Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина



2016-09-17 562 Обсуждений (0)
Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина 0.00 из 5.00 0 оценок




Опорно - двигательный аппарат

методические указания

К практическим занятиям

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ

 

Тирасполь, 2010 г.

УДК 611: 611.7 (075.8)

ББК Е 86р30я73+ Е863.1р30я73

Ч 44

Опорно-двигательный аппарат: Методические указания/ Чепендюк Т.А., Назарчук О.Ф., Мураткова Н.В.- Тирасполь, 2010, с.

 

Методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям и экзамену по нормальной анатомии, что способствует лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении опорно-двигательного аппарата.

Данные указания включают:

1. Теоритические вопросы, в виде плана ответа

2. Практические навыки, которые должен освоить студент на занятии

3. Примеры тестовых заданий.

 

 

Авторы: Т. А. Чепендюк, О. Ф. Назарчук – преподаватели кафедры, Н. В. Мураткова

 

 

Рецензенты: Л. И. Гарбуз, к.б.н., доцент

Р. В. Окушко к.м.н., доцент

 

 

Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Протокол №

 

© Т.А. Чепендюк,

О. Ф. Назарчук,

Н. В. Мураткова,2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение анатомии человека занимает одно из главных мест в программе подготовки врачей всех специализаций.

При изучении нормальной анатомии опорно-двигательного аппарата закладываются базовые знания для обучения студентов на последующих кафедрах (топографическая анатомия, хирургия, травматология и др.), а также даёт возможность правильно оценивать разные патологические изменения костно-мышечного аппарата и адекватно назначать меры профилактики и способы лечения.

Учебно-методическое пособие для подготовки студентов медицинского факультета к практическим занятиям по дисциплине «Нормальная анатомия» имеет важное значение для обучения студентов.

Данное учебно-методическое пособие содержит тематические планы 3-х разделов, которые студенты изучают в I семестре:

1. Остеологию – наука о костях;

2. Артрологию – наука о соединениях костей;

3. Миологию – наука о мышцах.

Методические указания к каждому практическому занятию составлены по следующему плану:

1. Вопросы, которые студент должен знать при подготовке к практическому занятию;

2. Практические навыки, которыми студент должен овладеть на практическом занятии;

3. Дополнительные материалы, используемые на практическом занятии (таблицы, муляжи, планшеты, влажные и сухие препараты, схемы).

В конце каждого раздела приведены примеры тестовых заданий. Тестовые задания охватывают весь материал учебной программы по каждой теме практического занятия.

 

 

I. Остеология.

Тема: Знакомство с кафедрой, организацией учебного процесса, предметом анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плоскости человеческого тела. Эмбриогенез. Понятие о тканях, органах, системе, аппарате и органах.

 

Цель занятия:изучить оси и плоскости, ранние этапы развития человеческого организма, общее понятие о системах и аппаратах органов.

 

Приступая к занятию, студент должен знать:

 

I. Об анатомии человека:

1. определение

2. задачи

3. виды анатомии, их характеристика, связь с другими науками

4. определение: норма, аномалия, уродство и вариант нормы.

II. Атомическую терминологию

ΙΙΙ. Оси и плоскости человеческого тела

IV. Условные линии человеческого тела: ориентиры, через которые они проходят, их значение к клинической практике.

V. Эмбриональное развитие человека:

1. периоды (5), характеристика каждого

2. зародышевые листки (3), их производные

3. мезенхима, источник развития, её производные

VI. Ткани:

1. определение

2. типы тканей (4), их характеристика

VII. Органы, системы органов и аппараты органов:

1. определение

2. примеры

В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

 

1. Схематически изобразить оси и плоскости человеческого тела.

2. Схематически изобразить основные этапы эмбрионального развития.

 

2. Тема: Скелет, развитие, общий план строения. Кость как орган, развитие костей, их классификация, строение и рост костей. Рентгенанатомия.

Цель занятия:изучить общий план строения скелета, кость как орган, классификацию костей, строение и рост костей. Рентгенанатомия костей.

Приступая к занятию, студент должен знать:

I. Определение скелета, его значение.

II. Развитие скелета в:

1. филогенезе (основные этапы)

2. онтогенезе: а) сроки появления костной ткани

б) типы окостенения, их характеристика

III. Строение основных отделов скелета:

1. Череп (лицевой и мозговой отделы)

2. Пояс верхних конечностей (лопатка и ключица)

3. Пояс нижних конечностей (тазовая кость)

4. Свободные верхние конечности (плечевая, кости предплечья и кисть)

5. Свободные нижние конечности (бедренная, кости голени и стопы)

6. Грудная клетка (грудина, ребра, грудные позвонки)

IV. Кость, как орган – определение.

V. Строение кости:

1. макростроение

2. микростроение:

а) остеон (Гаверсова система), как структурно-функциональная единица

б) каналы Фолькмана, их содержимое

3. источник роста костей в длину и толщину

VI. Классификацию костей (5), их примеры.

VII. Рентгенанатомию:

1. строение кости в рентгеновском изображении

2. понятия «затемнение» и «просветление»

Наглядный материал, используемый на практических занятиях:

1. Скелет

2. Продольный спил бедренной кости

В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

1. Схематически изобразить типы окостенения.

2. На мацерированном препарате бедренной кости показать основные анатомические структуры.

3. На распиле бедренной кости показать линии сжатия и растяжения.

4. Уметь назвать по-латыни все кости скелета.

 

Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина.

Цель занятия:изучить общий план строения позвонков, их анатомические различия, строение крестца, копчика, ребер и грудины.

Приступая к занятию, студент должен знать:

I. Позвонки:

1. определение

2. какое место занимают в скелете

3. к каким костям относятся по классификации

II. Общий план строения позвонков:

1. основные анатомические образования

а) тело

б) отростки: парные и непарные

в) дуги

2. сравнительная анатомия позвонков различных отделов

а) размер и форма позвоночного отверстия

б) размер и форма тела позвонка, его особенности

в) характеристика суставных отростков (плоскость расположения)

г) характеристика поперечных отростков

д) характеристика остистых отростков

3. связь особенностей строения позвонков с их функциональной нагрузкой

III. Крестец и копчик:

1. определение

2. какое место занимают в скелете

3. к каким костям относятся по классификации

4. общий план строения по-русски и по – латыни

5. характеристика каждого отдела, поверхности и его образования.

IV. Ребра:

1. определение

2. классификация ребер (3)

3. какое место занимают в скелете

4. к каким костям относятся по классификации

5. общий план строения общий план строения по-русски и по – латыни

6. характеристика каждого отдела

V. Грудину:

1. определение

2. какое место занимают в скелете

3. к каким костям относятся по классификации

4. общий план строения по-русски и по-латыни

5.характеристика каждого отдела

Наглядный материал, используемый на практических занятиях:

1. Позвоночный столб в целом

2. Шейные позвонки (CI, С II, С VII)

3. Грудной позвонок

4. Поясничный позвонок

5. Крестец

6. Ребра (I, II, III-X, XII)

7. Грудина

В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

1. Показать на препаратах все имеющиеся на нем анатомические структуры.



2016-09-17 562 Обсуждений (0)
Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)