Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы территориального устройства: понятие и виды. Конституционные основы территориального устройства РФ: понятие, принципы, система



2016-09-17 1098 Обсуждений (0)
Формы территориального устройства: понятие и виды. Конституционные основы территориального устройства РФ: понятие, принципы, система 0.00 из 5.00 0 оценок




Формой гос. устройства называют политико-территориальное устройство гос-ва, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Гос-во, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы гос. устройства выделяют простые и сложные гос-ва.

Простыми (унитарными) гос-вами называют единые и централизованные гос-ва, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками гос-венности. Они не обладают полит. самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими гос-вами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного гос-ва: единство и суверенитет; административные единицы не имеют полит. самостоятельности; единый, централизованный гос. аппарат; единая законодательная система; единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) гос-ва: централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; смешанные; региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными гос-вами называют такие, которые состоят из гос. образований, обладающих различной степенью гос. суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных гос-в: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация - сложное союзное гос-во, части которого являются гос. образованиями и обладают в той или иной мере гос-. суверенитетом и другими признаками гос-венности; в нем наряду с высшими фед. органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации

Признаки федерации: наличие самостоятельности у субъектов гос-ва; союзное гос-во; функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; двухуровневая система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: национально-гос-ая / этническая (РФ, Индия, Эфиопия); административно-территориальная (США, Аргентина, Бразилия, Мексика); смешанная (Канада - у одной национальности может быть много субъектов).

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные - создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами (США, ОАЭ)

2) конституционные - создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-гос. строительства (РФ, Германия).

Конфедерация - временный союз гос-в, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный гос. аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; добровольный выход из гос-ва и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое гос-во, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Конституционные основы территориального устройства РФ: понятие, принципы, система.

В Конст. РФ закреплена федеративная форма гос. устройства (статья 1 КРФ). РФ состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов фед. значения, автономной области и автономных округов. Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конст РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на гос-ые образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В РФ нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации является нарушением Конст РФ. Одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ устанавливается в первую очередь Конституцией РФ, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о гос-венном суверенитете РСФСР, Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров РФ с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Правовой статус субъектов РФ гарантируется Конституцией РФ. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конст РФ. Несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены гос-вами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как гос-ые образования. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться как равноправные субъекты. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Равноправие субъектов РФ проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конст РФ.

Субъекты РФ обладают своей территорией, которая является составной частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов гос-ой власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя РФ, что, в частности, означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов гос-ой власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конст РФ, весьма характерные для федеративных гос-в, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации гос-ой власти в Федерации на всех уровнях.

Субъекты РФ вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.п. РФ координирует международную деятельность субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области гос. строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

Принципы федеративного устройства РФ

Одним из принципов федеративного устройства является гос-ая целостность РФ. Это означает, что РФ - цельное, единое и неделимое гос-во, включающее в себя гос-ые образования. РФ является суверенным гос-вом, имеет единую территорию и правовую систему.

Территория - один из основных признаков гос-ва, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть гос-ва. Для федеративных гос-в правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее гос-венно- правовое значение. От этого зависят границы фед. суверенитета, то есть поле действия фед. законодательства, фед. исполн. и судебной власти.

Единство правовой системы обеспечивается верховенством Конст. РФ по отношению как к федеральным актам, так и к актам субъектов Федерации. Фед. законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Установленные Конституцией РФ предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня.

Единство системы гос-ой власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов гос-ой власти, верховенстве Конст. РФ и федеральных законов. Субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ, совместного ведения федерации и ее субъектов.

Конст РФ (ч. 2 ст. 77) предусматривает создание единой системы исполн. власти, состоящей из органов исполн. власти Федерации и ее субъектов.

Судебная власть РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Судебная власть осуществляется как фед. судами, так и судами субъектов Федерации.

На строго централизованных началах действует Прокуратура РФ. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а вся система возглавляется Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 года.

Принцип равноправия и самоопределения народов РФ проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Гос-во гарантирует равенство всем народам нашей страны, право на сохранение родного языка, создание условий для его сохранения и развития. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-гос. и национально-культурных формах.

Принцип равноправия субъектов Федерации между собой и во взаимоотношениях с фед. органами гос-ой власти: проявляется: а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции РФ; в) в равном представительстве всех субъектов гос-ва в Совете Федерации.



2016-09-17 1098 Обсуждений (0)
Формы территориального устройства: понятие и виды. Конституционные основы территориального устройства РФ: понятие, принципы, система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы территориального устройства: понятие и виды. Конституционные основы территориального устройства РФ: понятие, принципы, система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1098)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)