Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить образование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся его жизнь прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одно время – ректором университета. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные труды.
Два периода в творчестве И.Канта:
- докритический (до нач. 70-х гг. XVIIIв.) – уделил внимание проблеме развития;
- критический (начало 70-х гг. XVIIIв.–1804г.) – уделил внимание проблеме познания («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).
Иммануил Кант
«Критика чистого разума»
- основная идея – агностицизм – невозможность познания окружающей действительности:
- И.Кант выдвинул гипотезу, согласно которой, причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной действительности – человек, а точнее его разум;
- познавательные возможности человеческого разума ограничены (разум не может всего). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии);
- И.Кант обнаружил четыре неразрешимых противоречия:
- ограниченность пространства:
- мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве;
- мир не имеет начала во времени и безграничен;
- простое и сложное:
- существуют только простые элементы и то, что состоит из простых;
- в мире нет ничего простого;
- свобода и причинность:
- существует не только причинность по законам природы, но и свобода;
- свободы не существует. Всё в мире совершается в силу строго причинности по законам природы;
- наличие Бога:
- есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего;
- Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. По И.Канту, наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
- классификация знания как результата познавательной деятельности:
- апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, т.к. каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное (человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению);
- априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства («Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу»);
- «вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
- схема познавательного процесса:
- внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
- органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;
- человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
- целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
- реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понятна разумом;
- человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Т.о., при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
- собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;
- внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.
- структура чистого разума, принимающего сигналы – образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира:
- формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени;
- формы рассудка – категории – предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещённых в «системе координат» пространства и времени.
И.Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса по три в каждом, причём две категории – противоположные характеристики свойства класса, третья – их синтез:
- категории количества: единство; множество; цельность;
- категории качества: реальность; отрицание; ограничение;
- категории отношения: субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
- категории модальности: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность.
- формы разума – окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по И.Канту, является наукой о высших идеях.
С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
Иммануил Кант «Критика практического разума»
- И.Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность, и подвергает его критике
Главные вопросы: - Какой должна быть мораль?
- Что есть моральное (нравственное) в поведении человека?
Выводы: - чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как своё собственное;
- между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
- мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральному закону.
- моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, И.Кант назвал категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»;
- современная трактовка морального закона (категорического императива):
- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
- человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
Иммануил Кант «Критика способности суждения»
- основная идея – идея всеобщей целесообразности.
- целесообразность в эстетике – человек наделён способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры;
- целесообразность в природе – всё в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, стремлении организмов, размножении, развитии;
- целесообразность духа – наличие Бога.
Социально-политические взгляды Иммануила Канта:
- человек наделён изначально злой природой. Спасение человека в моральном воспитании и жёстком следовании моральному закону (категорическому императиву);
- был сторонником распространения демократии и правового порядка:
- во-первых, в каждом конкретном обществе;
- во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества. Считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
И.Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Г.Гегель справедливо считал, что в учении И Канта происходит главный переход к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности субъекта в познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания – главного достижения немецкой классической философии.
Учение И.Канта, несмотря на критику, которой оно подвергалось различными философами, оказало значительное влияние на развитие последующей философской мысли.