Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Теория классовой борьбы и социальной революции



2016-09-17 1876 Обсуждений (0)
IV. Теория классовой борьбы и социальной революции 0.00 из 5.00 0 оценок




К. Маркс предложил диалектический, историко-материалистический подход, применимый для анализа любого общества. Согласно данному подходу структуры общества, сознание и поведение живущих в нём людей анализируются через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в существующем способе производства, ибо эти факторы, а не субъективные мотивы, желания, идеи людей, в конечном счете, определяют характер социальных реалий. С позиций своего диалектико-материалистического метода он анализирует новые реалии развития капиталистического общества.

Предмет диалектико-материалистической социологии - изучение природы в контексте общественных отношений, определяющих характер их влияния на природную среду и её обратное влияние на общество и человека. И более конкретно — для каких обществ, с каким способом производства характерно отношение к природе, основанное на её порабощении и эксплуатации, что, в конечном счете, дегуманизирует природно-социальное окружение человека.

Историко-материалистическая социология обосновывает взаимовлияние как общественных структур на людей, так и людей на общество в историческом контексте.

К. Маркс открещивался от пресловутого экономического детерминизма, заявляя, что нельзя так односторонне интерпретировать суть его метода. А Ф. Энгельс, возражая против трактовок диалектического материализма как экономического детерминизма, давал следующие пояснения: «Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете, всегда прокладывающей себе путь»[2]. К. Маркс отмечает: «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

Чтобы показать динамику общественного сознания, К. Маркс вводит понятия ложного сознания и классового сознания. По его мнению, все структуры капиталистического общества функционируют таким образом, что они формируют как у буржуазии, так и у рабочего класса ложное сознание. Это проявляется в том, что и те и другие имеют извращенное представление о своей роли в жизни общества. Так, буржуазия как класс не осведомлена о сущности противоречий капиталистического общества, о своем месте и роли по отношению этих противоречий, о возможностях своего влияния на ход общественного развития. У рабочего класса также есть иллюзии относительно своей роли в обществе, но есть и перспективы их преодоления, которые обусловлены особым местом класса в системе общественных отношений. В этой связи К. Маркс делает различия между «классом в себе» (социальная группа, члены которой не осознают своих классовых интересов) и «классом для себя» — (члены группы осознают своё истинное социальное положение и потому стремятся к коллективным действиям в целях отстаивания своих интересов).

По К. Марксу, идеология — ложное сознание, которое дает извращенное, искаженное представление об обществе. Это обусловлено следующими факторами:

1) Идеология основана на классовом пристрастии, ибо специфические интересы господствующего класса выдаются за интересы всего общества. 2) Соответственно, каждый господствующий класс производит свои, исторически обусловленные мысли и идеалы.

3) Идеология предполагает спекулятивное мышление. Ей противостоит наука.

Праксис – своеобразный инструмент отрицания существующего положения социальной жизни, выражение борьбы, ведущейся за социальное счастье, справедливый социальный порядок, в котором нет места эксплуатации человека человеком. Решающая роль в этой деятельности отводилась интеллектуальному творчеству, труду, т.е. она имела социальное основание.

Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс и Ф. Энгельс использовали для понимания природы общественных конфликтов и противоречий, путей их разрешения, а также для анализа механизма социальных изменений. Противоречия и конфликты — главный фактор социальных изменений.

Классы и классовая борьба

В работах начального периода классовая борьба трактуется как сердцевина исторического процесса. Капиталистическое общество — общество антагонистическое, а класс буржуазии и пролетариат являются основными силами, которые вступают в борьбу друг с другом. Кроме вышеприведенных классов, есть множество промежуточных социальных групп — ремесленники, торговцы, крестьяне. Но он убежден, что по мере развития капитализма промежуточные слои не обладают самостоятельной исторической инициативой и потому будут примыкать в решающем конфликте либо к капиталистам, либо к рабочим. В последующих работах — «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» — К. Маркс более обстоятельно анализирует социальную структуру капиталистического общества, выделяя промышленную буржуазию, финансовую буржуазию, торговую буржуазию, мелкую буржуазию, крестьянство, пролетариат и люмпен–пролетариат. При этом он вводит уточняющие критерии класса:

1) отношение к средствам производства,

2) общность деятельности, способов мышления и образа жизни,

3) осознание единства, ощущение отличных интересов от интересов других групп, наличие воли к совместным действиям. При этом он подчеркивает, что различие классовых интересов проистекает не из классового сознания индивидов, а из их объективного положения в обществе и, прежде всего, в процессе производства. Люди могут не осознавать своих классовых интересов и, тем не менее, руководствоваться ими в своих действиях.

Следует отметить более поздние суждения К. Маркса. Речь идет о способности классов к эволюции, что обусловлено изменениями в способе производства. В этой связи К. Маркс указывает, что сами правящие классы Англии и США приступили к «радикальным изменениям» отношений между «капиталом и трудом», «капиталом и отношений земельной собственности», попутно замечая, что общество Германии и Франции «не твердый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения». В третьем томе «Капитала», в котором К. Маркс отмечает качественное и количественное развитие основных социальных общностей капиталистического общества, выделяя при этом не два, а три класса — рабочих, капиталистов, земельных собственников.

Социальная революция.

Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Формы классовой борьбы:

1) профсоюзная,

2) социальная революция (кардинальное решение проблемы преодоления отчуждения трудящихся от производственного процесса и политической власти).

Диалектико-материалистическая теория предполагает как революционное, контрреволюционное, так и эволюционное развитие. Поэтому вполне естественны в истории каждого общества периоды прогресса, регресса, застойного развития. Во-вторых, диалектика предполагает развитие самих противоречий и конфликтов. Поэтому К. Маркс развивает и уточняет свои взгляды на социальную революцию. Широко известны его слова: «революции — локомотивы истории», но оказались не востребованы мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать, что ее конечные результаты зачастую оказываются ненамеренными последствиями, мало похожими на декларировавшиеся революционерами цели. А Ф. Энгельс прямо указывал, что «во всякой революции неизбежно делается множество глупостей».

Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти. Это очень многогранная проблема, которая отнюдь не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как это представлялось в “советском” марксизме. Прежде всего, следует коснуться того, какие элементы политической реальности марксистская социология относит к власти. В ранних работах Маркс и Энгельс - жизнедеятельность гражданского общества характеризовали как “истинный очаг и арену всей истории”. А в более зрелых работах, подчеркивая единство гражданского общества и государства, они прямо указывали, что первое выступает как содержание, а второе — как форма: “По крайней мере, в новейшей истории, государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений, — решающим элементом. По старому взгляду на государство... оно считалось, наоборот, определяющим, а гражданское общество — определяемым элементом”.

При этом Маркс и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспечит свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть эмансипированное гражданское общество, способное диктовать свою волю государству. “Свобода состоит в том, — говорилось в “Критике Готской программы”, — чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный”. И еще: “Все потребности гражданского общества — независимо от того, какой класс в данное время господствует, — неизбежно проходили через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение... Государст­венная воля, в общем и целом, определяется изменяющи­мися потребностями гражданского общества”.

Весьма противоречивы и односторонни интерпретации идей Маркса о “сломе” буржуазного государства в процессе революции. В работах начала 50-х гг. Маркс безоговорочно отстаивал идею “слома” и, в частности, писал: “Все перевороты усовершенствовали эту маину вместо того, чтобы сломать ее”. Однако позднее Маркс и Энгельс отметили весь значимый для характеристики власти “поворотный пункт”, с которого возникает и получает развитие тенденция отделения государства от экономически господствующего класса: буржуазия “теряет способность к исключительному политическому господству; она ищет себе союзников, с которыми, смотря по обстоятельствам, она или делит свое господство, или уступает его целиком”. Такое государство уже надо не “ломать”, а “переделывать”: “Речь идет просто об указании на то, что победивший пролетариат должен заново переделать бюрократический, административно - централизованный аппарат, прежде чем сможет использовать его для своих целей”.

Важное место в марксистской социологии революции занимает идея об “отмирании” государства, которая постоянно корректировалась и шлифовалась. По Марксу, необходимым этапом на пути к безгосударственному самоуправлению является установление политической власти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Однако на основе анализа конкретного революционного опыта Парижской Коммуны Маркс осознал многие отрицательные стороны весьма короткой практики диктатуры пролетариата, существенно пересмотрев ряд своих прежних соображений. Так, в работе “Гражданская война во Франции” он сделал выводы о том, что насилие каких бы то ни было социальных групп над другими, в конечном счете, оборачивается несвободой для всех; что рабочему классу впредь необходимо вести борьбу “наиболее рациональным и гуманным путем”. При этом для Маркса было важно то, что государственная власть имеет сложную, по край­ней мере, двойственную природу: это не только инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс становится также и политически господствующим классом, но и механизм для выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природы всякого общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс НЕ абсолютизировали средства разрешения противоречий, что относится и к социальной революции. При изменении общественных реалий иным становится характер противоречий и, следовательно, возможные средства их разрешения. Так, в третьем томе «Капитала» К. Маркс отмечает серьезные трансформации в частной собственности и в конечном счете самого капиталистического общества. «Образование акционерных обществ. Благодаря этому: колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капитала. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными. Капитал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства. Это упразднение капиталистического способа производства и потому само себя уничтожающее противоречие, которое (прежде всего) представляется простым переходным пунктом к новой форме производства»[3].

 

Заключение.

К философии марксизма уже на самом первом этапе ее становления было выдвинуто множество претензий, с целью ее дискредитации и опровержения:

Во-первых, марксизм обвиняли в обосновании приоритета экономического фактора, который является главным детерминантом исторического развития. Однако, Энгельс в своих работах еще в 90-х гг. 19в. указывал на то, что экономика не является единственной сферой, которая влияет на общественное развитие. Он показал, что такие области знания и деятельности, как наука, философия, искусство оказывают серьезное воздействие на исторический процесс. Следовательно, экономика также является обусловленной от различных духовно-культурных факторов.

Во-вторых, критики марксизма считали, что принцип исторического детерминизма элиминирует свободную волю человека. Однако Энгельс опровергал и это положение. Он считал, что свобода человека заключается в познании и подчинении законов природы и общественного развития. При этом сам исторический процесс марксисты считали, отнюдь не абсолютным стихийным движением, наподобие шествия абсолютной идеи по земле, как в философии Гегеля. Напротив, марксисты считали, что история есть совокупное воплощение действий отдельно взятых индивидов. Таким образом, при рассмотрении процесса истории не стирается человеческая личность, а действия человека приобретают исторический масштаб и смысл.

Главным преимуществом марксизма, что принесло этому учению такую славу, - это ориентация на проблемы простого народа. Философия марксизма шла навстречу интересам простых людей, помогала понимать природу мира и места человека в нем. Это была в высшей степени практической философией, а не отвлеченной абстрактной системой метафизических сущностей, что является положительной чертой марксизма. Философия марксизма была направлена на изменение окружающего мира и преобразование общества. Марксизм ориентировал человека на борьбу за лучшее существование и светлое будущее.

Рекомендованная литература

1. Владимир Ильич Ленин. Три источника и три составных части маркизма. (ПСС, 5-е изд., том 23, стр. 40-48

2. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии. (ПСС, 2-е изд., том 4, стр. 419-460

3. Карл Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2 изд., т.13, с. 6-8.

Глоссарий

· Диалектический материализм - согласно основным положениям марксистско-ленинской философии - философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Диамат также являлся обязательной академической учебной дисциплиной во всех вузах СССР. Согласно диалектическому материализму, материя - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат преодоления его внутренних противоречий [1]. Диалектический материализм является составной частью марксистской теории, а не самостоятельным философским учением.

· К.Маркс - 1818, Трир, Пруссия - 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы[1]. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название "марксизм".

· Капитал - (нем. Das Kapital ) - главный труд К. Маркса по политической экономии, содержащий критический анализ капитализма. Работа написана с применением диалектико-материалистического подхода, в том числе к историческим процессам. Опубликована в 1867 году и является расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работе "К критике политической экономии".

· Общественно-экономическая формация -это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ. Сам термин "формация" был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом.

· Ф.Энгельс - (1820-1895, Лондон) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

 


[1] К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2 изд., т.13, с. 6-7.

[2] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. 1, т. 39, С 175

[3] Карл Маркс Капитал Том III/ Процесс капиталистического производства, взятый в целом./
Изд: Государственное издательство политической литературы, С 478



2016-09-17 1876 Обсуждений (0)
IV. Теория классовой борьбы и социальной революции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Теория классовой борьбы и социальной революции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)