Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система права: понятие и основные элементы. Понятие и виды избирательных систем в России



2016-09-17 422 Обсуждений (0)
Система права: понятие и основные элементы. Понятие и виды избирательных систем в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Система права - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

- правовая норма- базовый, первичный элемент системы права; общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан, организаций и выступающее регулятором общественных отношений.

- институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям: по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые; по правовому характеру - на материальные и процессуальные; по функциям - на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести: институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный); институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный); институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный); институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный); институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный); институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный); институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

- отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений. Примером отраслей права являются: конституционное, гражданское, трудовое, административное и т.д.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль гражданского, налоговое - подотрасль финансового и т.д.).

Отрасли права могут быть:

- материальными - регулирующими непосредственно Обществ. отнош.;

- процессуальными - регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское, уголовное, административное право; процессуальных: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным, предпринимательское - между гражданским и финансовым и т.д.).

 

Избирательная система

Избирательной системойв широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти. Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:


· мажоритарную;

· пропорциональную;

· гибридную

· смешанную

· ИЗРЕДКА - консенсусную


Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Смешанная – элементы мажоритарной и пропорциональной

Гибридная избирательная система– синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Консенсусная (редкая - ООН, пар­тии «зеленых» и др.)избиратель голосует за несколько кандидатов, ставя их в порядке предпочтения; за каждое место дается определенное количество баллов, которые суммируются.

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства, зависит от законодательства субъекта и вида образования.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ избирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.


 

Система права и система законодательства: структурные и функциональные связи. Институт гражданства в системе конституционного права России. Понятие и принципы, основания приобретения и прекращения российского гражданства.

(система законодательства - комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.)

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им всего массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, на ее формирование значительное влияние оказывает субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни.

Система права служит объективной основой для системы законодательства. Вместе с тем разнообразие и взаимосвязь регулируемых правом отношений в различных областях жизни, необходимость их эффективной, оптимальной регламентации, а также установленные законом полномочия того или иного правотворческого органа обусловливают создание в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут совпадать либо не совпадать с системой права. Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права. Структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

Система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

Институт гражданства в системе конституционного права России

гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Принципы гражданства:

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданство РФ невосприимчиво к изменению семейного статуса и имеет открытый и свободный характер. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Гражданин РФ имеет право на защиту и покровительство РФ, находясь за границей

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации (Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с процедурой приема гражданства, при этом срок их непрерывного проживания на территории РФ сокращается с пяти до трех лет).

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международным договором Российской Федерации (например, в случае изменения гражданства родителей для ребенка, или в случае изменения государственной границы).

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации (на основании добровольного волеизъявления;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международным договором Российской Федерации (например, в случае изменения государственной границы).

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Механизм правового регулирования: понятие и структура. Типы, методы и способы правового регулирования. Законодательная регламентация порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

Механизм правового регулирования -это система юр. средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

§ Акты применения права — индивидуальные государственно- властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, гарантируют осуществление прав и обязанностей, претворяют требования правовой нормы в практику (в том числе охранительные, которые применяются в случае правонарушения).

В структуре механизма правового регулирования выделяют его методы, способы и типы.

Метод правового регулированияпредставляет собой совокупность юр. способов и средств воздействия нрава на Обществ. отнош., обусловленные их характером. В связи с этим каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

метод децентрализованного регулировании (диспозитивный метод),построенный на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера (гражданское, семейное, трудовое); 2)

метод централизованного, императивного регулирования(императивный авторитарный метод), базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Под способами правового регулированияпонимаются приемы юридического воздействия, выраженные в юр. нормах и других элементах правовой системы. В юридической науке обычно выделяют три основных способа правового регулирования: дозволение (управомочивание), запрещение, позитивное обязывание.

В зависимости от характера выполнения правовых обязанностей (либо добровольно, либо под принуждением)можно выделить следующие основные способы правового регулирования: •

дозволение— предоставление лицам права на свои собственные активные действия; •

запрещение— возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; •

позитивное обязывание— возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.). В зависимости от направленности и характера правового воздействия, которые обусловлены преобладанием конкретного способа правового регулирования (либо дозволения, либо запрета), выделяют два типа правового регулирования.

В зависимости от направленности и характера правового воздействия, которые обусловлены преобладанием конкретного способа правового регулирования (либо дозволения, либо запрета), выделяют два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования. Основан на формуле: дозволено все, кроме запрещенного. Следовательно, индивид вправе совершать любые действия, не включенные в разряд запрещенных. Этот тип правового регулирования стимулирует инициативу, самостоятельность субъектов права в решении актуальных для них вопросов. Так, в гражданском праве индивид может совершать любые действия: заключать различные сделки, договоры, кроме тех, что прямо не запрещены законом.

Разрешительный тип правового регулирования исходит из обратного: запрещено все, кроме разрешенного. Это означает, что индивид может совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. При этом для осуществления этих действий необходимо решение компетентного государственного органа. Данный тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые, как, например, административное право, связаны с государственным управлением. Так, осуществление права на проведение манифестаций, демонстраций, шествий, влияющих на общественный порядок, требует разрешения органов исполн. власти.

Поскольку различные виды общественных отношений регламентируются с помощью разных юр. средств и способов, то для отражения специфики регуляции в отрасли в науку было введено понятие «правовой режим». Правовой режим — это совокупность способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли права.



2016-09-17 422 Обсуждений (0)
Система права: понятие и основные элементы. Понятие и виды избирательных систем в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система права: понятие и основные элементы. Понятие и виды избирательных систем в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)