Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Открытие Вятского учительского института



2016-09-17 417 Обсуждений (0)
Открытие Вятского учительского института 0.00 из 5.00 0 оценок




7 февраля 1913 г. 45-е очередное губернское земское собрание постановило: признать настоятельно необходимым открытие учительского института в Вятке, возбудить соответствующее ходатайство перед министерством народного просвещения, дать институту единовременное пособие на постройку здания в 10 тысяч рублей, учредить стипендии, отпустить средства на приобретение оборудования.

Вятский учительский институт был открыт 1 июля 1914 г с разрешения Льва Аристидович Кассо, которое было опубликованно в газете Вятская речь. Открыт он был одним из последних в стране; во многих губерниях подобные учебные заведения начали создаваться еще с 1860-х гг. Несмотря на громкое название институт, они вовсе не были высшими учебными заведениями, а предназначались для подготовки учителей высших начальных училищ, то есть учителей начальных классов.

Та же газета 3 и 4 сентября сообщала об итогах приема в институт: прошений о приеме было подано – 71, экзамены держал 51 человек, приняты – 29. Большинство принятых были сельскими учителями. Уже в течение первого учебного года в институте началось формирование учебно-воспитательных учреждений: физического и «естественноисторического» кабинетов и библиотеки, в которой были собраны учебные пособия по разным предметам.

Спустя год, «Вятская речь» ознакомила читателей с итогами первого учебного года. В институте в ту пору был один класс, в котором обучались 27 человек. Помимо того при институте существовало городское училище (начальная школа) с двумя классами.

В июле 1915 г. был проведен второй прием в институт. В институт мог поступить любой желающий от 16 лет. Ограничений было всего два: в институт принимались только лица мужского пола, и, кроме того, женатые должны были испрашивать разрешение на учебу у попечителя Казанского учебного округа.

Первым директором Вятского учительского института был Александр Модестович фон-Вилькен. Он родился в Риге 13 ноября 1874 г. в семье небогатых латышских дворян немец- кого происхождения, коллежского асессора. Окончил 1-ю Казанскую мужскую гимназию, а в 1898 г. – отделение естественных наук физико-математического факультета Казанского университета с отличием. После окончания учебы он преподавал естествознание, биологию в различных образовательных учреждениях города Казань.

В Казани в начале ΧΧ в. он считался одним из наиболее заметных специалистов в области естествознания.

Попечитель Казанского учебного округа ценил организаторские и преподавательские качества статского советника А. М. фон-Вилькена и назначил его директором вновь создававшейся Бугурусланской учительской семинарии в 1912 г.

Когда в г. Вятке зашла речь об открытии учительского института, кандидатура фон- Вилькена оказалась наиболее подходящей и он был утвержден директором. Важной задачей директора было привлечение подходящих преподавателей. И он успешно справился с этой задачей. Первыми преподавателями Вятского учительского института были: законоучитель протоиерей Василий Яковлевич Чанцев,; преподаватель русской словесности Константин Петрович Суханов, математик Федор Федорович Чернов; преподаватель естествознания и физики Николай Дмитриевич Смирнов и учитель пения – губернский секретарь Николай Иванович Суворов, преподаватель истории Александр Алексеевич Григорьев и учитель графических искусств Леонидом Аркадьевичем Плетневым. Некоторые из преподавателей работали затем в институте многие годы.

Фон-Вилькен уделял особое внимание созданию институтской библиотеки. Он пытался использовать в своей работе опыт лучших учебных заведений аналогичного профиля, в частности Казанского и Нижегородского учительских институтов, Бугурусланской учительской семинарии и др. В процессе ознакомления с особенностями постановки учебно-воспитательного процесса в них стремился к ознакомлению местных педагогов с процессами развития педагогического образования и научно-педагогической мысли в России. Благодаря своей настойчивости ему удалось в кратчайшие сроки организовать прием в институт и наладить полноценный учебный процесс, оборудовать необходимые кабинеты. При институте была открыта «образцовая» школа, в которой проходили педагогическую практику воспитанники института.

Но не во всем А. М. фон-Вилькену сопутствовал успех. Время его директорства в Вятке пришлось на период коренных социально-политических изменений в России. Его самоотверженная борьба с невежеством и шовинизмом продолжалась в течение всех трех лет его работы в Вятке.

Анатолий Иванович Кондаков был учащимся института первого набора (1914 г.) и, со- ответственно, первого выпуска (1917 г.). В дальнейшем он стал кандидатом педагогических наук, одним из учредителей Академии педагогических наук РСФСР в ноябре 1943 г. Его мо- нография об И. Н. Ульянове дважды издавалась в СССР, а также в ряде социалистических стран. В разные годы он работал в Кировском пединституте. В своих воспоминаниях А. И. Кондаков писал следующее: «Освобождение учащихся от власти закоренелых реакционеров проходило в острой борьбе. «Помнится, – вспоминал Кондаков, – как лишенный должности наш маленький Черномор вошел к нам в последний раз, молча посмотрел на нас сквозь позолоченные очки, глухо произнес “до свидания” и по- сле нашего красноречивого молчания вышел. Больше мы его не видели, так как он вместе со своими книжными богатствами отбыл в Казань...»

В 1918 году Вятскому институту народного образования был присвоен статус вуза.

А. И. Кондаков вспоминая первые годы становления вуза говорил о том, что институт на первых порах не оказывал влияния на повышение окружающей культуры. Он был маленьким учебным заведением, дававшим общее среднее и повышенное педагогическое образование. Институт размещался в арендованном губернским земством небольшом двухэтажном каменном доме с подвальным помещением, с двумя флигелями, с надворными постройками и двориком на углу улиц Копанской и Владимирской На втором этаже были классные помещения, а в нижнем этаже – карликовая образцовая школа для педагогической практики. В 1914 г. в институте были 36 учащихся и 8 преподавателей. В последующие годы прибывали еще по 20 учащихся, преимущественно народных учителей-практиков. На женских двухгодичных педагогических курсах учились по 20 слушательниц. Всего к 1917 г. насчитывалось около ста учащихся. Бесконтрольным владыкой и деспотом института был директор А. М. фон-Вилькен, – низкорослый, рыжебородый и молчаливый, удивительно похожий на сказочного Черномора, надевшего позолоченные очки, через которые он строго смотрел снизу вверх на всех подчи- ненных. Требуя установленного им порядка и чистоты, он был по-немецки педантичен и придирчив.Преподавая элементарный курс психологии, он добивался дословного пересказа учебника и не интересовался самостоятельной работой студентов. В институте господствовал словесный метод обучения.

В институте поначалу не было даже библиотеки, поэтому мы пользовались книгами городских публичных книгохранилищ. Наш директор скрывал от нас свои личные богатейшие книжные сокровищ. В целом, объем сообщаемых знаний не выходил за рамки средней школы. Элементарные знания по педагогическому циклу (основы психологии, педагогики, дидактики и методик) давались без исторической перспективы и методологических обоснований, без экспериментов и дискуссий.

Учительский институт представлял собой узкий мирок, в котором не было ни одной внеклассной отдушиныстуденты получали мизерную стипендию в 166 руб. 66 коп. годовых, подрабатывали репетиторством, питались в благотворительной столовой, ютились в нездоровых подвалах и чердаках, стыдились по бедности костюмов показываться в театре и большом обществе. Пределом нашего унижения было то, что нас, взрослых и зачастую семейных людей, официально именовали воспитанниками, а не студентами.

Здесь нам необходимо сделать небольшое отступление. Читатель, конечно, понимает, что свидетельства А. И. Кондакова субъективны. Разумеется, многого институту не хватало, прежде всего, материальных средств и опытных педагогов. Шла мировая война, забиравшая все материальные и лучшие людские ресурсы. И можем ли мы сейчас строго судить наших предшественников только за то, что они излагали материал «без экспериментов и дискуссий»?! Нет, нам необходимо с благодарностью принимать все, что было сделано.

Но в воспоминаних А. И. Кондакова есть часть, которая отличается большей объективностью и на нее неоходимо обратить внимание: «”Освобождение” учащихся некоторых учебных заведений г. Вятки носило комический характер. Так, всем составом городского комитета союза учащихся мы пришли к зданию губернского епархиального училища и потребовали от епископа “отпустить на свободу” епархиалок, с наивным волнением смотревших на про- исходящее из окон. После настойчивых переговоров радостно взволнованные “спящие крсавицы” присоединились к нашим рядам, боязливо входя в мужскую компанию. Большинство из них в советское время стали народными учительницами, а не поповскими женами, к чему их готовили. Освобожденные от выпускных экзаменов в связи с дороговизной жизни в городе и стремлением большинства учащихся принять участие в весенних сельскохозяйственных работах, мы окончили институт 24 марта 1917 г., получили на руки аттестаты, дававшие право преподавания в высших начальных училищах»

Не смотря на субъективные мнения, осуждения и обвигения сейчас факты и практическая деятельность А. М. фон-Вилькена в Вятке дают основание для совсем другой оценки, позволяют считать его по-настоящему крупным подвижником просвещения. Это видно хотя бы на примере его деятельности по распространению книжной культуры. Это особо отмечал видный вятский краевед Е. Д. Петряев. Страстный библиофил, обладатель уникальной личной библиотеки, фон-Вилькен спра- ведливо полагал, что полноценный учебно-воспитательный процесс вообще в любом учебном заведении, возможен лишь при наличии в нем хорошей библиотеки. Поэтому он прилагал значительные усилия по приобретению необходимой литературы в книжных складах и издательствах целого ряда городов России.

А ведь нельзя не учитывать того негативного обстоятельства, что комплектование ядра будущей библиотеки института происходило при самых неблагоприятных обстоятельствах: война, отдаленность от Вятки крупных издательских центров, скудные ассигнования вообще, – все это не могло не отразиться на библиотеке.

Знаток вятской старины Е. Д. Петряев в своей известной книге «Вятские книголюбы» отмечал, что «одним из лучших книжных собраний в Вятке перед мировой войной» считалась библиотека фон-Вилькена.

Были в его библиотеке редкие, почти уникальные издания. Помимо литературы по специальности Александра Модестовича (педагогика, естество- знание), в его библиотеке были разделы истории, философии, искусства, библиотековедения, языкознания, археологии. Особенно широко была представлена художественная литература. Не один вместительный шкаф занимали прижизненные, в том числе первые, издания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Толстого. Любовно собирал фон-Вилькен редкие альбомы по истории искусства, комплекты журналов и газет. Отличался богатством и рукописный отдел. Поэтому личная библиотека А. М. фон-Вилькена повсюду, где он жил, становилась известной, являлась фактом местного культурного значения, достойным специального краеведческого описания.

А. М. фон-Вилькена стремился сделать свою обширную библиотеку доступной многим. Это ли не свидетельство его широкой и доброй натуры! Ко времени его смерти в библиотеке насчитывалось 13 тысяч томов (без учета отдела периодики и рукописного отдела). Согласно завещанию библиотека не должна была переда- ваться за пределы Казани. Вдова библиофила Вера Петровна в тяжелые военные годы была вынуждена продать часть книг в букинистические магазины. В 1950-е гг. значительную часть сохранившейся литературы приобрел государствен- ный музей Татарской АССР. Другая большая часть книг в 1956–1957 гг. была передана В. П. фон-Вилькен в дар Казанскому филиалу Академии наук СССР и сохранена в его библиотеке отдельным фондом.

Как же проходила жизнь известного педагога после его отъезда из Вятки? А. М. фон-Вилькен возвратился в Казань после избрания его на должность преподавателя естествоведения, минералогии, геологии и физики в Казанском политехническом училище.. Одновременно в разные годы читал курсы естествознания, физической географии, геологии, ботаники, химии на гидротехнических курсах народного комиссариата земледелия, в рабочем университете в казанском районе Заречье, в химико-технологическом институте и других учебных заведениях. В 1926 г. профессор фон-Вилькен был выдвинут месткомом политехнического института за выдающуюся 27-летнюю службу делу просвещения в Герои Труда и был утвержден в этом звании общегородским собранием союза работников просвещения. В Казани прошла большая часть жизни А. М. фон-Вилькена, здесь его помнят и ценят. Но и мы, вятские люди, не должны забывать первопроходцев просвещения, среди которых фон-Вилькен занимает одно из первых мест.

Плодотворные усилия замечательного просветителя не пропали даром на Вятской земле. Заложенные в далеком 1914 г. семена дали прекрасные всходы. Вятский государственный гуманитарный университет, который отмечает в 2014 г. свое столетие, стал одним из крупнейших и авторитетных вузов Российской Федерации. В его сегодняшних успехах и достижениях есть частица труда человека, который был первым руководителем института.



2016-09-17 417 Обсуждений (0)
Открытие Вятского учительского института 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Открытие Вятского учительского института

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)