Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Передача равновесия в композиции



2016-09-17 788 Обсуждений (0)
Передача равновесия в композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции

 

Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция

 

 

Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету , б – неуравновешенная по цвету

 

 

Упражнения

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию. Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

 

 

 

Можно представить, что на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая - пейзаж. Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций.

Урок № 19. Рисунок

Цели и задачи: Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Домашняя работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

Рисунок — древнейший вид изобразительного искусства. Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения. Уже тогда рисовали свинцовыми, серебряными и другими металлическими грифелями, итальянским карандашом, графитом, сангиной, углем, мелом, пастелью, а также жидкими материалами — бистром, тушью, разноцветными чернилами, акварелью, белилами. Рисунки создавали с помощью птичьих и тростниковых перьев, кистей на белой и тонированной бумаге.

 

Рису́нок— вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются:

По целевому назначению:

· Академический рисунок – это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения различных форм и признаков.

· Творческий рисунок – это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимания художника.

По технике выполнения:

· Оригинальный – рисунок выполненный художником от руки в одном экземпляре.

· Печатный – делается с клише оттиском на бумаге.

По использованию изобразительных средств:

· Линейный – бывает светлым, легким, обобщенным. Линиями создается художественный образ.

· Тоновый или тональный – позволяет дать более полную характеристику предмета и среды передачей объемности формы, освещенности и пространственных отношений.

· Силуэтный – контурный рисунок простейший вид тонового рисунка, в контуре бывает очень ярко выражается характер, движение и др. свойства.

 

 

 

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства. Тщательно проработанные, законченные рисунки на отдельных листах — станковые произведения. В отличии от тиражной графики они существуют лишь в единственном экземпляре.

 

Рисунок — средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках, более длительных зарисовках или рисунках. Рисунок может быть подготовительным этапом при создании живописных полотен, фресок, мозаик, витражей. Архитектор или дизайнер свой первоначальный замысел проекта фиксируют с помощью рисунка в эскизах. Наброски и эскизы порой имеют большое художественное значение, особенно если они выполнены выдающимися художниками.

 

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.

Любая работа художника начинается с рисунка. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессиональной подготовки художника. Слушатели Академии художеств и студенты специальных вузов выполняют академические рисунки — многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов.

№ 20. Язык графики

Цели и задачи: Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Домашняя работа: посещение картинной галереи, графических выставок.

 

Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы. Однако, эстамп — трудоёмкая работа, требующая высочайшего мастерства от исполнителя.

Виды эстампа:

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати, эстампные техники можно разделить на четыре больших объёма.

· Высокую печать: гравюра на дереве (обрезная и торцовая); линогравюра; гравюра на картоне.

· Глубокую печать: офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра.

· Плоскую печать: литография, монотипия.

· Трафаретную печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

 

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков. Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

 

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит. Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее. Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

 

Офорт, или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками. Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии.

 

Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Линогравюра Ксилография Офорт Литография

Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком.

Создайте графическую композицию в технике монотипия.

· Инструменты и материалы: несколько листов бумаги, гуашь, средство для мытья посуды или жидкое мыло, кисти. План работы:

· Разведите краски в небольших бутылочках и добавьте к ним немного мыльного раствора в пропорции 1 : 5. Краски должны быть не совсем жидкими, но и не очень густыми.

· Кистью нанесите краски на лист бумаги, подобрав цвета, которые вам нравятся, и дайте им немного раствориться одна в другой.

· Быстрым движением к этому листу прижмите другой лист бумаги на полминуты-минуту

· Разъедините листы бумаги, а оттискам дайте высохнуть.

· Рассмотрите полученный результат, попробуйте увидеть в цветных пя-нах какой-либо сюжет или одиночное изображение.

· Кистями и краской или другими материалами дорисуйте свою работу, добавив детали и элементы, которых не хватает.

 

Урок № 21. Выразительные средства графики

Цели и задачи: Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников. Домашняя работа: выполнение несложных графических упражнений.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. С помощью этих средств мы можем получить любой эффект какой могли задумать, от декоративного панно до фотореализма.

Точка это одно из самых сложных средств, которые может использовать художник и требует очень напряженной и трудоемкой работы. Точка почти всегда дает декоративный эффект. Точечное изображение строится на основе точек разной величины (ручкой, пером, карандашом), варьируется также степень нажатия на материал.

Линия это след от движения точки. Чем меньше будет точка, тем тоньше будет линия. Линия, так же как и точка, если используется чересчур обширно, делает наше произведение декоративным. Однако декоративность исключается, когда речь заходит о контуре предмета, здесь она часто соседствует со штрихом. В зависимости от задачи художника может быть использована прямая, волнистая, ломаная. Линия может быть как точная в одну длину, так и разнотолщинная, то почти исчезающая на бумаге, то мощно выходящая из нее.

Штрих в отличие от линии имеет короткую длину и не может быть единичным. Задача штриха-передача тона, фактуры, объема. Штрихи могут быть разной длины, толщины. Штриховка-основное графическое средство, используемое в графике. В зависимости от степени нажатия на карандаш, его мягкости, а так же от чистоты штриховки мы можем получить именно тот эффект который изначально задумали. Для того чтобы максимально передать объем предмета следует проводить штриховку по форме предмета.

Упражнения : прямая штриховка ; крестовая штриховка; контурная штриховка

 

Пятно. Пятновая графика двумерна и не имеет объема. Особенно выигрышна такая техника в изображении силуэта.

Силуэт — разновидность графической техники (гравюра, фотография) в искусстве портрета, имевший распространение в XVIII веке.

Искусство силуэта возникло в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — китайские тени. Слово силуэт происходит от фамилии французского государственного деятеля, который жил в XVIII в. Однажды на него была сделана карикатура в виде теневого профиля. Звали этого деятеля Этьен де Силуэт. С того времени плоскостные однотонные изображения человека, животного или предмета, похожие на их тени, стали называть силуэтами. В виде силуэта изображали портреты, сценки из жизни, натюрморты, цветы.

 

 

Техники выполнения:

· Простейшая: нарисовать силуэт на чёрной бумаге и вырезать, наклеить на белую бумагу сделанное изображение.

· Рисовать тушью.

· Профессиональный вариант: гравюра на меди, цинке, латуни или литография. Требует особые краски и приспособления (литографское оборудование, станок и т. д.).

 

Тон есть понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона — его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон» всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный.

В природе имеется бесконечное множество тонов. Бесполезно пытаться передать тоном каждый едва различимый оттенок цвета. Кроме этого, слишком большое количество разнообразных тонов создает в картине неразбериху. Художники, как правило, стараются упростить тоновое изображение, используя только несколько тонов, с помощью которых можно создать достаточно живой рисунок. Простой натюрморт будет выглядеть очень выразительно при использовании всего лишь трех тонов.

 

Урок № 22. Язык живописи

Цели и задачи: Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Домашняя работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

 

Живопись (от рус. живо и писать) — это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения, которые связаны с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

 

По назначению, по характеру исполнения и образов, различают:

· живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека;

· станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом;

· декорационную (эскизы декораций и костюмов);

· иконопись;

· миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.);

 

По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности, различаются следующие направления живописи:

· масляная живопись;

· живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко);

· клеевая живопись;

· восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);

· эмаль;

· живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике);

· живопись силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т.п.;

· акварельная живопись

· сухая кисть;

· акрил;

· темпера;

· граттаж;

· гризайль;

· карнация;

· лессировка;

· пуантилизм;

· сграффито;

· сфумато;

· смешанная техника.

Основное выразительное средство живописи — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности живописи.

Богаче изобразительные возможности тональной живописи, которая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством;

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

 

Для занятий акварельной живописью необходимы: краски, бумага, кисти, баночка для воды, губка, тряпочка, карандаш средней твердости.

· Красками лучше пользоваться высококачественными, предназначенными для художественных работ (не для детского творчества). Например, «Нева», «Ленинград», «Черная речка».

· Лучшая бумага для работы акварелью – ватманская плотная, слегка шероховатая или торшон – плотная зернистая бумага. Белизна бумаги – это одно из основных качеств, необходимых для работы акварелью, это своеобразный источник света изнутри, придающий особую прелесть и свежесть живописи.

· Кисти используются: беличьи, колонковые, куньи. Необходимо иметь 2-3 кисти различных размеров. Большими прокладываются крупные плоскости, меньшими прорабатываются детали. Палитрой служит белая бумага или белая тарелочка.

· Влажной губкой можно стереть неправильно положенное цветовое пятно, а тряпочкой снять излишнюю краску и воду с кисти.

· Карандаш для подготовительного рисунка надо использовать средней твердости. Мягкий не годится. Карандашный рисунок просвечивается сквозь тонкий слой акварельной краски, поэтому наносится самое необходимое.

· Резинку употреблять очень осторожно, так как она портит бумагу и краска плохо, неровно ложится на вытертые места.

· Перед началом работы цветом рекомендуется бумагу промывать чистой водой, губкой устранив с поверхности жир и излишнюю черноту рисунка.

 

Живопись акварелью может вестись двумя способами – «по мокрому» и «по сухому».

Техника письма акварелью «а-ля прима» (от итал. alla prima — «в один присест») позволяет раскрыть всю красоту и уникальность акварели. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, позволяющее создать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким усердным прописыванием.

Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.

Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.

При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.

Однослойная акварель «по-сухому» .Способ «по сухому» требует более внимательного отношения. Краски накладывают небольшими мазками в один слой, поправок лучше не делать, т.к. получится грязь, потеряется свежесть и прозрачность акварельного этюда. В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

 

Многослойная акварель (лессировка). Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте. При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу – мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без последствий. Если позволяет бумага и фрагмент изображения, можно размыть жестким колонком, предварительно смоченным в чистой воде, неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.

 

 

В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.

Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.

Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой.

Отмывка - прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают цвет теней и вводят детали. По сути, отмывка представляет собой многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации. Чаще всего этот прием применяется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете постройки. Кроме того, работая цветом, архитектор находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.

Растяжка – серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.

«Вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при письме «по-мокрому», так как поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод менее действенен.

Резерваж – это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Настоящий акварелист соблюдает правила чистоты данной техники, отказываясь от белил. Поэтому уровень мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением качественно выполнить прием резерважа. Существует несколько основных способов. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. При таком письме художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью

Растяжение цвета Вливание цвета в цвет мазки

отмывка

· Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты.

Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.

Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.

В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.

Соль Мятая бумага Набрызг

Урок № 23. «Колорит»

Цели и задачи: Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Домашняя работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций

· Цветовой круг как замкнутый спектр

Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет.

 

· Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические.

Ахроматические цветаотличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.

Хроматические цвета – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой 8-частный круг И. Ньютона

· Основные признаки цвета

Цветовой тон – это качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, желтый, зеленый.

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты (т. е. темнее или светлее).

Цветовой тон и насыщенность – качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета.

 

Основные свойства цвета: а - цветовой тон, б - насыщенность, в – светлота

 

Валёр в живописи создается незаметным переходом одного цветового тона в другой посредством так называемой деградации тонов и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма — это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Колорит живописного произведения часто характеризуют словами теплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.

 

 

· Цветовая гармония.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассм



2016-09-17 788 Обсуждений (0)
Передача равновесия в композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Передача равновесия в композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)