Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философская герменевтика



2016-09-17 350 Обсуждений (0)
Философская герменевтика 0.00 из 5.00 0 оценок




Герменевтика (от греч. germenetikos – разъясняющий, истолковывающий) – философское направление, основное содержание которого – проблема понимания и связанные с ней вопросы языка.

В виде методики толкования текстов герменевтика появилась ещё в античности. В греческой мифологии Гермес – вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий.

Современная философская герменевтика возникла на основе искусства истолкования литературных текстов, священного писания, правовых законов.

Начало разработки философской герменевтики относится к XIXв. и связано с именами немецких философов Фридриха Шлегеля (1772-1829) и Фридриха Шлейермахера (1768-1834), которые сформировали её в качестве общего метода гуманитарного познания. А в XXв. герменевтика обрела статус философской теории. Идеи герменевтики можно обнаружить в философии воли Ф.Ницше, в философии жизни В.Дильтея, в феноменологии Э.Гуссерля, в экзистенциальной онтологии М.Хайдеггера. Но собственно философская герменевтика связана с именами Ганса Гадамера, Поля Рикера и др.

Три ветви философской герменевтики: - онтологическая герменевтика (Мартин Хайдеггер);
- методологическая герменевтика (Эмилио Бетти);
- гносеологическая герменевтика (Поль Рикер)

 

Наиболее яркий и поздний представитель философии герменевтики наш современник, ученик М.Хайдеггера – немецкий философ Ганс Гадамер (1900-2002). Занимался преподаванием философии в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах.

Основные положения философии Г.Гадамера: - основная задача философии – это практика толкования и осмысления «текста». «Текст» - это не страницы книги, а сама культура. Все знания человечества о мире можно рассматривать как «текст», т.е. это жизнь человечества, которую и следует понять;
- понимание – это не черта познания, это характеристика самого существования человека, способ его бытия. Это метод проникновения в смысл текста, в «суть дела», когда «понимающий субъекта» не занимает место автора, чьё произведение анализируется, не вживается в ту эпоху или ситуацию, в которой жил автор, а напротив, осмысливает текст с позиций реальных проблем своего времени;
- понимание всегда предполагает две равноправные стороны в поиске ими «согласия относительно сути дела». В диалоге всегда три участника: текст; интерпретатор текста; время. В диалоге мы имеем дело с традициями, которые интерпретируются во времени. Мы «понимаем» традиции, т.е. «осмысливаем» прошлую культуру, а значит, осмысливаем себя и общество, в котором живём. В результате мы теоретически познаём мир и жизненно - практически осваиваем его.
- диалог мнений – модель и форма развития любой науки и вообще знания-– особенно философии, которой противопоказан монолог;
- через «опыт жизни», «опыт истории», «опыт искусства» человек обретает реальность. Наш жизненный опыт выражен в языке. Язык – это конкретный механизм формирования опыта и одновременно исходная схема человеческой ориентации в мире;
- т.о., с позиций герменевтики, понимание имеет универсальный характер. Это и метод философии, и характеристика всего знания человечества о мире, и способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.

 

Философская герменевтика получила широкий резонанс в обществе и имеет многих последователей. Это объясняется, прежде всего, тем, что в эпоху индустриализации и технократизации она воспринимается как учение, защищающее традиционные гуманитарные ценности. Распространение идей философской герменевтики связано также с тем, что она сумела объяснить возникший в середине XXв. плюрализм мировоззрений, поставивший на место единого смысла множество смыслов, смысловых допущений и толкований.

Герменевтический метод применятся в философии, социологии, психологии и других науках о человеке и о культуре.

Философия неотомизма.

Среди различных направлений современной западной философии видное место занимает философия неотомизма. Это объясняется тем, что за ней стоит мощный социальный институт – римско-католическая церковь.

В 1870г. Папа Римский Лев XIII своим распоряжением ввёл обязательное преподавание в католических школах философии Фомы Аквинского, признав тем самым её статус как официальной доктрины римско-католической церкви. Томизм или «вечная философия» преподаётся в сотнях учебных заведений стран с католическим вероисповеданием. Её академическим центром с 80-х гг. XIXв. является высший институт философии при Лувенском университете в Бельгии.

Бурные события XXв. – войны, революции, борьба идеологий, угроза ядерной катастрофы – всё это способствовало новому осмыслению томизма, выдвижению новых акцентов и приоритетов. По многим положениям философия томизма сблизилась с другими направлениями религиозной философии, и прежде всего, с экзистенциализмом в его религиозном варианте.

Основные приверженцы философии томизма: Этьен Жильсон (1884 -1978) - академик, профессор многих учебных заведений Франции, крупнейший авторитет в области средневековой философии, долгое время возглавлял Институт средневековых исследований в Торонто (Канада);
Жак Маритен (1882 -1973) - профессор Католического университета в Париже, а в 1940-1945гг. Пристонского и Колумбийского университетов (США).

 

Характерные черты неотомизма: - открытость миру, стремление рассматривать проблемы, беспокоящие мир;
- пристальное внимание к внутреннему миру человека;
- основа онтологии, гносеологии, антропологии неотомизма – главные идеи философии Ф.Аквинского, с изменениями и дополнениями.

 

Основные проблемы философии неотомизма: - основной раздел – метафизика, или «первая философия», т.е. учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому, существующему вне сознания миру;
- проблема Бога (центральная): - доказывается бытие Бога путём аналогии с бытием мира; - Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенно личностная реальность; - Бог сотворил всё, что существует вне его, существует вне сознания всего сущего, но сохраняет действенное присутствие в мире;
- натурфилософия неотомизма основана на рассмотрении диалектики формы и содержания: материя – пассивна, а форма – активна, и только через форму материя приобретает свою определённость, конкретность, жизненность;
- теория познания: - обращаются к различным формам познания: чувственному познанию, рациональному познанию, интуиции; - смысл и назначение человеческого сознания они видят в обнаружении субъективного в чувственном восприятии; - человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами; - наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, т.к. конечные причины относятся к Богу; - творчество личности, её самопознание и свобода органически связываются с Богом;
- много внимания уделяется социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индивидуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).

 

В модели религиозного мышления людей привлекает проблема богопознания. Сегодня в нашей стране наблюдается процесс формирования теологической модели сознания на уровне обыденного сознания. Это выражается в поисках определённой частью общества, в том числе и молодёжью, божественной реальности, в попытках представить её отношение к миру и самому человеку.



2016-09-17 350 Обсуждений (0)
Философская герменевтика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философская герменевтика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)