Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правотворческий процесс: понятие и стадии. Фед. законодательный процесс: понятие, правовые основы, субъекты, стадии



2016-09-17 567 Обсуждений (0)
Правотворческий процесс: понятие и стадии. Фед. законодательный процесс: понятие, правовые основы, субъекты, стадии 0.00 из 5.00 0 оценок




Под правотворчеством понимается деятельность гос-ва и иных субъектов по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование гос-ой воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Гос-ой Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.

Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт.

Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта.

Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученыхюристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юр. подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта.

Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научноисследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д.

5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется.

Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение гос-ой воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конст РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конст РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос-ой Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конст РФ о внесении поправок в Конст РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

 

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Гос-ой Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

 

3. принятие закона - следующая стадия, которая осуществляется на заседании Гос-ой Думы РФ (ст. 105 Конст РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат используются согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на две подстадии:

принятие закона Гос-ой Думой (фед. законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы, т. е. 50% плюс один голос; фед. же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы);

одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конст РФ «фед. закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конст РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

 

4. промульгация закона

 

Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой гос-ва в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

Принятый фед. закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его. Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае ГД вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение семи дней и обнародует его (ст. 107 Конст РФ).

 

Фед. законодательный процесс

Фед. законодательный процесс в РФ представляет собой совокупность определенных действий Фед. Собрания РФ (Парламента РФ), направленных на принятие нормативно-правовых актов, именуемых фед. конституционными законами и фед. законами.

Согласно ст. 104 КРФ Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос-ой Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Регулируется главой 5 Конституции, именуемой Федеральное собрание

Стадии законодательного процесса:

Первая стадия, внесение законопроекта в Гос. Думу субъектом права законодательной инициативы п рассмотрение законопроекта в первом чтении. На этой стадии Совет Гос-ой Думы и соответствующий комитет Гос-ой Думы ведут работу по подготовке законопроекта к рассмотрению на заседании Гос-ой Думы. При рассмотрении Гос-ой Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конст РФ, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.

Для принятия проекта фед. закона в первом чтении требуется не менее 226 голосов депутатов, для проекта фед. конституционного закона необходимо не менее 300 голосов депутатов.

Вторая стадия: доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии - проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. В рамках этой стадии происходит обсуждение поступивших от субъектов права законодательной инициативы, указанных в ст. 104 Конст РФ, поправок к тексту законопроекта, проводится голосование по принятию этих поправок, а также по принятию доработанного законопроекта во втором чтении. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.

В ряде зарубежных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия. Так, в Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями - четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня - между стадией доклада и третьим чтением. В РФ пока не установлено четкой регламентации сроков рассмотрения законопроекта, что создает возможность для определенных политических сил затруднить прохождение законопроекта.

Третья стадия: рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

При рассмотрении законопроекта на заседании Гос-ой Думы в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей.

Если законопроект не принят Гос-ой Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренный закон направляется па рассмотрение Совета Федерации.

Четвертая стадия: рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру высшей палате Фед. Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения фед. закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед. закон подлежит повторному рассмотрению Гос-ой Думой и Советом Федерации.

Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 89 членов Совета Федерации (для фед. конституционного закона требуется не менее 118 голосов "за"). Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то он считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исключение составляют фед. конституционные законы, которые приобретают статус закона исключительно после одобрения (а не принятия, как в случае с фед. законами) Гос-ой Думой и одобрения Советом Федерации.

Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос-ой Думой фед. законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 106 Конст РФ.

Пятая стадия: рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конст РФ принятый фед. закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ, который обязан в течение 14 дней подписать фед. закон и обнародовать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления фед. закона отклонит его, то ГД и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении фед. закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Гос-ой Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

Шестая стадия: обнародование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" и "Парламентской газете" в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. В результате закон начинает действовать на всей территории РФ и применяется к общест. отношениям, возникающим после введения его в действие.


 



2016-09-17 567 Обсуждений (0)
Правотворческий процесс: понятие и стадии. Фед. законодательный процесс: понятие, правовые основы, субъекты, стадии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правотворческий процесс: понятие и стадии. Фед. законодательный процесс: понятие, правовые основы, субъекты, стадии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)