Физкультминутка (до 2 минут)
Ход урока. I этап. Организационный(до 2 минут) Учитель: Давайте вместе зададим тон нашего урока. Каким вы хотите видеть наш урок? (совместно придумывают прилагательные, которые начинаются на буквы У-Р-О-К) Ответ: У –удачный, удивительный, увлекательный Р – радостный, развивающий, результативный О – обучающий, оригинальный, очень интересный К – креативный, классный, крутой Учитель: Я надеюсь, что именно таким он и будет. II этап. Распевание (до 8 минут) Учитель: Распевание настраивает и разогревает голосовой аппарат. Подготовительные упражнения. Самомассаж лица со звуком «м-м-м» - подготовка к голосовой работе. Расслабляющий «стон» - подготовка гортани Штрубас – подготовка голосовых связок к голосовой нагрузке. Артикуляционная гимнастика: упражнения «шинковка», «иголочка», «щеточка», «цоканье». Надуваем щеки и вытягиваем губы, придавая лицу обиженное выражение, широко улыбнулись – «у-и-у-и». Чередуем эти положения. Вернемся к слову «урок». В этом слове очень полезные для вокальных упражнений звуки. Дыхательные упражнения. Дыхание – энергетический источник голоса. Мы используем какое дыхание при правильном пении? Ответ: нижнереберное-диафрагмальное. o Вдох-выдох на звук «к-к-к». o Вдох-выдох на звук «у-у-о-у» (мотив терции вверх-вниз). Упражнения на развитие гибкости голоса и сглаживания регистра. o Звук «рррррр» (на мотив поступенной квинты вверх и вниз). Упражнения на развитие звуковедения и устойчивой высокой певческой позиции. o Слоги «ри-ро-ри-ро» (на мотив мажорного арпеджио). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. o Слоги «бри-брэ-бра-бро» (мотив детской песенки «Добрый жук») Упражнения на развитие гармонического слуха и чистоты интонации. o Канон «Viva la Musika» III этап. Вокальная работа 1. Повторение теоретических понятий (до 4 минут). Учитель: Существует известный афоризм: «У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая». (Н. Малышева) Итак, тема нашего урока «Дикция и артикуляция». Учитель: Мы продолжаем работу над развитием артикуляционного аппарата. Вы уже обратили внимание, что в распевании артикуляционных упражнений было больше, чем обычно. Теперь наша задача перенести наработанное качество звука на произведение. Но прежде, чем мы начнем работу над произведениями, вспомним, что такое артикуляция? Ответ: Артикуляция – (от лат. – расчленяю) 1) Это работа органов речи, необходимая для образования звуков. 2) В музыкальном исполнительстве это способ исполнения звуков с разной степенью слитности и расчлененности. Вопрос: как и чем в нотах обозначается артикуляция? Ответ: лигами, точками или терминами (legato, staccato и т.д.) Вопрос: что такое дикция? Ответ: Дикция – (от лат. – произнесение) это ясность, разборчивость произнесения текста. Вопрос: От чего зависит хорошая дикция при пении? Ответ: от качества произнесения согласных звуков. Вопрос: Какова роль согласных звуков в пении? Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Согласные в пении – это звуки, которые играют решающую роль в восприятии текста. Разборчивость слова в пении связана с их четким и быстрым произношением. Вопрос: Какова роль гласных звуков в пении? Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Гласные в пении – звуки, на которых осуществляется пение и раскрываются все певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, силовые ресурсы, диапазон. Учитель: Закончите мысль: «В ансамблевом пении, кроме четкости произнесения согласных звуков каждым певцом для хорошей дикции требуется …» Ответ: синхронность артикуляции. 2. «Про Емелю» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина (до 6 минут) Цель: отработка синхронной артикуляции; умение петь в подвижном темпе, не форсируя звук. Для достижения цели нужна активная работа артикуляционного аппарата. Грамотная фразировка и динамика будут способствовать созданию характера произведения. 1) Упражнение «Магазин ТВ». 2) Исполняем первый куплет в темпе и характере.(Исполняют. Анализируем исполнение. ) 3. «Les choristes» Bruno Coulais (до 8 минут) «Хористы» - это произведение является саундтрэком к фильму «Хористы», в нем содержится главная идея. Женя нам выразительно прочтет перевод на русский язык. (Читает). Учитель: какое смысловое значение вокализа в этом произведении? Ответ: в нем выражена тревога и боль, слышен стук сердца. Учитель: верно. Теперь в своих рабочих партитурах отметим артикуляционные штрихи в вокализе и сравним, совпадают ли они с динамикой, которую мы проставили на прошлом уроке. (Отмечают лигами и точками). Учитель: теперь исполним, что у нас получилось. (Исполняют.) Учитель: теперь прослушаем оригинальное исполнение главной темы и настроимся на французскую фонетику. (Слушают) Учитель: Исполним произведение целиком. (Исполняют. Анализируем исполнение.) Физкультминутка (до 2 минут) 4. «Если мы будем дружить» сл. и муз. А.Ермолова (до 10 минут) Учитель: становимся в круг. Следующая песня, которую мы будем сейчас исполнять, о дружбе и друзьях. Только имея доверительные отношения можно хорошо выполнять совместную работу. А в вокальном ансамбле дружба и доверие – это залог успеха. И сейчас мы послушаем пословицы, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку. (Рассказывают) Теперь исполним кульминационное место. (Исполняют) Солисты пропоют припев, а остальные готовятся к концертному исполнению. (Исполняют песню целиком – концертный номер) Учитель: пожалуйста, сами оцените свое исполнение. IV этап: Домашнее задание и подведение итогов (до 5 минут) Домашние задание: петь перед зеркалом, наблюдая за движением губ, выражением глаз и улыбкой. Второе задание творческое: составить список песен о дружбе. Сравним, у кого он будет длиннее. Учитель: теперь подведем итоги и составим синквейн (делятся на 2 группы: альты и сопрано, потом зачитываем его, прощаемся: поем заключительный аккорд и попевку).
Литература: 1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с. 2. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967 3. Земцова Е.А. Организация работы по совершенствованию техники речи учителя/ Методические рекомендации/ Институт повышения квалификации. – Минск.2005 4. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. 5. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Ленинград. «Музыка».1988
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |