Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация бюджетного федерализма или условия его эффективного функционирования



2016-09-17 441 Обсуждений (0)
Организация бюджетного федерализма или условия его эффективного функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Чёткое разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

2. Разграничение доходных источников в объемах достаточных для реализации этих полномочий;

3. Сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов доходов и расходов нижестоящих бюджетов с помощью системы бюджетного выравнивания.

Необходимо так разграничить доходы между бюджетами, чтобы они покрывали максимум расходов этих бюджетов. Как показывает практика, ни в одной стране мира не удалось еще построить такую модель бюджетного федерализма, при которой объем доходных полномочий субъектов или местных органов власти совпадал полностью с расходными полномочиями, закрепленными за данным уровнем власти. В результате несовпадения этих полномочий возникают вертикальные и горизонтальные дисбалансы, для покрытия которых используются различные формы межбюджетных отношений.

Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой субъект, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.

Вертикальное выравнивание обязательно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и финансовой помощи между субъектами Федерации и органами МСУ для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.

Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, а также бюджетами субъектов и местными бюджетами, которое позволяет любому гражданину, проживающему в стране, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

83. Доходы и расходы бюджета. Принципы распределения доходов и расходов в бюджетной системе.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Сущность бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Законодательная база

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Функции бюджета

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  • Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
  • Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
  • Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

Расходы:

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.



2016-09-17 441 Обсуждений (0)
Организация бюджетного федерализма или условия его эффективного функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация бюджетного федерализма или условия его эффективного функционирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)