Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование Российского централизованного государства (РЦГ)



2016-09-17 650 Обсуждений (0)
Образование Российского централизованного государства (РЦГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Русское государство в конце XV – начале XVI вв. В 15 в. продолжилось формирование феодального землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постепенно превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появилась еще одна форма феодального владения – поместье (условное держание земли). Поместье считалось временной собственностью владельца, принадлежавшей великому князю. Оно не могло переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак, существовали и вотчины, и поместья.

Опорой великого князя были бояре, составляющие Боярскую Думу. Наряду с боярами, в Думу входили окольничие. Боярская Дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Появилась должность казначея, который ведал казной князя и сношениями с иностранными государствами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерны:


1) централизация (создание аппарата управления);

2) сословность.

В отличие от западноевропейских стран, на Руси сословия создавались самим государством. Главные сословия:

1. Военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содержали сами себя и своих людей; у них было право владеть землей и крестьянами).

2. Городские (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну).

3. Крестьянство (тягловое сословие и в пользу государства, и в пользу помещика).

Создалось служилое государство, где все люди должны служить князю. Сословие появляется тогда, когда их статус получит закрепление в законодательном порядке. Территория страны разделена на уезды. Уезды делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Существовала система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения).

Местничество – порядок служебных отношений в 15-17 вв., в зависимости от знатности и родовитости. Все знатные фамилии располагались по иерархической лестнице, а наверху стояли Рюриковичи.

Правление Ивана III. (1462-1505 гг.) С 1485 г. московский государь стал именоваться “государем всея Руси”. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III (свод законов). Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала на другие земли строго определенным временем: неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделей после этого дня. За уход от землевладельца надо было платить “пожилое” – плату за прожитые годы. Но это еще не означало окончательное закрепощение крестьян. Крестьяне 15-16 вв. платили феодалу натуральный оброк. Денежные повинности лишь возникали.


Основные направления
деятельности Ивана III (1462 – 1505)

Присоединены Ярославль, Ростов (1463), Новгород Великий (1478), Тверь(1484).
Борьба с Ливонским орденом (1479-1483). Война с Литвой (1500-1503)-присоединение Черниговской и Новгород-Северской земель. Постройка крепости Ивангород на Нарве (1493).
В результате «стояния на Угре» 1480 г. была окончательно ликвидирована зависимость от Орды.
Создается дворянское ополчение. Дворяне получают поместья.
Идет формирование аппарата Российского централизованного государства.
  Закладываются основы местного сословного самоуправления.
  Иван III
Оформление идеологии Российского государства. Подчеркивается преемственность от Византии (принят герб с изображением двуглавого орла, женой Ивана стала византийская принцесса Софья Палеолог).
Строительство Московского Кремля, соборов Грановитой Палаты.

 


Рисунок 23 - Основные направления деятельности Ивана III

 

Образование единого государства - объективный процесс создания общих границ, общей системы управления, единой экономической структуры, протекавший на территории русских земель и княжеств с конца XIV в. и завершившийся в XVI в. Сопровождался ликвидацией политических перегородок внутри страны, быстрым усилением великокняжеской власти, полным подчинением ей местных центров. Хронологически совпадал с образованием абсолютистских государств в европейских странах, но не был основан на аналогичных экономических процессах. В качестве катализатора образования единого государства в России выступала необходимость борьбы с внешними врагами.

Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства XIV-XVI вв. Важную роль в объединении страны сыграла церковь. Её иерархи выступали за единство земель, стремились примирить князей. Московское княжество своим возвышением во многом обязано митрополиту Петру, который покровительствовал Ивану Калите. Огромная заслуга в духовном возрождении страны принадлежит основателю Троице-Сергиева монастыря Сергию Радонежскому (1314 - 1392 гг.).

Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в.

Русская православная церковь остро отреагировала на решение Флорентийского собора 1439 г., который признал верховенство папы римского над Константинопольской православной церковью. Поддержавший это решение русский митрополит Исидор в России был объявлен «неистовым» еретиком. Вслед за этим без согласия константинопольского патриарха по инициативе Василия II на митрополичий престол возвели рязанского епископа Иону.

Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

После падения Византии (1453 г.) родилась идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй. Монах псковского Елизарова монастыря Филофей обратился к Василию III с посланием, в котором назвал Москву «третьим Римом». Первым мировым центром христианства он считал Рим, вторым – Константинополь. На Москву, по мнению Филафея, история возложила особую миссию. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

Сближению интересов государства и церкви мешала проблема монастырского землевладения. В конце XV-начале XVI в. церковь превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным вопросам и ряду других вопросов над всем населением государства. Она же во многом определяла идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стороны, стремление государства к подчинению земель церкви, а с другой – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей (стригольники, жидовствующие). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.

Основные даты:

- 1304 г. – начало соперничества Москвы и Твери за лидерство в процессе объединения русских земель.

- 1327 г. – восстание в Твери, связанное с деятельностью баскака Чолхана, в подавлении которого принимал участие Иван Калита.

- 1325-1340 гг.– правление Ивана Калиты.

- 1363-1389 гг.– правление Дмитрия Донского.

- 1378 гг. – разгром князем Дмитрием Ивановичем ордынцев на реке Вожже.

- 1380 г., 8 сентября – Куликовская битва.

- 1382 г.– поход хана Тохтамыша на Москву, восстановление выплаты дани Золотой Орде.

- 1385 г. – Кревская уния: династический брак литовского князя Ягайло и польской королевы Ядвиги, введение католичества в Литве как государственной религии.

- 1439 г. – Флорентийская уния: признание византийской православной церковью власти папы Римского.

- 1462-1505 гг. – правление Ивана Третьего.

- 1471 г. – битва на реке Шелони, связанная с попыткой Ивана Третьего подчинить Новгород Москве.

- 1478 г.– ликвидация независимости Новгорода и присоединение его к Московскому княжеству.

- 1480 гг. – стояние на реке Угре, падение ордынского ига.




2016-09-17 650 Обсуждений (0)
Образование Российского централизованного государства (РЦГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование Российского централизованного государства (РЦГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)