Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни



2016-09-17 1010 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Личная гигиена

 

Личная гигиена представляет собой совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы гигиены тела, одежды и жилища. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены.

Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни. Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру. Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Большое значение для воспитания навыков гигиены имеет личный пример родителей, старших братьев и сестер, внешний вид и поведение которых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Тщательный и правильный уход за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. Гигиеническое состояние кожи влияет на состояние всего организма. Заболевания ее могут отразиться на внутренних органах. Стоит помнить, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей желательно проконсультироваться у косметолога.

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором.

Следует остановиться также на уходе за волосами. В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих длинные волосы. Родители должны постоянно следить за опрятностью головы детей, научить их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного рала в неделю.

Каждому человеку понятно, что здоровые зубы необходимы для тщательного разжевывания пищи, для правильного пищеварения, но этим не исчерпывается их роль. Гнилые зубы служат источником тяжелых заболеваний, таких, как ангина, ревматизм.

Каждый член семьи должен иметь свою отдельную зубную щетку, которая после использования тщательно промывается теплой водой и просушивается.

Обязательным является еженедельное мытье всего тела теплой водой с мылом и мочалкой. В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

В период взросления большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей.

Приучая детей следить за собой, за своей одеждой, обувью и обучая навыкам личной гигиены, мы осуществляем большой вклад в воспитание и постепенно начинаем готовить своих детей к взрослой и самостоятельной жизни.

Вы как родители всегда должны оставаться образцом для подражания и постараться объясните, почему необходимо, чтобы учиться быть аккуратным и поддерживать порядок во всем:

 

1. Чистота – залог здоровья;

2. Аккуратность - залог хорошего настроения (всё лежит на своих местах, не приходится тратить время на поиски нужной вещи) и нормальных отношений с другими людьми;

3. Умение и желание поддерживать вокруг себя порядок и красоту (по возможности с легкостью и радостью) - признак душевного равновесия и нормального состояния любого человека.

4. Людям, не доставляющим неудобства другим, живётся значительно спокойнее и комфортнее.

 

Мы предлагаем вашему вниманию несколько простых советов, которые помогут вашему сыну или дочке стать более организованным:

1. Интересуйтесь мнением ребенка по всем вопросам, связанным с его комнатой и вещами, советуйтесь с ним. Помните, что даже если вы ему что – то купили, то с момента передачи это его вещь, и вы больше не в праве ей самостоятельно распоряжаться.

2. Поощряйте творчество и инициативу.

3. Вовлекайте сына или дочь в обустройство жилья и параллельно ненавязчиво рассказывайте о том, как лучше хранить вещи и обустраивать дом. Эти знания помогут добиться не только краткосрочного эффекта, но при правильном подходе помогут и во взрослой жизни. Для школьника очень важно чувствовать себя хозяином своей комнаты, а вы должны научить его правильно обращаться с тем, что ему принадлежит

4. Покупая сыну или дочке что-то новенькое, договаривайтесь от какой вещи можно избавиться – так вы научите ребенка балансировать свои потребности.

5. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванну или мыть пол в коридоре. Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, выносить мусор, проверять почтовый ящик. Подросток должен понимать, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы.

 

Закаливание

Внешняя среда имеет множество факторов, которые могут неблагоприятно влиять на организм человека, поэтому, для сохранения и поддержания здоровья, очень важно научить свой организм быстро приспосабливаться и противостоять этим неблагоприятным воздействиям, переносить без вреда для здоровья резкие ее колебания – перепады температуры и влажности окружающего воздуха, изменения атмосферного давления, а также и высокие показатели этих воздействий – сильную жару и холод, высокую влажность воздуха, повышенное или сниженное давление воздуха.

Основным помощником организма в этом отношении является закаливание, при котором происходит воздействие на организм таких естественных факторов, как вода и воздух определенной температуры, солнечные лучи и др. Основными правилами закаливания являются последовательность и постепенность, непрерывность, систематичность, а также применение разнообразных средств и методов.

Закаливание не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, закаливание действительно делает ваш организм выносливее.

Существует целый ряд хорошо известных процедур, способствующих закаливанию организма. Прежде всего, это воздушные ванны. Подросткам рекомендуется чаще одеваться по погоде, не кутаться. В теплое время года желательно как можно легче одеваться, отдавая предпочтение натуральным «дышащим» тканям.

В качестве одного из механизмов закаливания может рассматриваться ежедневное умывание лица и обмывание ног холодной водой.

Пребывание на солнце (солнечные ванны) также оказывают благоприятное закаливающее воздействие. Очень хорошо сочетать процесс загара с выполнениями различных упражнений или подвижных игр. Начальная продолжительность приема солнечных ванн должна составлять 5-10 минут. Голова должна быть защищена от попадания прямых солнечных лучей. Также следует помнить, что наиболее благоприятное время для загара: на юге – с 8 до 11 часов, в средней полосе – с 10 до 12 часов.

Хождение босиком – является одним из самых древних средств закаливания организма, оказывая общеукрепляющее воздействие на весь организм. Между подошвой и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей имеется тесная рефлекторная связь, и поэтому у незакаленного человека при местном переохлаждении ног резко понижается температура слизистой носоглотки, из-за чего обычно появляется насморк и кашель. Поэтому, при любом случайном переохлаждении стоп, незакаленный человек рискует простудиться. Хождение босиком способствует повышению активности рецепторов стопы, а значить и адаптации организма к местному охлаждению.

Трезвость

Здоровому, трезвому человеку свойственно постоянно стремиться к новым достижениям в своём физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, а употребление ПАВ отнимает у человека желание и возможность даже задумываться о каком-либо развитии.

Употребление психоактивных веществ (далее ПАВ) входит в число важнейших факторов риска развития физических и психических заболеваний.

Молодым людям в подростковом возрасте свойственно стремление заявлять о себе, демонстрировать свою силу, ловкость и выносливость.

К сожалению, в молодежной среде бытует заблуждение о том, что произвести впечатление, выглядеть взрослым или обеспечить себе уверенность, раскованность, справиться с навалившимися проблемами можно в результате употребления психоактивных веществ, то есть когда сознание изменено. Так ли это на самом деле? Может ли человек с измененным сознанием считать себя взрослым и привлекательным? Перед родителями стоит не простая задача - научить ребенка справляться с трудностями, а не уходить от них.

Самый верный способ профилактики употребления ПАВ в семье - это положительный пример родителей.

 

Глава 2. Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни

Определяющим фактором развития личности, является ее окружение – действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, образовательная, семейная, социальная среда. Кроме перечисленных выше факторов, важнейшим является воспитание и досуговая занятость подростков.

Отсутствие досуговой занятости приводит к расшатыванию морально-нравственных норм и правовых устоев у подростков.

Социально-воспитательная работа предполагает профилактику негативных форм поведения и развитие личностного роста подростков через создание позитивной модели деятельности и сотрудничества.

 

Основными принципами организации досуговой деятельности являются:

• Создание условий для свободы выбора подростком деятельности на основе собственной заинтересованности.

• Опосредованное воспитательное воздействие на личность через организованный коллектив.

• Построение разновозрастного воспитательного коллектива.

• Освоение подростками и молодежью умений и навыков, полезных для овладения будущей профессией.

• Участие в социальных программах и проектах по различным направлениям деятельности.

 

Выбор формы организации досуга, обуславливается возрастными особенностями подростка. Основными формами организации подростковой досуговой занятости являются:

 

1. Посещение учреждений дополнительного образования детей и молодежи, досуговых центров, кружков и секций

Среди ряда организаций, участвующих в досуговой занятости подростков, лидирующее место занимают учреждения дополнительного образования, так как:

- во-первых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры;

- во-вторых, предоставляют разнообразные варианты реализации творческой активности подростка, учитываются интересы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, национально-культурные традиции;

- в-третьих, создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей.

 

Направления досуговой занятости подростков учреждений дополнительного образования детей и молодежи, досуговых центров, кружков и секций:

- Художественно-эстетическое (творческие кружки, студии, мастерские, объединения по различным видам изобразительных и музыкально-сценических искусств – живопись, скульптура, дизайн, музыка, вокал, театр, хореография и др);

- Научно-техническое (клубы технического творчества, конструирования и моделирования, компьютерные клубы). Деятельность направлена на развитие технического творчества, формирование навыков ручного труда, научно-прикладное рационализаторство и просвещение;

- Спортивное (секции по видам спорта и оздоровительные группы). Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа направлена на сохранение физического здоровья детей и молодежи, приобщение к здоровому образу жизни, овладение необходимыми спортивными навыками, отвлечение от вредных привычек.

- Туристско-краеведческое (туристско-краеведческие, историко-краеведческие и географические кружки);

- Социально-педагогическое (кружок «школа вожатых», педагогические отряды, участие в организации площадок по месту жительства и др). Деятельность ориентирована на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков;

- Военно-патриотическое (классы допризывной военной подготовки, поисковые отряды, историко-краеведческие кружки, детские и молодежные объединения оборонно-спортивной и патриотической направленности, исторической реконструкции и историко-ролевых игр и др.);

- Молодежные субкультуры (студии брейк-данс, граффити, роллер клубы и др.). Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны и широко распространены в подростково-молодежной среде. Они основаны на сходстве идейных взглядах, убеждения и ценностях. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, символике. Увлечение подростков молодежными субкультурами может на уровне идеологии таить в себе скрытые элементы социально опасной деятельности, в связи с чем, стоит отдавать предпочтение не стихийным объединениям, а учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, на базе которых данные направления развиваются.

 

2. Самозанятость

Самозанятость означает, что деятельность выполняется без руководителя (педагога), и подросток волен заниматься своими делами столько времени, сколько хочет, либо прерывать деятельность, либо возобновлять в любое время.

Возможные следующие виды самозанятости:

- Самореализация: деятельность, направленная на реализацию своего таланта или на удовлетворение внутренней необходимости (рисование, игра на музыкальных инструментах, цветоводство, коллекционирование).

- Самообразование: познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская деятельность. Цель: получение новых знаний, совершенствование уже имеющихся навыков (изучение иностранных языков, самостоятельное освоение программ дополнительного и профессионального образования, чтение научно-публицистической литературы, экскурсионная культурно-познавательная деятельность, посещение просветительских лекториев, арт-кафе, кино-видео-салонов).

- Самообеспечение: деятельность, направленная на получение (изготовление) средств необходимых для жизни (вязание, шитье, конструирование, увлечение кулинарией, работа на садовом участке и помощь по дому, уход за домашними животными).

 

3. Социально значимая деятельность

Социально значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, его ближайшем окружении, во внешней социальной среде.

Основным составляющим социально значимой деятельности является благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле – социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека и понимания своего общественного долга.

Социально значимая деятельность позволяет подростку:

- реализовать внутреннюю психологическую потребность быть нужным, значимым;

- восполнить потребность в общении, расширении круга общения (веселая и дружная команда, в которой подростку интересно и комфортно, часто становится основной причиной работы в качестве волонтера);

- проявить творческие способности (попробовать себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющихся навыков: журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн);

- организовать интересный досуг, так как социально значимая деятельность зачастую связана с нестандартными подходами и новыми формами работы;

- подтверждение своей самостоятельности и взрослости (работая над серьезными социальными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и ответственность).

- решение своих проблем, задач, так как социально-значимая деятельность помогает самоутвердиться, преодолеть робость, застенчивость, боязнь публичных выступлений. Иногда с подобных мероприятий начинается карьера психолога и педагога.

Развитие и поддержка социально значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии.

Социально значимая деятельность выводит подростка на новый этап развития, который отмечается желанием не только получать, но и отдавать; действовать не только ради личных интересов, но и на благо общества.

Уважаемые родители, процесс воспитания детей не терпит пробелов: пустоты, которые вы когда-то не заполнили своей любовью, своей заботой, общением и активным участием, со временем заполнит и компенсирует социальное окружение - вероятность того, что кто-то сделает это лучше Вас, равна нолю!!! Асоциальное поведение имеет место быть тогда, когда в формировании личности имеется лакуна - пустота душевная или пустотасобытийная.

Прилагаемый перечень учреждений сферы спорта и молодежной политики Тюменской области поможет Вам организовать развивающий досуг детей и подростков (Приложение1.4. Перечень учреждений дополнительного образования детей и молодежи Тюменской области; Приложение1.5. Перечень центров физкультурно-спортивной работы по месту жительства и спортивных школ Тюменской области).

 

 



2016-09-17 1010 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1010)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)