Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоимость жизни и потребительский бюджет



2016-09-17 793 Обсуждений (0)
Стоимость жизни и потребительский бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим показателем уровня жизни населения является стоимость жизни. Стоимость жизни – это количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять по нормам или фактически потребляется населением (различными его слоями и группами), выраженное в денежной форме. Другими словами, стоимость жизни – это совокупность расходов, которые несёт человек, семья или группа населения для приобретения товаров и услуг, необходимых для поддержания их жизнедеятельности и восстановления работоспособности. Измеряется стоимость жизни в зависимости от принимаемого в расчёт набора потребительских товаров и услуг и уровня цен и тарифов на их приобретение в конкретных условиях и периодах. Формой выражения стоимости жизни для различных условий и периодов являются потребительские бюджеты.

Потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку объёма и структуры потребления материальных и духовных благ и услуг, налогов и обязательных платежей.

Различают фактические и нормативные потребительские бюджеты. Последние играют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. В зависимости от уровня удовлетворения потребностей в настоящее время различают четыре вида потребительских бюджетов: прожиточный минимум, минимальный, рациональный и элитарный потребительские бюджеты.

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы, исходя из доли затрат на них у низкодоходных групп населения[5]. Прожиточный минимум ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимостная оценка благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне удовлетворение основных материальных и духовных потребностей людей, нормальное воспроизводство трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных граждан. В отличие от прожиточного минимума МПБ учитывает расходы на ряд духовных потребностей, включает более рациональный набор продуктов питания и более широкий набор услуг, предусматривает меньшие сроки службы непродовольственных товаров.

Рациональный потребительский бюджет (РПБ) или бюджет высокого достатка – стоимостная оценка состава и структуры потребления благ и услуг, обеспечивающих полное удовлетворение разумных физиологических, духовных и социальных потребностей человека в соответствии с научно обоснованными рациональными нормами.

Элитарный потребительский бюджет (ЭПБ) характеризует структуру и уровень потребления людей с высокими и сверхвысокими доходами.

В мировой и отечественной практике используются различные методы формирования потребительских бюджетов:

· нормативный бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативов потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или рационального уровня;

· статистический бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определённые слои населения страны. Так для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны;

· комбинированный (нормативно-статистический)метод заключается в том, что расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные – статистическим путём;

· субъективный метод базируется на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне расходов на потребление;

· ресурсный метод заключается в том, что расчёты строятся исходя из возможностей государства в данный период времени обеспечить определённый уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.

В основе определения величины прожиточного минимума лежит расчёт стоимости потребительской корзины, которая, в свою очередь, состоит из трёх корзин: продовольственной, непродовольственной и услуг.

При расчёте стоимости продовольственной корзины для трудоспособных граждан учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов питания у мужчин (Пiм) и женщин (Пiж), удельный вес мужчин (dм) и женщин (dж) в численности трудоспособного населения, сложившиеся цены на соответствующие продукты питания (Цi). При расчёте стоимости детской продовольственной корзины учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов для детей в возрасте до 6 лет (Пi0-6) и для детей в возрасте 7-15 лет (Пi7-15), а также удельный вес (соответственно d0-6 и d7-15) каждой возрастной группы в общей численности детей.

Стоимость непродовольственной корзины формируется на основе оценки минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности и др.) и общесемейного пользования (постельное бельё, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Нормативы минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (Сип) дифференцируются по социально-демографическим группам (трудоспособные граждане, пенсионеры, дети) и трём зонам проживания, а минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования (Соп) рассчитывается на одного члена семьи с учётом нормативного срока износа (Сиз) каждого товара (Тi) и коэффициента семейности (Ксем). Норматив расходов на предметы первой необходимости, санитарии и гигиены, лекарства установлены в размере 15% от стоимости непродовольственной корзины.

Аналогичным образом определяется стоимость третьей корзины – услуг. Стоимость жилищно-коммунальных (СЖК) и транспортных услуг (СТР) рассчитывается на основе установленных нормативов и фактически сложившихся тарифов, а расходы на другие виды услуг и на услуги культуры установлены в процентах (соответственно 15% и 5%) от общей стоимости услуг.

 

Очевидно, что используемые в настоящее время для расчёта прожиточного минимума нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы. По мере преодоления Россией кризисных явлений основным инструментом социальной политики должен стать минимальный потребительский бюджет, а ориентиром проведения политики доходов должен стать рациональный потребительский бюджет – бюджет высокого достатка.

 

Доходы населения

Важной характеристикой и фактором, определяющим уровень жизни населения, являются доходы, под которыми понимается совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведённых населением (отдельным лицом, семейным хозяйством) за определённый период времени. Доходы являются источником удовлетворения потребностей людей, и от их величины зависит уровень и структура потребления. Велика роль доходов в развитии экономики. Они определяют спрос на потребительские товары и услуги, а через него – масштабы производства, его структуру, размеры прибыли, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие экономики и дальнейший рост доходов.

По вещественной форме доходы населения подразделяются на денежные и натуральные (неденежные). Денежные доходы включают в себя всю совокупность денежных средств, получаемых людьми из различных источников. Натуральные доходы включают в себя продукты и изделия личного подсобного хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенные для личного (семейного) потребления, бесплатные услуги, социальную помощь в натуральной форме, получаемые из средств федерального и муниципальных бюджетов, фондов предприятия. Натуральной формой доходов могут быть случаи выплаты заработной платы работникам продукцией своего предприятия, ценные подарки работнику, товары и услуги, входящие в компенсационный пакет фирмы.

Совокупность денежных и натуральных доходов формирует совокупный доход, который охватывает весь объём жизненных средств, поступающих в распоряжение населения.

Различают номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы (ДН) характеризуют общую сумму начисленных денежных доходов без учёта налогов. Располагаемые доходы (ДР) – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, фактически остающиеся в распоряжении населения и используемые им на потребление и сбережение. Реальные располагаемые доходы (ДРР) характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на располагаемые доходы населения при сложившемся уроне цен на товары и тарифов на услуги. Динамика реальных располагаемых доходов (IДРР) характеризуется соотношением индексов располагаемых доходов (IДР) и потребительских цен (IЦ):

По своему происхождению доходы могут быть легальнымии нелегальными (теневыми). Основными видами легальных денежных доходов населения являются:

· доходы за выполнение трудовых обязанностей (оплата труда) - заработная плата, премии, вознаграждения, денежное довольствие военнослужащих, денежное содержание государственных служащих, сезонные заработки;

· доходы от продажи результатов труда – фермерский доход, доходы от домашнего и личного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности, авторское вознаграждение;

· доходы от собственности – прибыль на капитал, доход от сдачи собственности в аренду, дивиденды по акциям, проценты по вкладам и акциям, ссудный процент, земельная рента;

· рисковые доходы – предпринимательский доход; выигрыши по облигациям, в лотереях, конкурсах, спортивных соревнованиях, в игровых автоматах и казино; выплаты в случае наступления страхового риска;

· социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия;

· заёмные доходы – кредиты банков и организаций, суммы в долг от частных лиц;

· донорские доходы – плата за сданную кровь и её элементы, плата за участие в научных экспериментах;

· передаваемые доходы –наследство, дары, спонсорская помощь, алименты, вознаграждение наследникам автора.

В отличие от легальных доходов, имеющих юридически оправданную форму, теневые доходы имеют своим источником неучтённые и противоправные виды деятельности: контрабанда, рэкет, коррупция, торговля оружием, наркотиками, производство и торговля без лицензии и т.д.

Доходы населения изменяются под влиянием множества факторов – экономических, политических, социальных, демографических, географических и др. В целом факторы, формирующие доходы населения, могут быть сгруппированы по трём уровням[6]:

· к первому уровню относятся факторы, зависящие от самого человека, его жизненной позиции, его человеческого капитала и трудового потенциала (образования, квалификации, опыта, вида занятости, должностного статуса), затрат и результатов труда, наличия финансового капитала и пр.;

· ко второму уровню (микроуровню) относятся факторы, связанные с местом работы человека; отраслью, в состав которой входит его предприятие, организация, фирма; с их организационно-правовой формой, положением на товарном, финансовом рынках и на рынке труда; с технической оснащённость предприятия, местом его расположения; с развитостью социально-трудовых отношений в коллективе;

· к третьему уровню (макроуровню) относятся факторы, связанные с экономикой региона и страны в целом: экономическим потенциалом, эффективностью общественного производства, величиной валового национального продукта и национального дохода, ценовой политикой и системой налогообложения, развитостью институтов социального партнёрства. Эта группа факторов формирует систему социальных трансфертов.

Для всех стран, не зависимо от уровня благосостояния населения, характерно существование неравенства доходов и заработной платы. Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов или дифференциацией заработной платы.

Дифференциация доходов (зарплаты) – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями членов общества в сфере производства, распределения и потребления. Однако степень этой дифференциации не должна быть чрезвычайно большой, чтобы не приводить к социальной напряжённости в обществе и возникновению на этой почве социальных конфликтов. В демократических государствах, глее политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

Для количественной оценки расслоения населения по уровню доходов используются коэффициенты дифференциации доходов (наиболее распространённым является коэффициент фондов, характеризующий соотношение между средними значениями доходов в сравниваемых группах населения) и коэффициенты концентрации доходов.

Графическое представление о характере распределения доходов даёт кривая Лоренца (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лоренца (распределение доходов по 20%-ным группам населения Самарской области в 2004г.)

Если доходы равномерно распределяются между группами населения, т.е. кумулятивные (накапливаемые) доли населения и доходов попарно совпадают (20% населения имеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д.), то все точки на графике будут находиться на прямой линии, называемой линией абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, что в реальной жизни практически не наблюдается. Если доходы распределяются неравномерно, то чем выше концентрация доходов у отдельных групп населения, тем дальше отходит от линии абсолютного равенства и становится более выпуклой кривая Лоренца. В случае концентрации всех доходов в руках одной группы населения, семьи, лица (случай гипотетический) наступает ситуация абсолютного неравенства.

На основе кривой Лоренца рассчитывается коэффициент концентрации доходов – коэффициент Джини. Его величина определяется отношением площади, образуемой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника, образуемого осью абсцисс и линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства. Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше социальная напряжённость в обществе.

Важным путём её преодоления является проведение грамотной государственной политики в области доходов и оплаты труда. Целью такой политики является всестороннее развитие и рост благосостояния населения, стимулирование его стремления к социальному прогрессу. Для осуществления этой цели политика доходов должна решать следующие задачи:

· стабилизацию уровня жизни средних слоёв населения;

· сокращение масштабов бедности;

· приостановление роста дифференциации доходов населения и дальнейшего расслоения общества;

· устранение глубоких деформаций в структуре денежных доходов населения; восстановление роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности трудящихся;

· повышение реального размера заработной платы;

· создание предпосылок для повышения уровня жизни основной массы населения.

Основными направлениями государственной политики доходов являются:

· установление гарантированного минимума оплаты труда[7];

· индексация доходов;

· регулирование оплаты труда государственных служащих и работников бюджетных организаций;

· региональное регулирование доходов и заработной платы на основе зонирования территории страны при установлении бюджетов прожиточного минимума, а также установления районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы;

· регулирование доходов и заработной платы с помощью системы социального партнёрства;

· воздействие на размеры получаемых доходов системой налогообложения;

· регулирование пенсионного обеспечения путём его реформирования, законодательной регламентации и установления минимального размера пенсий;

· адресная материальная поддержка отдельных категорий граждан (ветеранов войны и труда, инвалидов, жертв политических репрессий и др.);

· социальная защита материнства и детства;

· социальные гарантии населению в сфере занятости, социальная поддержка безработных;

· совершенствование системы государственного социального страхования;

· защита интересов вкладчиков и акционеров;

· другие направления.

 


[1] См. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. С.19.

[2] Другое название – индекс человеческого развития (ИЧР).

[3] См. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ. 1996. С. 63.

[4] Отчуждение – это форма отношения к труду, характеризующаяся настроениями бессмысленности, беспомощности, отстранённости.

Бессмысленность труда – отсутствие у людей, выполняющих какую-то операцию или часть работы, представления о назначении конечного продукта, области его использования, осознания полезности или вредности выполняемой работы. Беспомощность – чувство незащищённости перед руководством, собственником, коллективом, обстоятельствами. Отстранённость – состояние, обусловленное трудностями деловых и личностных контактов, отсутствием перспектив роста, неприятием ценностей коллектива (организации, общества).

(См. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 1998. С. 318-321.)

[5] См. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. Федеральных законов РФ 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

[6] См. Экономика труда / Под ред. Винокурова М.А., Горелова Н.А. – СПб.: Питер, 2004. С. 288.

[7]«По заключению международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., справедливой считается минимальная заработная плата, достигающая 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых – превышается этот рекомендуемый норматив, тем самым реализуется стимулирующая функция минимальной зарплаты». Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 96.



2016-09-17 793 Обсуждений (0)
Стоимость жизни и потребительский бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоимость жизни и потребительский бюджет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)