Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восстановление экономики, общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг



2016-09-17 1267 Обсуждений (0)
Восстановление экономики, общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




После победоносного завершения Великой Отечественной войны начался процесс возрождения разрушенного народного хозяйства в районах, подвергшихся вражеской оккупации. Начавшийся перевод экономики на рельсы мирного развития осуществлялся в сложных условиях. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено свыше 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей.

Война нанесла глубокие раны деревне. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га, т. е. на четверть. Серьезно пострадало животноводство. По технической вооруженности сельское хозяйство было отброшено на уровень первой половины 30-х годов. Урон, причиненный Советскому Союзу, превышал потери в период Второй мировой войны всех других европейских государств вместе взятых.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Демобилизация производилась постепенно и была в основном завершена в 1947 г. Всего было демобилизовано 8, 5 млн. человек. Одновременно с демобилизацией советское государство проводило сложную работу по репатриации (возвращению на Родину), советских граждан, угнанных фашистскими оккупантами. Нужно было выявить их местонахождение и помочь вернуться домой. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством.

В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата. В то же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. В соответствии с требованиями мирного времени стала проводиться реорганизация наркоматов (министерств). Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. На предприятиях и в учреждениях был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы и разрешено предоставление рабочим и служащим очередных и дополнительных отпусков. Государственный бюджет на 1945 и 1946 гг. предусматривал сокращение военных расходов, резкое увеличение ассигнований на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия. Восстанавливалась сеть учебных заведений, библиотек, клубов. Увеличился прием в школы и вузы. Во многих вузах возобновили работу факультеты, закрытые в годы войны.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 - 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. 1946 год оказался наиболее трудным в послевоенном восстановлении отечественной экономики. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта работавших, высокий уровень заболеваемости и смертности населения оказывали негативное влияние, тормозили процесс восстановления хозяйства. Но трудящиеся страны в основном признавали важность общественных задач и, несмотря на трудности, проявляли самоотверженность, стремясь как можно скорее залечить раны войны. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Модернизировались шахты и доменные печи, механизировались тяжелые и трудоемкие процессы, были сделаны первые шаги по автоматизации производственных процессов. Большим достижением было создание турбин и генераторов для крупных электростанций. Значительно обновился парк автомобилей и автобусов. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Значительно увеличилась добыча нефти. Широкое развитие разведочного бурения привело к открытию целого ряда нефтяных месторождений между Волгой и Уралом, в Дагестане, в республиках Средней Азии, на Украине. Началось освоение нефтяных богатств в Каспийском море. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Были восстановлены также электростанции Донбасса, Приднепровья, Воронежа, Харькова, Краснодара и др. Возводились новые электростанции – Фархадская ГЭС в Узбекистане, Усть-Каменогорская на Иртыше, Мингечаурская в Азербайджане. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. Ленинградцы в сжатые сроки ввели в строй большинство разрушенных предприятий. Особое внимание было уделено Ижорскому и Кировскому заводам. На новой технической базе восстанавливались текстильная, легкая и пищевая промышленность, но они пока не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов.

Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г. С. Борткевич. Движение стало массовым. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Было разорено свыше 100 тыс. колхозов, совхозов и машинотракторных станций. Сократились посевные площади, ухудшалась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Тяжелые последствия войны усугубились неблагоприятными климатическими условиями. В 1946 г. Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха. Она вызвала сильный голод, поразивший 1 млн. чел.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства аграрной сферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Восстановление старых и строительство новых заводов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения позволили расширить материально-техническую базу сельского хозяйства. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. Большое внимание уделялось мерам по предотвращению засух, строительству прудов и водоемов в степных и лесостепных районах.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. В стране было много отстающих колхозов. Нерешенной оставалась зерновая проблема. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. т. против 36,4 млн. т. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств, увеличивались поборы с приусадебных участков. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничившие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 1950-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Но лишение крестьян стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису.

В послевоенные годы многое делалось для повышения жизненного уровня народа. В конце 1947 г. была отменена карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Развивалась государственная и кооперативная торговля. В городах и селах развертывалось жилищное строительство. За пятилетку было введено в строй более 100 млн. квадратных метров жилой площади. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста населения.

В 1952 г. была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Сталин выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений. Речь шла о приоритетности свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР. В работе говорилось и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение «объясняло» населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительной влияние на общественно-политическое развитие общества. Возрастание роли СССР в мировом сообществе, расширение международного научного и культурного сотрудничества как закономерного продолжения военного и политического взаимодействия стран антигитлеровской коалиции в годы войны создавали широкие возможности для активного включения советской страны в общечеловеческие процессы.

В течение трех с половиной послевоенных лет из Красной армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни миллионы бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов (военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов). Массовое возвращение советских людей на Родину началось после разгрома гитлеровской Германии на основе специального соглашения с союзными государствами (Англией, США и Францией) об обоюдной репатриации.

Принеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Крестьяне надеялись на роспуск колхозов, интеллигенция – на ослабление политического диктата, население союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) – на изменение национальной политики. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. Победа в войне поднимала на недосягаемую высоту авторитет Сталина, еще более утвердилась непререкаемость его мнения. Абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

По окончании войны Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП (б)). В 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министерств СССР. Председателем Совета Министров СССР был утвержден И. В. Сталин. Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. Победа показала прочность политических, государственных и общественных институтов, созданных в предвоенный период, убеждала в их незыблемости, консервировала систему.

В 1946 - 1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Разработку новой Программы ВКП (б) Сталин поручает специальной комиссии под председательством А. А. Жданова. Программа должна была состоять из двух частей. Во второй части должны были формулироваться основные задания партии с точки зрения движения советского общества к коммунизму в ближайшие 20 - 30 лет. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. В ходе закрытого обсуждения проектов Конституции, Программы и Устава ВКП (б) были высказаны предложения о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т. д.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Политический режим в СССР, безраздельная власть строго иерархической партийной номенклатуры резко ужесточились. Опираясь на мощный аппарат репрессивно-карательных органов, получив из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, Сталин являлся никем и ничем не ограниченным диктатором. Им попирались все основные законодательные нормы и уставные правила внутренней партийной жизни.

Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определились планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных сил СССР. Для этого времени были характерны частые реорганизации, слияния и разделения министерств и ведомств, формирование мощного блока органов управления военно-промышленным комплексом страны, который возглавлял Л. П. Берия.

Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП (б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

Что же касается КПСС, то в ее реальной политической практике подлинный демократизм, по существу, отсутствовал. Пленумы ЦК партии проводились в 1945 - 1952 гг. лишь дважды, а Политбюро ЦК из постоянно действующего высшего коллегиального органа превратилось в некое собрание узкого круга приближенных «вождя», созываемое только по его воле.

Сложилось расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Резко была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС – бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов. Партработники строго следили за исполнением спускаемых «сверху» директив и указаний. Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. По существу, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Залогом надежного функционирования этой системы являлась деятельность органов внутренних дел и государственной безопасности, роль и влияние которых было огромным и всеобъемлющим, а сами они превратились в важнейший регулятор отношений в обществе. В целях «эффективного» управления партийно-государственными структурами Сталин широко использовал репрессивные методы. Репрессии затронули часть партийных функционеров, стремившихся к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. В начале 1948 г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных по «ленинградскому делу» составило около 2000 человек, 200 из них спустя некоторое время были расстреляны. Только после смерти Сталина Верховный суд СССР реабилитировал часть оставшихся в живых осужденных по «ленинградскому» и другим сфабрикованным делам. Также были спровоцированы и организованы, «дело Еврейского антифашистского комитета», дело «врачей – вредителей» и др.

В этот период достигла своего апогея система ГУЛАГа. К сидевшим там с середины 1930-х гг. «врагам народа» добавились миллионы новых. В их число вошли военнопленные. После освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря, «чуждые элементы» из Прибалтики, Западной Украины, Белоруссии. По разным данным, в эти годы «население» ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек. С 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было представлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

В рамках идеологии произошел разрыв с политическими традициями, установившимися после Октября 1917 г.: окончательно оформился культ «вождя народов» и «величайшего из полководцев», усилились национал-патриотизм и пропаганда «советского образа жизни», были воссозданы многие символы имперского прошлого (например, погоны и звания, введенные в армии в годы войны, распространялись и на гражданские ведомства).

Советское государство все более остро нуждалось в создании качественно новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в изменении всех сфер жизни и деятельности советских людей.



2016-09-17 1267 Обсуждений (0)
Восстановление экономики, общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восстановление экономики, общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)