Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система характеристик исследовательской деятельности



2016-09-16 861 Обсуждений (0)
Система характеристик исследовательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие методологии

1. В ши­роком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Согласно другому, тоже широкому, определению – это учение о методе научного позна­ния и преобразования мира.

В современной литературе идет речь, прежде всего о методологии научного познания, которую пони­мают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

2. Методология – это не только учение как совокупность - знаний, но и область познавательной деятель­ности.

3. Ме­тодология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по по­лучению таких знаний и обоснованию программ, логики и ме­тодов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

4. Различают два типа методологии, объединенные одной об­щей функцией – служить руководством, ориентиром в науч­ной работе: дескриптив­ная (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) фор­ме, то есть в виде предписаний, прямых указаний к деятельнос­ти.

В нормативном методологическом анализе преобладают конструк­тивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и пра­вил осуществления научной деятельности.

Дескриптивный анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания.

5. Предмет методологии педа­гогики выступает как соотношение между педагогической дей­ствительностью и ее отражением в педагогической науке.

 

Уровни методологии

Различают несколько уровней методологии.

Содержание перво­го из них – философские знания.

Второй уровень – общенауч­ная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, за­дачи).

Третий уровень – конкретно-научная методоло­гия, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя как проблемы, специфические для науч­ного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, на­пример системного подхода или моделирования в их примене­нии к данной научной дисциплине.

Выделяют также четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.

 

Методологическое обеспечение исследовательской деятельности

Понятием методологическое обеспечение обозначается совокупность знаний особого рода, находящихся в иерархическом сопод­чинении и выступающих как ориентиры для исследователя.

Первые среди таких ориентиров – положения философии в ее методологической функции, такие, например, как тезис о единстве теории и практики, предполагающем их различия. Философия, таким образом, выступает как один из источников методологического обеспечения.

Наличие нескольких уровней методологии делает правомер­ным включение в состав методологического обеспечения общенаучную методологию (например, о гипотезе, о системном подходе)

Другой источник – научная работа, ведущаяся в форме ме­тодологических исследований в области специальной науки. Ре­зультатами таких исследований являются, например, знания о специфике педагогики, ее связях с другими науками, о педагоги­ческом факте, об условиях формирования педагогической тео­рии, о предмете и объекте науки в целом и отдельно взятого ис­следования.

Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидак­тика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обес­печении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.

Методологическая рефлексия выступает как пятый ис­точник методологического обеспечения.

 

Система характеристик исследовательской деятельности

1. Можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его пред­мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:

тема: как это назвать?

актуальность: почему именно эту проблему нужно в на­стоящее время изучать?

объект исследования: что рассматривается?

предмет исследования: как рассматривается объект, ка­кие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет ис­следователь для изучения?

цель исследования: какой результат предполагается по­лучить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замеча­ют другие?

новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрас­ли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

значение для практики: какие конкретные недостатки прак­тики можно исправить с помощью полученных в ходе исследова­ния результатов?

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и кор­ректируют друг друга.

2. Таблица 1.­ - Требования к выбору темы и этапы работы над ней

№№ Требования Последовательность действий педагога до этапа определения темы
Потребность в решении именно этого вопроса Выявление противоречий и общей проблемы в теории и практике образовательной деятельности
Значимость темы для педагогической теории и образовательной практики Формулировка и описание предметной части исследования
Содержательная проблемность темы Отражение в теме направления исследования и желаемых преобразований
Природосообразность и соответствие современным образовательным парадигмам Конкретизация темы, подчеркивание её своеобразия по отношению к аналогичным темам
Личный опыт исследователя и эвристическая ценность исследования Содержательная формулировка темы, её корректировка в процессе работы

 

 



2016-09-16 861 Обсуждений (0)
Система характеристик исследовательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система характеристик исследовательской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)