Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текст 2 Классы и страты



2016-09-17 1448 Обсуждений (0)
Текст 2 Классы и страты 0.00 из 5.00 0 оценок




Текст 1 Принадлежность к группе

Роберт А. Бэрон – профессор психологии и профессор менеджмента в Школе менеджмента Лэлли Политехнического института Ренсельс, США; автор публикаций об агрессии, социальном влиянии и групповых процессах.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определённой степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Вопросы и задания:

  1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексе и поясните их.
  2. Сформулируйте упоминаемые автором причины объединения людей в социальные группы.
  3. Дайте анализ наличия или отсутствия основных признаков социальной группы у такой группы, как пассажиры одного авиарейса. Раскройте более полно один из своих выводов.
  4. Какую роль, по мнению автора, играют группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания и личный социальный опыт.

 

Текст 2 Классы и страты

А.А. Радугин, К.А. Радугин – современные российские социологи.

В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества... представляет собой взаимодействие трёх основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. ... К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений...

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются... рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в ново формации. Помимо... классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). ... Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоёв является «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция...

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наёмными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определённость.

Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта»-слой... или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации... В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит всё современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими...

Американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Вопросы и задания:

  1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о социальной структуре общества?
  2. Почему классовая теория марксизма подвергается в настоящее время сомнению? В чём её отличие от теорий социальной стратификации?
  3. В чём суть теорий стратификации Р. Дарендорфа, Б. Барбера? В чём их сходство и различие?
  4. Какая из этих теорий, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает социальную структуру общества? Свой ответ поясните.

 



2016-09-17 1448 Обсуждений (0)
Текст 2 Классы и страты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текст 2 Классы и страты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)