Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционный Суд о самостоятельности местного самоуправления в системе российской государственности



2016-09-17 944 Обсуждений (0)
Конституционный Суд о самостоятельности местного самоуправления в системе российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Можно выделить три ключевых аспекта принципа самостоятельности местного самоуправления, получивших обоснование, в частности, в решениях Конституционного Суда РФ.

Во-первых, недопустимость нарушения самостоятельности местного самоуправления федеральным законом. Системный анализ деятельности федерального конституционного правосудия в данной сфере позволяет говорить о том, что, признавая названный принцип в качестве, безусловно, значимого конституционного установления и используя ссылки на него в подавляющем большинстве решений, касающихся вопросов местного самоуправления, Конституционный Суд РФ вместе с тем по общему правилу не исключает ограничение федеральным законодателем пределов самостоятельности местного самоуправления (т. е. фактически вмешательство в самостоятельность местного самоуправления в пределах ранее признанных ее границ) исходя из интересов обеспечения прав граждан в сфере местного самоуправления.

Во-вторых, недопустимость ограничения самостоятельности местного самоуправления региональными законами. Надо отметить, что на начальном этапе развития местного самоуправления муниципальные образования располагали правом урегулировать многие вопросы институционализации и реализации местного самоуправления самостоятельно. Однако большинство из них в силу объективных причин (отсутствие квалифицированного кадрового состава, недостаточный опыт практического решения муниципальных проблем, отсутствие налаженных каналов взаимного информационного обмена между различными муниципальными образованиями и т. д.) не могли сформировать качественную, адекватную потребностям правоприменительной практики, отвечающую требованиям Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, муниципальную нормативную правовую базу.

Вместе с тем на начальном этапе развития местного самоуправления в Российской Федерации (впрочем, и в современных условиях его существования) не сложились четкие подходы к пониманию сущности и значения институтов местного самоуправления, их места в системе институтов российской государственности, а также — что более важно в практическом плане — подходы к соотношению местного самоуправления и государственной власти, административно-территориального деления и территориальной основы местного самоуправления. Немаловажно и то, что вопросы организации местного самоуправления тесно соприкасаются с проблемами межбюджетных отношений, в том числе на уровне взаимоотношений субъектов Федерации и муниципальных образований. В такой ситуации именно региональные законодательные акты порой объективно несли в себе угрозу самостоятельности местного самоуправления.

Правовые позиции о недопустимости ограничения (именно ограничения, а не только нарушения) самостоятельности местного самоуправления законами субъектов Федерации неоднократно формировались Конституционным Судом РФ применительно к различным вопросам местного самоуправления как общего, так и частного характера, касающимся, например, исключения институтов местного самоуправления из системы организации публичной власти на территории субъекта РФ или правомерности участия органов государственной власти субъектов РФ в механизме формирования органов местного самоуправления. Общим направлением данных решений Конституционного Суда РФ является отстаивание идеи недопустимости вмешательства региональных властей в сферу самостоятельности местного самоуправления.

Третьим аспектом принципа самостоятельности местного самоуправления является самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Данный аспект — в отличие от предыдущих — имеет не негативную (определение степени невмешательства органов государственной власти в сферу самостоятельности местного самоуправления), а позитивную направленность, проявляющуюся в возложении на федеральные и региональные органы государственной власти обязанностей по обеспечению реальных возможностей (финансово-бюджетных, экономических и юридических) муниципальным образованиям самостоятельно, т. е. ответственно в пределах своих полномочий, оказывать решающее воздействие на состояние муниципальных дел.

 

 


[1] См.: Селезнев. Г.Н. Вся власть - закону!// Москва. 1997.№ .С. 128.

 

[2]О теории федерализма см.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000; Чернов С.Н. Конституцинно-правовое регулирова­ние отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004; Черепа­нов В.А. Теория российского федерализма. М, 2005; Юсубов Э.С. Теория федерализма. Томск, 1998.

[3] См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный ана­лиз // Государство и право. 1994. № 8, 9. С. 150.

[4] См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный ана­лиз. С. 151.

[5] См.: Суверенитет в государственном и международном праве. Круглый стол // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 16.

[6] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 1997. С. 166.

[7] Там же. С. 172.

[8] См.:Ибрагимова Л.И. Конституционное законодательство Российской федерации и республик на этапе деволюционного федерализма: Дис. . ... канд. юрид. наук. Казань, 2001.

[9] СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 223; № 7. Ст. 574; № 14. Ст. 1257; № 29. Ст. 2846; № 44. Ст. 4215.

[10] См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной влас­ти субъектов Российской Федерации».

[11] ВКСРФ. 1996. №1.

[12] СЗ РФ. 1999. №2. Ст. 231.

[13] ВКС РФ. 2000. № 5.

[14] См.: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (с последую­щими изменениями) // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.

[15] См.: Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

[16] См.: Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. №29. Ст. 3119.

[17] См.: Лучин В.О. «Указное право» в России.- М., 1996. - С. 67.

[18] См.: Иванов В.В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право.- 2000. -№ 12.

[19] Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

 



2016-09-17 944 Обсуждений (0)
Конституционный Суд о самостоятельности местного самоуправления в системе российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционный Суд о самостоятельности местного самоуправления в системе российской государственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)