Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В провинциальной части России на примере Ставрополья



2016-09-16 329 Обсуждений (0)
В провинциальной части России на примере Ставрополья 0.00 из 5.00 0 оценок




Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для школьников и студентов

 

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Учебный год

Выпуск 9 (26)

Апрель 2016


Автор-составительФитьмова П. А.

Редакционная коллегияЧесняк М.Г., Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцова С.Л.

 

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве предназначено для школьников, студентов, а также для учителей, преподавателей и всех желающих использовать музейные ресурсы для саморазвития.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………...…………………
МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ…………………………………………… Прокопенко Ю. А. Развитие фотодела в конце XIX - начале XX в.в провинциальной части России на примере Ставрополья
МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ……………………………………………… Литера «Ш»
О ВЫСТАВКАХ(май 2016 года)…………………………………….. Выставки из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника................................................................................................. «Боевая слава Ставрополья (1941 – 1945 гг.)» «Как собирались археологические сокровища» (к 110-летию Ставропольского государственного музея-заповедника) «За службу и храбрость» (История Георгиевской ленты и Георгиевских наград) Совместные выставки…………………………………………………… «Школа любви и благочестия» (к 170-летию Ставропольской духовной семинарии)        
Выставки из фондов других музеев и частных собраний...................... «Ожившие сказки»
АКТИВНЫЙ МУЗЕЙ…………………………………………………….. Музейный краеведческий лекторий «Рассказы о музейных коллекциях» (отделы музея) «Ставрополье - край, в котором ты живешь»    
Из блокнота музейного социолога……………………… Результаты социологического опроса по итогам музейно-экскурсионного абонемента для школьников

 


Предисловие

 

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве выходит начиная с августа 2013 ежемесячно в течение учебного года.

Предыдущие выпуски издания «Музейные истории» размещены на официальном сайте Ставропольского государственного музея-заповедника (www.stavmuseum.ru, см. «Музейная педагогика», «Методические материалы»).

В этом учебном году в сборниках, наряду с тематическими подборками краеведческих материалов из сборников конференции «Прозрителевские чтения», продолжается публикация статей из «Материалов по изучению Ставропольского края» разных лет выпуска.

Продолжается публикация глоссария к постоянным музейным экспозициям, рекламные материалы по выставкам и мероприятиям Ставропольского государственного музея-заповедника следующего календарного месяца.

В рубрике «Из блокнота музейного социолога» публикуются результаты социологического опроса по итогам музейно-экскурсионного абонемента для школьников.

 


Из материалов научно-практических

Конференций

«Прозрителевские чтения»

Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут быть использованы учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ. Публикуемые материалы рекомендуется использовать в исследовательских работах учащихся, указывая источник (см. официальный сайт Ставропольского государственного музея-заповедника, вэб-страницы: «Публикации», «Методические и справочные издания»).

 

Из материалов научно-практической конференции

VI «Прозрителевские чтения»

Прокопенко Ю. А.,

г. Ставрополь,

Ставропольский государственный университет,

профессор кафедры политической истории,

доктор исторических наук;

 

Захарова С. В.,

г. Ставрополь,

Ставропольский государственный университет,

аспирант кафедры культурологии и библиотековедения

Развитие фотодела в конце XIX – начале XX в.в.

в провинциальной части России на примере Ставрополья

 

В связи с успешным развитием фотоискусства с 60-х гг. XIX в. фотостудии возникают на улицах провинциальных городов. Тогда же фотография приходит и в Ставропольскую губернию. Это связано с визитом на Кавминводы (1843 г.) родоначальника русской фотографии С. Л. Левицкого, который работал в составе государственной комиссии по изучению этого региона (1). «Представьте себе, – писал он, – с какой энергией и удовольствием принялся я за исполнение дагерротипных работ... Эта работа чрезвычайно интересовала меня, в особенности когда... прояв­лялись результаты: виды Пятигорска, Кисловодска, Машука и Бештау» (2).

В 1870-е гг. коллодионный процесс заменяется желатиновым, изобретенным английским врачом Р. Л. Меддоксом, что позволило повысить светочувствительность фотографических материалов и начать использование длительно сохранявшихся пластинок, а позже – пленок и бумаг. В 1877 г. русский изобретатель Л. В. Варнерке создал фотоаппарат для съемки на гибком материале и специальную «пленку». Тем не менее, стеклянные пластины использовались до середины 1920-х гг., что подтверждается материалами, хранящимися в фотоархивах.

Фотографирование удешевилось, стало более доступным для широких кругов профессионалов и любителей. В Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске открываются портретные фотоателье (или «фотографии», как их еще называли), позже в селах и станицах – временные фотографические заведения. Быстрота изготовления, тиражность и дешевизна снимков, по сравнению с рисованными миниатюрами, способствовали доступности фотопортрета всем социальным слоям: наряду с членами дворянских фамилий, заказчиками были мещане, чиновники, крестьяне.

В российской фотографии достаточно известных мастеров, прошедших карьеру от любителя до профессионала высшего класса. Среди знаменитых фотографов того времени немало наших земляков. Один из них – Григорий Иванович Раев. Сын солдата охранной роты Кисловодской крепости благодаря своим способностям и таланту, увлечению краеведением становится одним из популярнейших людей КМВ, другом исследователей Кавказа А. Пастухова и Р. Лейцинга, артистов Ф. Шаляпина и Л. Собинова, композитора С. Рахманинова и других видных деятелей искусства.

Несколько видов фотоальбомов, воспроизводящих красоты буквально всех живописных уголков Кавказа, виды Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод, сотни сюжетов видовых открыток, а также их коллекция из 200 штук, «исполненных способом фототипии и ручной раскраской», весьма модные в ту пору стереоскопические фотографии с объемным зрительным эффектом – все это свободно и по умеренным ценам можно было приобрести в мастерской Раева или выписать по почте на свой адрес.

Все снимки Раев производил только сам, о чем свидетельствует изданный им каталог: «Все виды выпущенных мною серий в продажу сняты лично мною с натуры».

Одним из главных направлений в его творчестве стала лермонтовская тема. В 1877 г. по заказу директора Кавказских Минеральных Вод он сделал первый снимок домика М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Первая фотография места дуэли поэта также была сделана Раевым (1878 г.). В дальнейшем он снимал все места на Ставрополье, где побывал Михаил Юрьевич.

За снимки, представленные на отечественных и международных выставках, Раев завоевал более 20-ти почетных дипломов, золотых и серебряных медалей (первая серебряная медаль получена им в 1888 г. от Русского технического общества), удостоен французского ордена «Почетного легиона» (1880 г.). Его работы издавались во Франции, Герма­нии, Англии, Италии, Норвегии, Финляндии (3, с.175).

Для пропаганды фотографии в 1878 г. при Русском техническом обществе был создан отдел светописи и ее применений – Пятый (фотографический) отдел. Из первых русских фотографов следует назвать С. Л. Левицкого, А. И. Деньера, В. А. Каррика, А. О. Карелина и основоположника русского публицистического репортажа М. П. Дмитриева (4, с. 6).

Фотографы и ученые во всех странах искали способы коренного усовершенствования фотографирования на металлических пластинках. Одним из первых добился успехов в усовершенствовании дагерротипа московский любитель светописи и изобретатель А. Ф. Греков (5, с. 5–7).

Следует отметить, что русские ученые внесли значительный вклад в развитие мировой фотографии. Вот некоторые из этих имен: Л. Эйлер разработал принципы изготовления ахроматической оптики (1747 г.); А. Ф. Греков усовершенствовал метод дагерротипии (1840 г.); С. Л. Левицкий основал фотоотдел Русского технического общества, впервые применил фотографическую ретушь и электрическое освещение в фотографии (1842–1851 гг.); И. Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарат (1854 г.); Д. П. Езучевский изобрел многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором (1879 г.) и первый портативный фотоаппарат (1880 г.); И. В. Болдырев использовал вместо стекла гибкую смоловидную пленочную основу (1880 г.); Л. В. Варнерке изобрел первый в мире катушечный фотоаппарат, сенситометр (1870–1880 гг.); С. А. Юрковский начал использовать моментальный шторно-щелевой затвор (1882 г. (6, с. 8).

Фотография не сразу стала самостоятельным искусством. Умению не копировать, а изображать фотохудожники учились у живописи. Раннее искусство фотографии развивается по параметрам живописи. Фотография в ту пору еще не имела собственных традиций, только искала свои изобразительные средства. Примеры живописи прокладывали ей дорогу к достижению художественности, образности (7, с.13–14; 8, с.24).

С первых шагов использования реального фотографического процесса – дагерротипии – этот метод получил применение не только в быту в виде портретной и ландшафтной фотографии, но и в различных сферах, где можно было приспособить светопись к решению сугубо научных задач.

Развитие фотографии так же, как и других областей знания, не могло быть достаточно успешным без научного общения и передачи опыта. Усилиями ряда энтузиастов в 1878 г. был учрежден V (фотографический) отдел Русского технического общества (РТО) в Петербурге, хотя вопросами фотографии общество занималось еще с 1870 г.

Отдел ставил своей задачей «развитие и усовершенствование технической, научной и художественной стороны светописи и ее применения», осуществлял взаимное общение ученых и фотографов, пропагандировал достигнутые успехи и содействовал развитию отечественной фотографии.

Наиболее активно деятельность V отдела развивалась до 1894 г. С 1880 г. В этот период отделом издавались периодический журнал «Фотограф» под редакцией В. И. Срезневского и сборники трудов, где печатали доклады и статьи членов Русского технического общества, описывали фотографические новинки.

Кроме того В. И. Срезневским были разработаны и сконструированы специальные приспособления для фотосъемки. Так, например, фотокамеры для экспедиций (1882 г.), для съемок с воздушного шара и под водой (1886 г.), для фотографирования солнечных затмений (1887 г.) (9, с. 54–55).

В это же время в ряде городов начали появляться местные фотографические общества (в Киеве, Харькове, Одессе, Риге и др.). Из них наиболее деятельным и авторитетным было Русское фотографическое общество в Москве (1894–1930 гг.), ставшее вскоре всероссийской организацией. Общество имело лаборатории, ателье для практической работы и издавало журнал «Вестник Фотографии» (1908–1918 гг.).

В 1882 г. важным событием стал созванный V (фотографическим) отделом РТО Всероссийский съезд по фотографии, приуроченный к Всероссийской промышленной выставке.

В 1896 г. Русское фотографическое общество созвало в Москве I Съезд русских деятелей по фотографии, в котором приняли участие свыше 200 человек. Второй съезд состоялся в 1908 г. в Киеве (1, с. 50).

Яркую страницу в историю развития фотографии вписывает С. А. Лобовиков (1870–1941). Связанный с русской прогрессивной общественностью, по идейной направленности творчества близкий к художникам-передвижникам, он создал полные глубокого драматизма жанровые фотокартины. Их главная сила – в социальной заостренности, в проявлении глубокого сочувствия к судьбам простых людей в царской России. Так сказывается в фотографии живая традиция реалистического искусства, опыт которой вел фотохудожников к новизне тематики, к смелости изобразительных решений и, главное, к поиску собственных, неповторимых, специфических для фотоискусства особенностей творческого процесса. Подход к изобразительному решению темы, приемы композиции и световой рисунок снимка постепенно получили особое, свойственное только фотографии звучание. Фотография становилась самостоятельной областью творчества. Выкристаллизовывались ее главные специфические черты – документальность, острая публицистичность (7, с.12).

В 1875 г. на Международной географической выставке в Париже наибольший успех имел Русский отдел, с множеством видовых и этнографических фотографий.

Рассматривая развитие фотографии в Ставропольской губернии, надо отметить некоторые особенности. Желавший открыть постоянное фотоателье должен был написать прошение в губернскую канцелярию на имя губернатора: «... покорнейше прошу Ваше Превосходительство выдать мне разрешение ... для производства фотографических снимков в пределах Ставропольской губернии ... и открытия фотографии в губернском городе Ставрополе...». Из канцелярии направлялись запросы в жандармское управление и ставропольскому полицмейстеру о нравственных качествах, поведении и политической благонадежности просителя. При получении благоприятного отзыва – «...нравственных качеств хороших, под судом и следствием не был и не состоит», «...сведений о политической неблагонадежности... не имеется» – губернатором выдавалось свидетельство на право «...открыть фотографию... под личную ответственность за нарушение правил о фотографических заведениях». Свидетельство передавалось бу­дущему владельцу через старшего городского полицмейстера и пристава под расписку, которая затем отправлялась в канцелярию губернатора.

В результате изучения архивных данных удалось выявить владельцев первых фотоателье. Среди них преобладали крестьяне, мещане, чиновники (Ф. Маркс, В. Свищев, Н. Дмитриев), хотя фотоделом увлекались и дворяне, и купцы (С. И. Василевский, Г. И. Третьяков). Г. И. Третьяков, купец второй гильдии, в отличие от остальных фотографов, выписывавших фотоматериалы из Москвы и Санкт-Петербурга, имел собственный комиссионный склад фотопринадлежностей (3, с. 176).

«Фотографии» представляли собой помещение, обставленное декоративной мебелью, со стеклянными потолком и стеной, вот почему фотоателье иногда называли «стеклянным павильоном». Остальные стены обклеивались обоями разных тонов. На столиках для съемки лежали всякие безделушки (искусственные цветы, книги, шкатулки, зеркальца и т. п.). Иногда посетители привозили для съемки собственные вещи.

Фотографы выполняли в студиях самые разнообразные виды работ: изготовление индивидуальных, парных, групповых фотопортретов, увеличение портретов до желаемой величины, фотографии на стекле, ретушь. Иногда приходилось «ретушировать» самого клиента, чтобы выявить одни черты и сгладить другие – впалые щеки набивали ватой, оттопыренные уши приклеивали к голове воском. Посетителя усаживали в кресло с подлокотниками, к спинке которого обязательно крепился конфгалтер – специальное устройство, с помощью которого закрепляли голову в неподвижном положении – иначе нельзя было получить четкое изображение при длительных выдержках. Когда не хватало освещения, пудрили мелом лоб, щеки, нос, подбородок, кисти рук модели. Светлую одежду в период выдержки прикрывали на некоторое время кусочками черного бархата – так выравнивали интервал яркостей.

Фотографии наклеивались на картонные бланки, на которых ука­зывались фамилия и инициалы мастера или наименование фирмы, а также местонахождение ателье: «Photographie N. Mokin. Stavropol», «Н. Трегубов и К. Козлов. Ставрополь», «Фотография Тосунова С.М. Поставщик Наместника Его Императорского Величества на Кавказе. Ул. Воронцовская, 8, рядом с почтовой конторой. Удостоен Высочайшей Благодати Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны». Кроме того, на картоне принято было изображать награды, полученные за снимки на российских и международных фотовыставках (если такие имелись).

Развитие портретного жанра способствовало распространению изобретенной французским придворным Дисдсри фотокарточки-визитки размером 6×8 см. С того времени появляется обычай обмениваться снимками и заводить почти в каждой семье фотоальбомы, которые считались домашней реликвией. Их передавали по наследству, пополняя новыми снимками.

Однако с первых лет своего существования фотографы проявляли интерес не только к портрету, но и к видовому жанру. Снимки такого рода встречаются уже у дагерротипистов (виды Пятигорска, Кисловодска С. Л. Левицкого).

К известным местным фотомастерам, работавшим над темой Ставрополья, относились Г. Раев, Н. Трегубов, А. Энгель, Ф. Маркс, Г. Третьяков, чьи альбомы хранятся в городских, краеведческих музеях и архивах. Внимание фотографов привлекали эпохальные и рядовые события, архитектурные памятники, города и их окрестности, быт и занятия населения, транспорт: «Трапеза гимназисток», «Ставрополь. Вход в парк культуры и отдыха», «Окрестности Кисловодска. Водопад на р. Ольховке», «Ессентуки. Ванное здание имени Николая II».

Собрания Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве и Государственного архива Ставропольского края дают представление об интерьерах домов дворян, купцов, простых горожан.

В конце XIX в. тематика фотографий значительно расширилась – появляются исторические сюжеты: виды военных лагерей, портреты участников боевых операций («Хоперские казаки»). К сожалению, авторство большего числа снимков установить практически невозможно, поскольку на них нет штампа фотографа с его именем (3, с.176–177).

Следует отметить, что контингент фотографов, работавших на Северном Кавказе, был достаточно разнородным. Наряду с известными художниками, фотографией занимались люди более низкого профессионального уровня. Типичный пример представляют собой воспоминания отдыхающего в г. Железноводске о характере фотодела на курортах Кавминвод: «…Фотографов на водах двое: Энгель и Патвакин. Энгель – прекрасный фотограф, и кавказские виды его отлично известны всюду. Патвакин, напротив, известен как виртуоз по части лишения у каждого снимающегося у него образа и подобия человеческого…» (10, с. 42).

В рассматриваемый период была популярной стереоскопическая фотография, которая воспроизводила изображения в трех измерениях. При рассмотрении стереоскопических картин садиться нужно было спиной к свету так, чтобы помещенный на специальную подставку снимок равномерно освещался. При этом создавался эффект объемности изображения. Существовала не только видовая, но и учебная стереофотография (Начальный курс географии из серии «Вокруг света», «География Западной Европы» и др.) (11).

В 1908 году одиннадцать фотографических обществ России обратились в Государственную думу с ходатайством поддержать их авторские права. «Русским фотографам, – писали они, – принадлежит честь быть первыми всемирно признанными художниками, работы которых заставили признать фотографию искусством, тогда как в Западной Европе она была еще в зачаточном состоянии» (8, 1987, с. 24).

В начале XX в. на Ставрополье продолжается деятельность Григория Ивановича Раева. Увлечение альпинизмом помогло ему впервые отснять северные склоны Главного Кавказского хребта. Эта работа была связана с большими трудностями, так как фотографировать приходилось без увеличения, фотоаппарат – громоздкий, фотостекла – большие, фотоэмульсия готовилась на месте. За снимок Эльбруса Русское географическое общество в 1903 г. наградило мастера большой серебряной медалью.

Будучи членом Кавказского горного общества, Григорий Иванович сделал большой вклад (особенно своими фотографиями) в создание музея «Домик Лермонтова». В 1912 г. он стал первым директором музея (3, с.175).

Творческое наследие местных фотографов того времени поистине бесценно: их работы, отличающиеся большой выразительностью и высоким качеством изготовления, позволяют сегодня восстановить облик городов, сел и станиц «старого» Ставрополья, увидеть их историю и историю давно ушедших поколений.

 

Использованная литература и источники

1. Блюмфельд В.П. Из истории фотографии. М., 1988.

2. Ставропольская правда, 1983, 4 декабря.

3. Кузнецова Н.А. Фотография Ставропольской губернии в последней четверти XIX в. // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Тез. докл. межрег. науч. конф. (12–15 апреля 2001 г.). Ставрополь, 2001.

4. Длужневская Г.В. Историко-археологическое наследие Азиатской России в фотодокументах второй половины XIX – первой половины XX в. (по фондам научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук). Авт. дисс. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. СПб. 2008.

5. Морозов С. Первые русские фотографы-художники. М.: Госкиноиздат, 1952.

6. Пальчевский Б.В. Фотография: курс для начинающих. Минск: Полымя, 1982.

7. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М.: Высшая школа. 1983.

8. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. М.: Искусство. 1987.

9. Кузнецова Н.А. Фотографические общества и преподавание фотографической науки в России (к. XIX в. – 20-е гг. XX в.) // IV Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Мат. рег. науч. конф. (9 апреля 2000 г.). Ставрополь, 2000.

10 Прокопенко Ю.А. Железноводск. Страницы истории. Ставрополь, 1998.

11. Каталог подвижного отдела учебных пособий Ставропольского городского музея им. Г.К. Праве. Ставрополь, 1915.

 

 


 

МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ

В этом номере размещены термины, встречающиеся в залах музея-заповедника, начинающиеся на литеру «Ш».

 

«ш»

Природа

Шунгит, называемый также аспид, лидит, парагон, фуллерит – докембрийская горная порода, занимающая по составу и свойствам промежуточное положение между антрацитами и графитом. Встречаются разновидности шунгита чёрного, тёмно-серого и коричневого цвета.

Шилоклювка(лат. Recurvirostra avosetta) – чёрно-белый крупный кулик с изогнутым вверх клювом из семейства шилоклювковых, распространённый на пологих берегах водоёмов с солёной или солоноватой водой в Евразии и Африке. В России гнездится в Предкавказье, в Прикаспийской низменности и на юге Сибири в степной зоне Минусинской котловины. В России встречается редко, занесён в Красную книгу.

Широконоска(лат. Anas clypeata) – широко распространённая водоплавающая птица семейства утиных с очень длинным и широким клювом. Является объектом спортивной и промысловой охоты.

Шимпанзе обыкновенный (лат. Pan troglodytes) – вид приматов из семейства гоминид (Hominidae). Обыкновенные шимпанзе живут в тропических лесах и влажных саваннах Западной и Центральной Африки. Они когда-то населяли большую часть этой области, но их среда обитания резко уменьшилась в последние годы.

АРХЕОЛОГИЯ

Шлем ассирийский – шлем высокой конической или сфероконической формы, который использовался в IX в. до н. э. в Ассирии. В основном отливались или ковались из бронзы, но известны и образцы, сделанные из железа.

 

ЭТНОГРАФИЯ

Шашка казачья –длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый. Эфес обычно состоит только из рукояти без крестовины (гарды), что является характерным признаком этого вида оружия. Ножны деревянные, обтянутые кожей, с кольцами или одним кольцом для портупеи на выгнутой стороне.

Шерхебель– (искаж. нем. Scharfhobe) – деревообрабатывающий инструмент, внешне похожий на рубанок, но меньшей ширины и большей длины, с закруглённым лезвием. Предназначен для первичного тесания (строгания) деревянных досок после пилы или топора.

Шило – игла с рукояткой. Используется закройщиками и мастерами по изготовлению обуви для прокалывания плотных материалов, например, кожи. Находит применение и у других мастеров (столяр, плотник, электромонтажник), а также используется в качестве канцелярской принадлежности.

Швейная машинка (англ. sewing machine) – техническое устройство для соединения и отделки материалов методом шитья. Швейные машины применяются в швейной, трикотажной, обувной и других отраслях лёгкой промышленности, а также в быту.

 

 


 

О ВЫСТАВКАХ

(Май 2016 года)



2016-09-16 329 Обсуждений (0)
В провинциальной части России на примере Ставрополья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В провинциальной части России на примере Ставрополья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)