное.

Сверхъестественное – то, что наука не может познать.

 

 

Стёпин – Философия. Минск, 2006.

Философия науки

Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования.

Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла.

3 аспекта:

1) система знаний об мире;

2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний;

3) наука – социальный институт.

1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях.

В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее.

В узком смысле философия науки – способ постижения мира.

Это особое философское направление.

Формы осмысления научного познания:

1. Проблема познаваемости мира.

2. Структура или основные уровня познания.

3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания.

4. Проблема истинности знания.

Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира.

Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания.

Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания.

Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения.

Отношения объекта и субъекта. Точки зрения.

1. Созерцательный материализм.

Позиция здравого смысла, обыденного познания.

2. Идеалистический эмпиризм.

Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым».

3. Позиция Канта.

По мнению Канта, человек предписывает законы природе.

4. Марксистская философия.

Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека.

Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности.

Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер.

Выделяются 2 основных уровня познания:

1. Чувственное.

Познание при помощи органов чувств.

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром.

2. Рациональное.

Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества.

К иррациональному относятся чувства.

В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту.

Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе.

Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте.

Абсолютное знание – совокупность относительных истин.

Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки.

Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины.

Когерентная концепция (лат. находящийся в знании).

Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности».

Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения».

Плюрализм (множественность истины).

3 вида познания:

1. Донаучное.

Религия, мифология.

2. Научное.

3. Вне научное (псевдонаука).

Антинаука, лженаука.

Специфические признаки научного познания.

1. Предметность и объективность.

2. Практическая направленность.

3. Обоснованность, аргументированность.

4. Системный характер научного знания.

5. Прогнозирование.

6. Особые средства научного познания.

7. Определённые ценностные ориентации науки.

Основные функции науки:

1. Культурно-мировоззренческая.

Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека.

2. Производственная.

3. Социально-преобразующая функция науки.

 

 

Наука в античности

1. Начало. Протонаука. Становлении науки в античный период.

2. Становление дисциплинарно-организованной науки в новое время.

3. Понятие и основные типы научной рациональности.

4. Социокультурные и методологические предпосылки науки в современном обществе.

5. Феномен паронауки, изотеризм и девиантная наука.

 

Условия.

1. Недостаточное религии и мифологии.

2. Необходимость рационального знания.

3. Практическая потребность.

Система знаний в Египте находилась под толщей мистических символов.

Был открыт закон причинности: «Ни одна вещь не происходит просто так».



2016-09-17 324 Обсуждений (0)
Развитие общества как цивилизационное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие общества как цивилизационное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)