Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурная революция, строительство социалистической культуры



2016-09-17 389 Обсуждений (0)
Культурная революция, строительство социалистической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных рай­онах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образо­вания. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно­приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности мог­ли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшую­ся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сель­ской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финан­совых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме куль­туры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образо­вания и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительст­во приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличе­ние числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного на­селения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. — 24%). Не­сколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями го­рода и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаме­нов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для по­ступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче- крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сей­час — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави­тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста­новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления куль­турой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализи­рованным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и ра­диовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними на­роднохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятель­ности партийно-государственных органов большое место занимала ра­бота, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утвержде­ние марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся обще­ственно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печа­ти, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксиз­ма» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и ос­новные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строи­тельства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммуни­стического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

На рубеже 20-х — 30-х годов увеличилось число литературных объе­динений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусст­ва), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Ли­тературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объеди­нялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы пи­сателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Бьш создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литера­туры и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не оста­новила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произве­дениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20 — 30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в разви­тии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре рабо­тали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Кор­нилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжа­ли в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). За­метным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Тол­стого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому стра­ны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на историче­ские темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значитель­ных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной класси­ки, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архи­тектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой куль­турно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектарованни их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то ги­гантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к соз­данию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценней­шие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

Мир в 30е годы.

После первой мировой войны международные отношения определялись Версальско-Вашингтонской системой - рядом договоров и соглашений в пользу стран-победительниц. Германия была объявлена единственной виновницей войны и должна была выплачивать репарации - платежи другим пострадавшим от войны государствам. Она лишилась части территории в Европе и своих колоний, должна была сократить армию.
Версальско-Вашингтонская система игнорировала интересы не только Германии, но и Советской России. Данное обстоятельство способствовало сближению этих двух стран на международной арене. Германия закупала в СССР сырье, продовольствие, вела на его территории подготовку военных кадров и испытание техники, запрещенной Версальским договором.
Развитие событий показало, что экономическое возрождение Германии было выгодно странам-победительницам, иначе невозможно было получить репарации. Летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне был принят план Дауэса, согласно которому американские и английские банки оказывали Германии помощь в восстановлении экономики. Усиливаясь экономически, Германию не устраивало неравноправное положение в системе международных отношений. Важным дипломатическим успехом Германии стала Локарнская международная конференция 1925 г. В целом она проходила в духе сохранения Версальско-Вашингтонской системы. Однако Германия отказалась гарантировать свои восточные границы с Польшей и Чехословакией, считая их несправедливыми. Несмотря на это, в следующем году (1926 г.) Германия была принята в Лигу Наций и получила постоянное место в ее Совете, как и другие великие державы. Это был первый шаг к пересмотру Версальско-Вашингтонской системы.
Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства
национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.
Международная обстановка была нестабильной. В 1925-1926 г. обострились англо-советские отношения. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела Англии. Поводом послужила материальная помощь, оказанная советскими профсоюзами английским рабочим во время всеобщей стачки. В 1927 г. британское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР, аннулировало торговое соглашение.
Начавшийся в конце 1929 г. мировой экономический кризис повлек за собой и перестройку международных отношений. Утратила стабильность финансово-валютная система капиталистических стран, в том числе Германии. В 1929 г. специальный комитет под руководством Юнга принял решение о снижении репарационных платежей. Франция и Англия, перестав получать репарации, также прекратили выплату своих военных долгов США. Воспользовавшись этим, Германия в 1932 г. добилась окончательной отмены репараций. Это повлекло за собой и прекращение выплаты долгов, несмотря на сопротивление США. Таким образом, под ударами мирового экономического кризиса рухнула вся система послевоенных платежей. В том же 1932 г. Германия, в принципе, получила признание ее равноправия в области вооружений.
Первой страной, отбросившей принципы Версальско-Ва- шингтонской системы и применившей силу в борьбе за новый передел мира, стала Япония. Она соперничала с США в установлении господства над Китаем и в бассейне Тихого океана. В сентябре 1931 г. японские войска начали оккупацию СевероВосточного Китая (Маньчжурии). Захватив всю Маньчжурию, Япония создала на оккупированной территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Когда после долгих проволочек Лига Наций в своей резолюции осудила захват Маньчжурии и потребовала вернуть ее Китаю, Япония вышла из Лиги Наций в марте 1933 г. и приступила к оккупации ряда других провинций Северного Китая.
Главный очаг второй мировой войны возник в центре Европы, в Германии. Здесь в январе 1933 г. была установлена фашистская диктатура. Фашисты Германии намеревались любыми средствами добиться отмены ограничений, установленных в Версале, бороться за возвращение колоний и дополнительные территории для немцев. Экономические трудности в стране они объясняли ущемлением Германии на международной
арене и недостатком территорий для развития немецкого народа. Ускорилось тайное вооружение страны. Осенью 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, покинула Женевскую конференцию по разоружению и получила свободу для дальнейшего нарушения статей Версальского договора. В марте 1935 г. в стране была восстановлена всеобщая воинская повинность. Через год германские войска были введены в Рейнскую демилитаризованную зону. Тем самым были нарушены военные статьи Версальского договора и Локарнские соглашения 1925 г. Эти действия Германия сопровождала отказом участвовать в создании европейской системы коллективной безопасности, проект которой в середине 30-х годов активно обсуждался в Европе. Все это свидетельствовало о подготовке гитлеровским правительством возможностей для развязывания войны. И хотя в январе 1934 г. в Берлине был подписан германо-польский договор о дружбе и ненападении, фашисты Германии намечали Польшу одной из первых жертв в борьбе за передел мира.
В обстановке накала международной напряженности многие страны искали новых союзников. Предпринимались попытки создания системы коллективной безопасности путем заключения международных договоров о выступлении единым фронтом против агрессора. Франция, обеспокоенная усилением Германии, стала искать путь к сотрудничеству с СССР (Россия была традиционным союзником Франции). СССР также искал союзников на Западе и при поддержке Франции осенью 1934 г. вступил в Лигу Наций. Была предпринята попытка заключения Восточного пакта о взаимной помощи в случае агрессии. Его должны были подписать ряд прибалтийских и восточноевропейских стран. Однако сделать это не удалось в связи с противодействием Германии и Польши, которые опасались роста влияния СССР в Европе. В мае 1935 г. были подписаны двусторонние советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимной помощи. Они могли бы стать преградой на пути гитлеровской агрессии. Но западные круги расценивали договоры с СССР как маневр, а не как долгосрочную стратегию, и не собирались выполнять своих обязательств.
Политика попустительства агрессорам приводила в 30-е годы к увеличению очагов войны и международной напряженности.
Осенью 1935 г. фашистская Италия начала агрессивную захватническую войну против Эфиопии (Абиссинии). Совет Лиги Наций признал Италию агрессором и вынес решение о применении к ней экономических и финансовых санкций. Но отста-
лая и слабая Эфиопия стала легкой добычей агрессора.

На кратчайших морских путях из Европы в Азию завязался еще один узел военного конфликта.
В июле 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж, во главе которого стоял генерал Франко. В стране началась длительная гражданская война. Правящие круги Запада предложили придерживаться по отношению к событиям в Испании «политики невмешательства». На словах согласившись с этим, Германия и Италия поставляли оружие и войска генералу Франко, в то время как законное республиканское правительство Испании подвергалось под лозунгом «невмешательства» самой настоящей блокаде. Только Советский Союз оказал помощь Испанской республике оружием, продовольствием, послал туда добровольцев. «Политика невмешательства» способствовала победе мятежников и установлению в Испании фашистской диктатуры Франко.
Постепенно агрессоры начали сближаться. В октябре 1936 г. было подписано германо-итальянское соглашение о совместных действиях в международной политике. В ноябре этого же года Германия и Япония заключили так называемый «Ан- тикоминтерновский пакт». Они обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и сообща бороться против «международного коммунизма». В 1937 г. к «Антико- минтерновскому пакту» присоединилась Италия. Подписание пакта усиливало позиции агрессоров, способствовало подготовке войны за передел мира. Острие блока было направлено не только против СССР, но и против США, Великобритании и Франции.
Главную роль в союзе агрессоров играла Германия. К 1938 г. ее вооруженные силы выросли настолько, что она смогла перейти к насильственной перекройке карты Центральной Европы. Политика территориальных захватов проводилась под лозунгом объединения всех немцев в составе единого государства. Этот лозунг уже оправдал себя во время проведения плебисцита о принадлежности Саарской области. Саарская область 1 5 лет находилась под управлением Лиги Наций. По истечении этого срока она отошла к Германии в соответствии с результатами плебисцита (1935 г.). В марте 1938 г. гитлеровские войска, прикрываясь лозунгом объединения немцев в едином государстве, вторглись в Австрию и оккупировали ее. Через несколько дней эта страна была включена в состав германского рейха. Это присоединение (по-немецки аншлюс)
носило насильственный характер и являлось актом грубого нарушения Версальского договора. Правительства западных стран ограничились словесным протестом и не поддержали предложение СССР созвать международную конференцию для организации отпора агрессорам.
Такое поведение агрессоров стало возможно из-за пассивной, выжидательной политики европейских государств и нейтралитета США. Ведущие политики Запада заявляли, что их главной целью является предотвращение войны, пусть даже путем уступок агрессорам (так называемая политика «умиротворения»). В США же был принят закон о нейтралитете, который запрещал продажу оружия и военных материалов воюющим сторонам, не делая при этом различий между агрессором и жертвой нападения.
Безнаказанность поощряла Германию к новым захватам. Она потребовала передачи ей Судетской области Чехословакии, на территории которой проживало немецкое национальное меньшинство. Для решения этого вопроса в сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав правительств четырех стран: Германии (Гитлер), Италии (Муссолини), Англии (Чемберлен) и Франции (Даладье). Она вошла в историю как Мюнхенский сговор, или Мюнхенская сделка. На ней западные круги решили участь Чехословакии. Судетская область передавалась Германии. За счет Чехословакии были удовлетворены территориальные претензии буржуазно-помещичьей Польши и Венгрии. Под натиском Великобритании и Франции правительство Чехословакии приняло Мюнхенское соглашение, не обратившись за помощью к Советскому Союзу (по условиям советско-чехословацкого договора 1935 г. помощь могла быть оказана только после просьбы о ней и при участии Франции). Мюнхенская сделка была направлена на изоляцию СССР на международной арене и на подталкивание гитлеровской агрессии на Восток. К лету 1939 г. становилась все более очевидной ошибочность политики умиротворения агрессоров. В марте 1939 г. Чехословакия как самостоятельное государство перестала существовать, была расчленена на отдельные области, в той или иной степени подчиненные Германии. В апреле 1939 г. Гитлер заявил о расторжении польско-германского договора о ненападении. Италия и Германия отказывались от всех заключенных ранее соглашений и открыто разжигали войну в Европе. 23 марта 1939 г.

германские войска заняли Клайпеду, а 7 апреля Италия напала на Албанию.
Под влиянием этих событий общественное мнение Англии и Франции изменилось в пользу решительного противодействия агрессии. Правительства этих стран заявили о гарантиях независимости Польши, Румынии, Греции, вступили в переговоры с СССР о возможности сотрудничества. Позиция СССР на международной арене была крайне важной. При союзе СССР с Англией и Францией был бы создан мощный блок против агрессора. Выступив против них вместе с Германией, СССР создал бы для них критическую, безвыходную ситуацию, облегчил бы действия Германии на Западе. Даже нейтралитет СССР мог быть различным и по-разному влиять на развитие событий. СССР предложил Англии и Франции сотрудничество в борьбе с агрессорами. Однако начавшиеся переговоры выявили большое взаимное недоверие, стали затягиваться. Колебания западных партнеров привели к тому, что советское руководство параллельно пошло на сближение с Германией, чтобы не оказаться в изоляции. 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры англо-франко-советских военных миссий. Но 17 августа они были приостановлены, а советско-германские переговоры на уровне министров иностранных дел активизировались. 23 августа 1939 г. был подписан советско- германский договор (пакт Молотова - Риббентропа) о ненападении. Он состоял из основного текста и секретного дополнения - протокола, в котором распределялись сферы влияния и интересов Германии и СССР. В сферу интересов Советского Союза вошли Прибалтийские республики, Румыния (признавались претензии СССР на Бессарабию). Границы сфер влияния СССР и Германии устанавливались в Польше по линии рек Нарев, Висла и Сан (Западная Украина и Западная Белоруссия отходили к СССР). Это был не просто договор, а договор двух диктаторов о будущем разделении территорий. Он ускорил развязывание второй мировой войны, обеспечив Германии нейтралитет СССР.
Таким образом, противоречия между европейскими государствами и их взаимное недоверие помешали создать систему коллективной безопасности. Фашистские агрессоры получили возможность развязать войну за передел мира.



2016-09-17 389 Обсуждений (0)
Культурная революция, строительство социалистической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурная революция, строительство социалистической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)