Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации



2016-09-17 522 Обсуждений (0)
Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всилу множественности и разнородности субъектов Российской Федерации отдельные их виды обладают рядом особенностей, которы­ми они отличаются от основной массы регионов.

Республики в составе Российской Федерации.Они выступают в ка­честве государств. Такая дефиниция используется как федеральной Конституцией (ст. 5), так и республиканскими конституциями. Отсю­да отличительные признаки, свойственные лишь данной категории российских регионов.

Республики принимают конституции, тогда как остальные субъек­ты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует, порядок принятия республиканских конституций, в то время как ос­тальные субъекты должны принимать собственные уставы посредст­вом своих законодательных (представительных) органов (ч. 2 ст. 66). И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначе­нию и по юридической силе в рамках собственных правовых систем.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В то же время в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (с последующими изменениями) алфавиты государственного языка Российской Федера­ции и государственных языков республик строятся на графической ос­нове кириллицы. Государствен­ные языки республик употребляются в органах государственной вла­сти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построен­ные по национально-этническому принципу (автономная область, ав­тономные округа), таким правом не обладают.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных орга­нов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наиме­нованиях не являются решающими. Республикам свойствен институт президентства. Высшими должностными лицами остальных субъектов Федерации, как правило, являются губернаторы. В качестве атрибу­тивного признака государства можно расценивать наличие у респуб­лик столиц, тогда как остальные субъекты располагают администра­тивными центрами. Правовой статус столиц, административных цен­тров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исклю­чительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является прин­цип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие опреде­ленных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-ли­бо одного вида субъектов над другими.

Автономная область, автономные округа в составе Российской Фе­дерации— национально-государственные образования, отличающие­ся особым национальным составом и бытом населения. Если авто­номная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кав­каз, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. — националь­ный округ) рассматривался как форма национальной государственно­сти малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях конституционного закрепления прин­ципа равноправия всех субъектов Федерации сохранение в наимено­вании данных субъектов термина «автономный» не представляется логичным.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется фе­деральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта — его кон­ституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус ав­тономной области и автономного округа, кроме того, может регламен­тироваться федеральным законом о них. Такой закон может быть при­нят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66).

Большая часть автономных округов входит в состав краев и об­ластей. Действующая Конституция права автономного округа на вы­ход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возмож­ность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Края, области в составе Российской Федерации.Некоторые россий­ские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой со­став другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры между органами государст­венной власти таких субъектов.

В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская об­ласть отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область — территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенно­стей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого федеральный законодатель предусматривает создание особой экономической зоны в Калининградской области.

Города федерального значения в составе Российской Федерации.Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окру­жена территорией другого субъекта — области (Московской и Ленин­градской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотно­шений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округа­ми эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон. Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и стату­са населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь терри­ториальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя по меньшей мере четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другого субъек­та — Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается фе­деральным законом.



2016-09-17 522 Обсуждений (0)
Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)