Принятие христианства на Руси
Христианизация протекала сложно и противоречиво.Язычество еще долго сохраняло свои позиции. Поэтому на Руси сложилось общество двоеверия - общество, в сознании и мировоззрении которого переплелись элементы христианской и языческой религии.Осевая революция – переход от политеизма к монотеизму. Рисунок 13 - Церковная организация на Руси Уже в конце X века на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образцу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху. Митрополиты и епископы владели землями, сёлами и городами. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину – десятую долю получаемых даней и оброков. 2. Социально-экономический и политический строй Древней Руси
Рисунок 14 – Социальная структура населения
Рисунок 15 - Основные категории населения
Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Земля в то время была основным богатством и основным средством производства. Вотчина - вид феодальной собственности на землю, существовавший в древнерусском государстве, как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами её были князья, бояре, церковь. На Руси одним из условий держания было так называемое «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания. Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этого слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения – крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати
Рисунок 16 - Схема государственного устройства Древней Руси
В IX – X веках на Руси действовала система норм устного, обычного права. В процессе формирования государства возникла необходимость кодифицированного права. Источниками ее кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика.
Рисунок 17 – Свод законов «Русская Правда»
Первый письменный свод законов «Русская Правда» представляет собой целый комплекс юридических документов X I - XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда, в зависимости от редакции, подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей: Правда Ярослава (1- 18 статей) и Правда Ярославичей (19-52 статей). Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Вторая часть – Пространная -содержит 121 статью. Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды. Свод законов «Русская Правда» был направлен, прежде всего, на: - установление порядка в стране; - ограничение кровной мести (месть заменялась вирой -штрафом); - фиксирование социального неравенства; - защиту княжеской власти и частной собственности; - регулирование общественных отношений на основе закона.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |