Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты советского общества в 20-30-е гг. XX века



2016-09-17 3384 Обсуждений (0)
Характерные черты советского общества в 20-30-е гг. XX века 5.00 из 5.00 3 оценки




В экономической сфере:

- полное подчинение производителя государству;

- отсутствие свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением;

- монополия государства на средства производства;

- милитаризация экономики;

- государственное регулирование имущественных отношений.

В политической сфере:

- однопартийная система;

- сращивание партийного и государственного аппаратов;

- унификация всей общественной жизни;

- отсутствие реальных свобод в обществе;

- наличие мощного репрессивного аппарата.

В духовной сфере:

- господство однопартийной идеологии;

- полный государственный контроль над образованием и СМИ;

- унификация духовной жизни;

- диктат атеизма.


В сфере национальных отношений:

- федеративное государство по форме, унитарное - по сути;

- тенденция к русификации народов СССР;

- ограничение политических и экономических прав союзных и автономных республик.

2. Конституция 1936 г."Сталинская конституция", или "Конституция победившего социализма". Принята VIII Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 г. и действовала (с дополнениями и изменениями) до 1977 г.

Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 г. одним из самых передовых для своего времени.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция признавала СССР федеративным государством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, разграничивала компетенцию союза и союзных республик.

Конституция, как и предыдущие законодательные акты, устанавливала систему органов государственной власти.


Структура системы государственной власти:

- Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

- Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат.

- Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) - высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР.

- Народные комиссариаты - органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских.

- На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы депутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года.

- Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР.

Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г. стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические, духовные.

Также гарантировалось равенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

Избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей.

Конституция 1936 г. являлась гибкой по своему характеру. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат.

3. "Культурная революция". Идеологический контроль

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Цель - ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов — 9,1 %, якутов — 7,2, киргизов — 5,8, таджиков — 3, туркмен — 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 — 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 — 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 — 1937 гг. — 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. — 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку — около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

*Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:

заполнение кроссворда "Культурное развитие России в 1920-1930-е гг."




2016-09-17 3384 Обсуждений (0)
Характерные черты советского общества в 20-30-е гг. XX века 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Характерные черты советского общества в 20-30-е гг. XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)