Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психоаналитическая философия



2016-09-17 518 Обсуждений (0)
Психоаналитическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и иных психологических процессов в жизни человека и общества. Оно касается целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грёз, темы жажды агрессии. Возникнув в начале XXв. как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-философские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека. В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, дал множество синтезов с другими направлениями философской мысли.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский врач, психолог. Он начал исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Наблюдая за больными, З.Фрейд приходит к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Обнаружив это, З.Фрейд вместе с другом в 1890-1897гг. создаёт катарсический метод лечения истерии. Катарсис – это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. В 1897-1920гг. З.Фрейд создаёт оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей.

Основные работы З.Фрейда: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Введение в психоанализ. Лекции», «Психология бессознательного», «Очерки по психологии сексуальности».

Сущность психоанализа: - метод лечения психических заболеваний;
- теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры (фрейдизм).

 

Причины возникновения концепции З.Фрейда: - неудовлетворённость натуралистическим и механистическим объяснением человека, его поведения и деятельности. Жизнь невозможно объяснить механистическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению;
- до З.Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности, он же в своём анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.

 

Этапы формирования психоанализа: - первый – конец XIXв. – 1920г. – в это время З.Фрейд приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка;
- второй – после 1920г. связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно, Я и Сверх – Я.

 

Основные положения философии З.Фрейда: - основополагающие открытия: - существует бессознательное – особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного – сны. По З.Фрейду, сны это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности; - способ психологической защиты реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Всё, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно даёт о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, «странностей».
- топографическая схема психики: - бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека; - сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека; - между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли; - иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет – в сознание; - но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
- динамическая схема психики: - психика представляется как совокупность трёх слоёв: - «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека; - «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики; - «Сверх-Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции; - «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удаётся сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я»; - З.Фрейд сравнивает «Я» со всадником, а «Оно» с лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, даёт команды, но лошадь («Оно») сильнее всадника и в действительности несёт всадника на себе. Иногда всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезёт; - также «Сверх-Я» - нормы и запреты – часто подчиняет «Я»; Т.о., «Я» человека испытывает мощное давление и чаще всего подавляется одной из трёх сторон: бессознательного «Оно», внешнего мира, норм и запретов – «Сверх-Я».
- определяющие факторы психики человека: - удовольствия – психика, подобно компасу, так или иначе, ищет пути к удовольствию; - вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные); - в итоге, вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания и мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие, «разрешённые» типы социальной деятельности и культурного творчества.
- первая психологическая система З.Фрейда: (господствовала с1905 -1920) - в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт; - «либидо» ищет своё выражение: - в сексуальных действиях; - в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную (часто это связано с нормами, традициями, запретами); - сексуальный импульс по З.Фрейду может быть реализован трояко: - «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; - вытеснен в бессознательное; - подавлен, лишён энергии через реактивные образования (стыд, мораль); Т.о., психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.
- вторая психическая система: (разработана в 20-е гг.) - по-новому рассматривается проблема возникновения энергии бессознательного; - Эрос(инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род; - Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным; - жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
- проблема отношений человека, человеческих масс и культуры: - человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри; - происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование её в культуру; - общество создаёт заменитель подавленной энергии – ритуалы; - ритуал– коллективное бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. - выводы: - по мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются всё больше и больше; - это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии; - а также к необходимости конструирования более сложных, изощрённых ритуалов.

 

Значение философии З.Фрейда: - впервые рассмотрел бессознательное как самостоятельную психическую реальность, равнозначную объективной реальности;
- указал на наличие смысла у бессознательных процессов;
- рассмотрел внутреннее строение бессознательного, его динамику, а также создал пространственные модели: Оно, Я, Сверх-Я;
- поставил вопрос о том, как можно познать бессознательное, и выяснил, что говорить о нём можно только на языке сознания;
- создал «археологию человеческой психики». Для объяснения сегодняшних проблем человека он обращается к далёкому прошлому – раннему детству;
  - предложил объяснение механизмов, при помощи которых бессознательное участвует в мире становления и развития культуры.

 

Взгляды З.Фрейда не лишены противоречивости, тем не менее, его методология познания общественных явлений через раскрытие бессознательного оказала большое влияние на искусство, психологию, социологию и широко использовалась в различных науках.

Приверженцами учения З.Фрейда стали представители неофрейдизма К.Юнг, А.Адлер, В.Райх, Э.Фром и др. С различных сторон они не только продолжили его теорию, но и выступали с критикой его идей.

Карл Густав Юнг (1875-1961) швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Вначале соратник и популяризатор З.Фрейда. В 1913г. порывает с ним на основе теоретических расхождений и создаёт собственное учение.

Если у З.Фрейда речь шла об индивидуальном бессознательном, которое формируется под влиянием памяти детства и сексуального опыта, то К.Г.Юнг ввёл понятие «коллективного бессознательного» как памяти всего человеческого рода и «архетипов» как образов коллективного бессознательного.

Основные работы К.Г.Юнга: «Психологические типы», «Отношение между «я» и бессознательным», «Об энергетике души», «Действительность души», «О психологии бессознательного», «Психология и алхимия».

Основные положения философии К.Г.Юнга: - жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия жизни, переводится не в индивидуальное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов;
- архетипы – универсальные образы, «код» вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть сны, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты. Это «зашифрованная» история человечества;
- цель философии – помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность.

 

Значение творчества К.Г.Юнга в том, что он провёл чёткое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Философия психоанализа оказала огромное влияние на мировоззрение XXв.: на представления об обществе, понимание детерминированности поведения человека, психологических факторов, определяющих формирование индивидуального и массового сознания, на развитие массовой и элитарной культуры.

Однако учение основателей психоанализа З.Фрейда, К.Юнга было истолковано рядом их последователей в иррационально - мистической плоскости. Взяв за точку отсчёта идеи психоаналитиков о врождённости и наследственности «первичных влечений» человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного, как внутреннего и сущностного ядра человека, онизаговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.

Экзистенциализм.

Значительную роль в развитии философии играла и продолжает играть философия существования, или экзистенциализм (от лат. exsistentia– существование), который как направление философии начал зарождаться ещё в середине XIXв., а в 20-е – 70-е годы XXв. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Экзистенциализм – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Его основателем считается датский философ Сьорен Кьеркегор, который выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.

Но лучшими представителями, и собственно создателями направления были: в Германии - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, во Франции - Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель, в России – Николай Бердяев, Леонид Андреев, в Испании – Хосе Ортега-и-Гассет.Различают религиозную версию экзистенциализма (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев и др.) и атеистическую (А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер).

Экзистенциализм не представляет собой единого учения, каждый из главных его представителей создаёт как бы своё особое учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по праву называют великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких философов, прежде всего, в книге «Бытие и время» М.Хайдеггера, и в трёхтомной «Философии» К.Ясперса.

Причины, способствовавшие актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е 70-е гг. XXв. - нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
- бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и др.);
- опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
- усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах);
- распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
- бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

 

В ответ на эти явления и началось распространение философии экзистенциализма.

Проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты: - уникальность человеческой личности, глубина её чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
- разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
- проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
- проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
- проблема бессмысленности жизни;
- проблема внутреннего выбора;
- проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

 

Мартин Хайдеггер (1889-1976)занимался разработкой самих основ экзистенциалистического понимания предмета и задач философии. Кроме основной работы «Бытие и время», его перу принадлежат следующие произведения: «Кант и проблемы метафизики», «Что такое метафизика?», «Введение в метафизику» и др.

Он родился в Бадене, в Германии, изучал философию в Фрайбургском университете. Был профессором в Марбурге, но затем вернулся во Фрайбург в 1928г. и стал ректором университета.

Основные положения философии М.Хайдеггера: - экзистенция – это бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее;
- бытие человека происходит в окружающем мире («бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из: - «бытия с другими» - оно засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все»; - «бытия самого себя» - одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других;
- следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.

Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, был одним из первых, кто поднял проблемы экзистенциализма в XXв. Начал свою деятельность как психиатр, сначала как ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге, а затем как профессор психологии в этом университете. С 1921г. – профессор философии Гейдельбергского университета, а с 1948г. – Базельского.

Основные работы: «Психология мировоззрений», «Философия», «Экзистенциальная философия», «Философия и мир», «Философская вера», «Великие философы» и др.

Основные положения философии К.Ясперса: - человек обычно живёт «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я»;
- но в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это – пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознаёт себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим бытием (Богом);
- вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта (Бога);
- человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознаёт себя через так называемые «шифры» трансцедентального: - эротику, секс; - единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); - свободу; - смерть.

 

Экзистенциализм антирационалистичен, т.е. не признаёт рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. По мнению экзистенциалистов, литература и искусство более полно отражают сущность человеческого бытия.

Философия экзистенциализма является выражением глубокого кризиса буржуазной цивилизации в XXв. Именно экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. Трагический пессимизм этой философии далеко не случаен. В центре внимания оказался человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный и в то же время стремящийся к свободе и отвечающий за все свои поступки.

После смерти классиков экзистенциализма это течение пошло на убыль и потеряло свою привлекательность в среде западной интеллигенции. Однако в современной Западной Европе философия экзистенциализма вновь обретает популярность и актуальна для неё. В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранения уникальности, смысла жизни.

Структурализм.

Востребованность глобальных философских систем до середины XIX столетия была обусловлена необходимостью объединения мира европейской культуры. Поэтому системообразующим началом всех классических философских доктрин, рассматривающих мир как некоторую целостность, являлись единые, а в ряде случаев единственные основания бытия.

XX век выявил неполноту и ограниченность этих схем, раскрыв неисчерпаемое разнообразие форм бытия в мире развивающихся систем. Единство этого мира предстало как внутреннее различное, неоднородное, противоречивое, многообразное. Это потребовало не только новых форм миропонимания и мироотношения, но и новой технологии построения философских концепций.

С другой стороны, происходит изменение самого способа философствования. Это было связано с социальными трансформациями, радикально изменившими образ общества, государства, личности, института науки.

Одной из линий философского поиска является структурализм.

Структурализм - совокупность направлений в целом ряде наук (лингвистика, литературоведение, этнография, история, психология, социология, философия), объединяемых общими философскими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа.

Предмет исследования структурализма – язык, смысложизненные вопросы человеческого бытия, символы культуры.

Структурализм складывается в период с начала XXв. и по 40-е гг. включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е гг. во Франции.

Предпосылки формирования структурализма: - революция в естествознании и бурное развитие научно-технической революции в 60-е гг. XXв.;
- значительные структурные изменения в развитых капиталистических странах Запада. Разрушение старых сословных перегородок и формирование массового общества;
- идёт процесс культурной интеграции народов, изменяется массовое сознание;
- начинается модификация основных моделей философского мышления. На их основе возникают такие течения, как структурализм, социальная философия франкфуртской школы, различные философско-антропологические концепции.

 

Видные представители раннего структурализма: Теория знака - Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913) «Труды по языкознанию»
Структурная антропология - Клод Леви-Стросс (1908-1992) «Тотемизм сегодня»
Язык как порождение смысла - Ролан Барт (1915-1980) «Избранные работы. Семиотика. Поэтика».
Археология знания - Мишель Фуко (1926-1984) «Рождение клиники. Археология взгляда медика», «История безумия в классический век», «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и др.

 

Представители современного структурализма (постструктурализма): Жак Деррида, Умберто Эко, Жиль Делез.

Основные положения структурализма: - все явления, доступные чувственному восприятию, рассматриваются как «эпифеномены», т.е. как внешнее проявление внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть которые и считали своей задачей философы;
- основная задача – придать гуманитарным наукам статус наук точных, отсюда стремление представителей структурализма к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам;
- центральное базовое понятие структурализмаструктура – это совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях;
- любая структура должна отвечать следующим условиям: - целостности – подчинение элементов целому и независимость последнего; - трансформации – упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; - саморегулированию – внутреннее функционирование правил в пределах данной системы;
- т.о., структура выступает как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т.д. При этом обнаружение единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путём анализа динамики и механики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве коренных вариантов единого абстрактного инварианта.

 

Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его моднейшей модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и широких слоёв научной интеллигенции, выдвинувших из своей среды её теоретиков.



2016-09-17 518 Обсуждений (0)
Психоаналитическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психоаналитическая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)