Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. germenetikos – разъясняющий, истолковывающий) – философское направление, основное содержание которого – проблема понимания и связанные с ней вопросы языка. В виде методики толкования текстов герменевтика появилась ещё в античности. В греческой мифологии Гермес – вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий. Современная философская герменевтика возникла на основе искусства истолкования литературных текстов, священного писания, правовых законов. Начало разработки философской герменевтики относится к XIXв. и связано с именами немецких философов Фридриха Шлегеля (1772-1829) и Фридриха Шлейермахера (1768-1834), которые сформировали её в качестве общего метода гуманитарного познания. А в XXв. герменевтика обрела статус философской теории. Идеи герменевтики можно обнаружить в философии воли Ф.Ницше, в философии жизни В.Дильтея, в феноменологии Э.Гуссерля, в экзистенциальной онтологии М.Хайдеггера. Но собственно философская герменевтика связана с именами Ганса Гадамера, Поля Рикера и др.
Наиболее яркий и поздний представитель философии герменевтики наш современник, ученик М.Хайдеггера – немецкий философ Ганс Гадамер (1900-2002). Занимался преподаванием философии в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах.
Философская герменевтика получила широкий резонанс в обществе и имеет многих последователей. Это объясняется, прежде всего, тем, что в эпоху индустриализации и технократизации она воспринимается как учение, защищающее традиционные гуманитарные ценности. Распространение идей философской герменевтики связано также с тем, что она сумела объяснить возникший в середине XXв. плюрализм мировоззрений, поставивший на место единого смысла множество смыслов, смысловых допущений и толкований. Герменевтический метод применятся в философии, социологии, психологии и других науках о человеке и о культуре. Философия неотомизма. Среди различных направлений современной западной философии видное место занимает философия неотомизма. Это объясняется тем, что за ней стоит мощный социальный институт – римско-католическая церковь. В 1870г. Папа Римский Лев XIII своим распоряжением ввёл обязательное преподавание в католических школах философии Фомы Аквинского, признав тем самым её статус как официальной доктрины римско-католической церкви. Томизм или «вечная философия» преподаётся в сотнях учебных заведений стран с католическим вероисповеданием. Её академическим центром с 80-х гг. XIXв. является высший институт философии при Лувенском университете в Бельгии. Бурные события XXв. – войны, революции, борьба идеологий, угроза ядерной катастрофы – всё это способствовало новому осмыслению томизма, выдвижению новых акцентов и приоритетов. По многим положениям философия томизма сблизилась с другими направлениями религиозной философии, и прежде всего, с экзистенциализмом в его религиозном варианте.
В модели религиозного мышления людей привлекает проблема богопознания. Сегодня в нашей стране наблюдается процесс формирования теологической модели сознания на уровне обыденного сознания. Это выражается в поисках определённой частью общества, в том числе и молодёжью, божественной реальности, в попытках представить её отношение к миру и самому человеку.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |