Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел



2016-09-17 3263 Обсуждений (0)
Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел 4.50 из 5.00 4 оценки




АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 

Тема 1. Понятие и направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел

Лекция – 2 часа.

Семинарское занятие – 2 часа.

Целевая установка по теме: «Социальная обусловленность антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел». Цель: довести до сведения обучаемых систематизированную информацию об антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. План лекции Введение.

Вопрос 1. Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Вопрос 2. Направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Заключение.

Основная литература 1. Конвенция ООН против коррупции. - Принята 31 октября 2003 г. 2. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. - Заключена 4 ноября 1999 г. 3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. - Заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. 4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.- М., 2009. - 103 с. 5. Гражданский процессуальный кодекс РФ.- М., 2009.-211 с. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М., 2009. – 196 с. 7. Уголовный кодекс РФ.- М., 2009. 8. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 19 декабря 2008г. № 273-ФЗ // Рос. газета.- 2008.- № 266. 9. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федер. закон от 22 марта 1995 г. № 45 – ФЗ // Законность. - 1995. - № 8. - С. 45 - 52. 10.О милиции: Закон от 18 апреля 1991 г. № 1026 – 1 // Ведомости съезда народ. деп. РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503. 11.Национальный план противодействия коррупции. - Утв. Указом Президента РФ от 31 августа 2008 г. № 1568 // Рос. газета.- 2008.- 5 августа.- № 164. 6 12.О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // Собр. законодательства РФ.- 2008.- № 21.- Ст. 2429. 13.Положение о Министерстве внутренних дел РФ. - Утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. // Собр. законодательства РФ. – 2004. - № 30. – Ст. 3149. Дополнительная литература 1. Ипполитов К. Х., Макаров В. Б. Принципы и основные направления программы борьбы с коррупцией // Следователь. - 2008. -№ 10. 2. Казанцев Н. М. К вопросу о совершенствовании антикоррупционной государственной политики // Следователь.- 2008. -№ 10. 3. Коков Ю. А. Как победить коррупцию? // Следователь. -2008. - № - 10. 4. Королева М. Роль коррупции в криминализации правоохранительной деятельности // Уголовное право.- 2007.- № 1.- С. 106-110. 5. Куракин А. В. Государственная служба и национальный план противодействия коррупции // Следователь. -2008. - №- 10. 6. Макеева Л. Национальный план по борьбе с коррупцией: «неприкасаемых» в России не будет // Следователь. -2008. -№ 10. 7. Ноздрачев А. Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат.- 2007. -№ 10. 8. Прохожев А. А. Первоочередные меры государственной политики в сфере противодействия коррупции // Следователь.- 2008. -№ 10.

Введение

Коррупция может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности России , ее пагубное воздействие ощущается в любой стране независимо от государственного устройства или традиций. В настоящее время существует три модели системной коррупции: азиатская (коррупция - привычное общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства); африканская (власть продается "на корню" группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования); латиноамериканская (попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным). Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству, но снижение порога коррупционности общества возможно. Этих результатов в настоящее время достигли Польша, скандинавские страны, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Англия, Дания и др . По данным социологических опросов, проведенных Фондом общественного мнения (ФОМ), 55% россиян считают, что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно, 34% утверждают, что это реально, 11% респондентов затруднились с ответом. По данным Фонда общественного мнения, 54% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27% опрошенных признались, что им доводилось "делать подношения" чиновникам. Наиболее коррумпированными, по их мнению, являются чиновники таких областей, как здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы . По данным различных источников, в том числе и зарубежных, около 30% сотрудников милиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерческим структурам. Почти половина преступлений, совершенных должностными лицами против интересов службы (5,7 тысячи), приходится на лиц, работающих в системе МВД РФ (2,4 тысячи)4 . Кроме того, 32% сотрудников органов внутренних дел, считают, что нарушения законности, в том числе и совершение коррупционных преступлений в деятельности ОВД, являются весьма распространенным явлением . Приведенная статистика вызывает насущную потребность своевременного реагирования и принятия мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в системе органов внутренних дел. В связи с этим в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в МВД России утвержден и реализуется соответствующий ведомственный план, а также предусмотрена реализация второго этапа Концепции обеспечения собственной безопасности ОВД России . В органах внутренних дел осуществляется активная деятельность по разработке комплекса мер по профилактике коррупции, реагированию на ее проявления, сведение к минимуму ее последствий, выработке антикоррупционного статуса сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, Центра социальных, общественно-политических и криминологических исследований и Центра по изучению проблем организованной преступности и коррупции проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошено 435 сотрудников органов внутренних дел различных регионов страны (Ставропольского и Краснодарского краев, Астраханской области, Чеченской Республики).

Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел

Понимание сущности и содержания антикоррупционной деятельности вызывает необходимость осознания основных ее понятий. Слово "коррупция" (от лат. corruptio) означает "порча, подкуп". Модельный закон о борьбе с коррупцией МПА СНГ дает развернутое определение коррупции: "Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".

Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел – это совокупность мероприятий организационного, правового, морального, профилактического и иного характера, направленных на предупреждение, реагирование и устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

В свою очередь в Федеральном законе «О противодействии коррупции» используется термин «противодействие».

Так, в соответствии со ст. 1 названного акта противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений . Международная и отечественная практика свидетельствуют о том, что стратегия противодействия коррупции с опорой, главным образом, на репрессивные меры со стороны государства оказывается мало эффективной. Такой вывод объясняется тем, что при данном подходе основные силы объективно направляются на борьбу с коррупционерами, то есть фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением борьбы с коррупцией, наряду с обычными карательными действиями, должна стать система организационных, правовых, экономических, морально-этических, воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупцию, то есть антикоррупционная профилактика .

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на законах, подзаконных актах, источниках иного значения.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты .

Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание Россией Конвенции ООН "Против коррупции" в г. Мерида (Мексика), которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г. В 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге Россия присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц. Россия 1 февраля 2007 г. официально вступила в "Группу государств против коррупции" (ГРЕКО). Конвенции обязывают стран-участниц предусмотреть антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве . Специализированным законодательством национального характера являются: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Закон «О милиции», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих». Особое место в системе нормативных источников антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел занимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации. Осуществление антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел подчинено достижению определенной цели и решению установленных задач . Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех разновидностях.

Достижение названной цели допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности, которые следует сгруппировать исходя из их направленности на:

а) правовые: - разработка и введение в законодательство норм антикоррупционной направленности; - совершенствование антикоррупционного законодательства;

б) организационные: - организация взаимодействия органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, средств массовой информации, общественности при противодействии коррупции; - пропаганда, стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан, сотрудников органов внутренних дел; - повышение статуса сотрудников органов внутренних дел в российском обществе, в правоохранительной системе.

в) правоохранительные: - выявление и устранение причин, способствующих коррупционным проявлениям; - реагирование на коррупционные проявления;

- принятие мер по привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения

- сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Основанием антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел является совокупность данных, свидетельствующих о возникновении и расширении коррупционных проявлений в органах внутренних дел, вызывающих потребность в проведении предупреждающих, реагирующих, карательных мероприятий. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет свой объект и предмет. Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел - это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между участниками и субъектами соответствующей деятельности.

Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры криминологического и организационного характера, способные обеспечить снижение уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

Итак, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятельность. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на правилах правового и морального характера и направлена на решение правовых, организационных, правоохранительных задач.



2016-09-17 3263 Обсуждений (0)
Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)