Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе



2016-09-17 2779 Обсуждений (0)
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе 4.67 из 5.00 3 оценки




МДК 2.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема 2.1. Особенности содержания, организации и методики обучения ДПИ и ИЗО

Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса. Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.

Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:

- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)

- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)

- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)

- по типу занятий.

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

 

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Дидактические принципы в связи с методикой препод. основ изо. искусства в школе:

-принцип научности: связь науки и учебного предмета

-принцип наглядности: подкреплено зрительным восприятием.

-принцип сознательности и активности учащихся

-принцип связи теории с практикой

-принцип прочности усвоения знаний

-принцип систематичности и последовательности

-принцип воспитат-го обучения

Принцип воспитат. обучения формирует личность нравственной, правовой, эстетической, физ. культуры и жизнедеят-ти, общения. Воспитывает интеллект-е развитие и, индивид. познавательные способности с учетом интересов обучаемых.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.


. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям


Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).

Функции наглядности:помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;

дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

Виды учебной наглядности

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т. д. )

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т. д. )

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др. )

Методы наглядного обучения

Рисунок на классной доске помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Зарисовка учителя на полях рисунка школьника нужна, если ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя имеет большое образовательное значение. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик запоминает все детали этого процесса, и потом старается делать так, как сказал педагог.

Демонстрация рисунков выдающихся художников сыграет большую роль в обучении, т. к. ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. .

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

схематические рисунки и таблицы;

слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;

специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;

рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

репродукции картин и рисунков мастеров;

кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;

специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.



2016-09-17 2779 Обсуждений (0)
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)