Характерные черты советского общества в 20-30-е гг. XX века
В экономической сфере: - полное подчинение производителя государству; - отсутствие свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением; - монополия государства на средства производства; - милитаризация экономики; - государственное регулирование имущественных отношений. В политической сфере: - однопартийная система; - сращивание партийного и государственного аппаратов; - унификация всей общественной жизни; - отсутствие реальных свобод в обществе; - наличие мощного репрессивного аппарата. В духовной сфере: - господство однопартийной идеологии; - полный государственный контроль над образованием и СМИ; - унификация духовной жизни; - диктат атеизма. В сфере национальных отношений: - федеративное государство по форме, унитарное - по сути; - тенденция к русификации народов СССР; - ограничение политических и экономических прав союзных и автономных республик. 2. Конституция 1936 г."Сталинская конституция", или "Конституция победившего социализма". Принята VIII Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 г. и действовала (с дополнениями и изменениями) до 1977 г. Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 г. одним из самых передовых для своего времени. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция признавала СССР федеративным государством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, разграничивала компетенцию союза и союзных республик. Конституция, как и предыдущие законодательные акты, устанавливала систему органов государственной власти. Структура системы государственной власти: - Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. - Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат. - Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) - высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР. - Народные комиссариаты - органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских. - На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы депутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года. - Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР. Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г. стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические, духовные. Также гарантировалось равенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы. Избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей. Конституция 1936 г. являлась гибкой по своему характеру. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат. 3. "Культурная революция". Идеологический контроль За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Цель - ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов — 9,1 %, якутов — 7,2, киргизов — 5,8, таджиков — 3, туркмен — 2,7 %. По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ликвидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 — 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек. Для того чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение. Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества. Согласно решениям партии и правительства всеобщее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основном было осуществлено на всей территории СССР. В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 — 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 — 1937 гг. — 18778 школ. Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. — 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возможность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку — около 1 млн. человек. Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках. В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти. *Задание для внеаудиторной самостоятельной работы: заполнение кроссворда "Культурное развитие России в 1920-1930-е гг."
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |