Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие христианства на Руси



2016-09-17 940 Обсуждений (0)
Принятие христианства на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




988 год

 

 


Причины Значение
Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе. Укрепило государство и власть князя.
Оправдание социального неравенства. Повысило международный авторитет Руси.
Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям. Способствовало приобщению Руси к византийской культуре, распространение письменности и грамотности.
  Христианство – моральный стержень объединения русских людей.
Укрепление института семьи.

 

Христианизация протекала сложно и противоречиво.Язычество еще долго сохраняло свои позиции. Поэтому на Руси сложилось общество двоеверия - общество, в сознании и мировоззрении которого переплелись элементы христианской и языческой религии.Осевая революция – переход от политеизма к монотеизму.

Рисунок 13 - Церковная организация на Руси

Уже в конце X века на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образцу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.

Митрополиты и епископы владели землями, сёлами и городами. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство.

Князья на содержание церкви давали десятину – десятую долю получаемых даней и оброков.

2. Социально-экономический и политический строй Древней Руси

Высшие сословия
Служители культа
Князья
Волхвы (языческие жрецы до принятия христианства)
Православное духовенство (с X в.)
Вожди племен, позже – правители государственных образований
Бояре
Дружинники
Потомки родоплеменной знати, воеводы, наместники областей
Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции

 


Рисунок 14 – Социальная структура населения

Низшие сословия
Служители культа
Холопы
Градские люди
Свободные крестьяне – общинники
Зависимая социальная группа, близкая к рабам
Горожане
Смерды. Зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя
Закупы. Смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, орудиями труда и т.п. и обязанные отработать этот долг
Рядовичи. Смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него
Долговые холопы
Челядь (военнопленные)
Купцы (гости)
Ремесленники

 


Рисунок 15 - Основные категории населения

 

 

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Земля в то время была основным богатством и основным средством производства.

Вотчина - вид феодальной собственности на землю, существовавший в древнерусском государстве, как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами её были князья, бояре, церковь.

На Руси одним из условий держания было так называемое «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания.

Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этого слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения – крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати

 

Великий КНЯЗЬ
  Дружина
Княжеские съезды
  Церковь
§ Политическое устройство не было стабильным, § институты центральной власти (великий князь, волостные князья) постепенно приходили в упадок, а роль удельных князей и крупных городов росла, § значение церкви росло по мере утверждения христианства в общественном сознании.
Князь – Правители волостей Удельные князья – после 1054 г.
  Дружина
Вече волостных городов
Торгово-промышленная знать

 


Рисунок 16 - Схема государственного устройства Древней Руси

 

В IX – X веках на Руси действовала система норм устного, обычного права. В процессе формирования государства возникла необходимость кодифицированного права. Источниками ее кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика.

Рисунок 17 – Свод законов «Русская Правда»

 

Первый письменный свод законов «Русская Правда» представляет собой целый комплекс юридических документов X I - XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда, в зависимости от редакции, подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей: Правда Ярослава (1- 18 статей) и Правда Ярославичей (19-52 статей). Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Вторая часть – Пространная -содержит 121 статью. Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

Свод законов «Русская Правда» был направлен, прежде всего, на:

- установление порядка в стране;

- ограничение кровной мести (месть заменялась вирой -штрафом);

- фиксирование социального неравенства;

- защиту княжеской власти и частной собственности;

- регулирование общественных отношений на основе закона.

 



2016-09-17 940 Обсуждений (0)
Принятие христианства на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие христианства на Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)