Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5.3 Культура Руси конца XIII-XVII вв



2016-09-17 1505 Обсуждений (0)
Тема 5.3 Культура Руси конца XIII-XVII вв 0.00 из 5.00 0 оценок




План изучения темы:

1. Культура XIII— XV веков.

2. Культура XVI века.

3. Культура XVII в.


Краткое изложение теоретических вопросов

 

Культура XIII – XV веков

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.

Архитектура. Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах.

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.)– итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский(1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.) - Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов их создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари .

Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

 

Культура XVI в.

Литература XV – XVI вв.В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи». Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика: важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федорови Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол»,на следующий год - «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных

Архитектура.В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Культура XVII в.

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40—е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Архитектура. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля"или "московского барокко" Заметнуюроль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К. Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный разобранный позже царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича, широко используются многоцветные изразцы, белокаменные детали, что придавало постройкам праздничный вид.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И. Репнина, Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина).



2016-09-17 1505 Обсуждений (0)
Тема 5.3 Культура Руси конца XIII-XVII вв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5.3 Культура Руси конца XIII-XVII вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)