Право. Норма права. Источники права
Право представляет собой нормативную основу существования общества, организованного в государство. Право регулирует наиболее значимые отношения в обществе, в том числе и образование, признаваемое одним из главных средств социализации человека, становления его личности. Воздействие права на общественные отношения обеспечивает их упорядоченность и стабильность, создавая условия для развития общества в целом. Термин «право»полисемантичен, т.е. используется в нескольких значениях: - обозначает совокупность правил (норм), регулирующих поведение людей; - обозначает возможность, возникающая на основе норм поведения (объективное право), возможность человека действовать определенным (допустимым) образом или не совершать тех или иных действий (субъективное право). В Конституции РФ и Законе «Об образовании в РФ» (2012) закреплено право граждан РФ на получение образования на родном языке — это норма, характеризующая объективное право. Желание, готовность и процедуры осуществления этого права будут составлять основу субъективного права. Принято считать, что объективное право, воспринимаемое как источник правил поведения людей, понятно всем членам общества, если имеет внешнее выражение. Такие способы объективного выражения и закрепления норм права в юриспруденции называются источниками права. С одной стороны, под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях — всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общий обязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда получаются знания о праве (например: исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т.д.). Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлены не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести: уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой культуры общества — это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура — это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Право, которое исходит от государства, государственной власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, представители естественно-правовых концепций называют положительным, позитивным, или объективным, правом. В отечественной юриспруденции под источниками права традиционно понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если объединить эти понятия, то получится, что источником права является воля законодателя, хотя на самом деле это не так. Тогда искажается истинная природа права, его социальная сущность. Форма права показывает, как содержание права выражено вовне (внешнее выражение правовых норм), а источник права — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Форма права — способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ ее официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права — это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права, и, во-вторых, структура (строение) системы права, т.е. внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методов правового регулирования. Система норм права — это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности. Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного праваявляются следующие: - Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом). - Общепризнанные принципы и нормы международного права. - Юридический прецедент (судебный и административный). - Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты). - Правовой обычай. - Нормативный правовой договор. - Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке уполномоченным государственным органом (органом местного самоуправления) письменный документ, устанавливающий (изменяющий или отменяющий) те или иные правовые нормы (правила поведения). Нормативные правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации, их значимость и роль в системе законодательства определяется прежде всего их юридической силой. По юридической силе все нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы принимаются законодательными (представительными органами) власти, подзаконные акты — исполнительными органами власти. В Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция, принятая Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, опираются на ее текст и не могут ей противоречить. Система федерального законодательства об образовании едина и действует на всей территории РФ одинаковым образом. Законы, издаваемые на федеральном уровне, могут быть двух видов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (разд. 1 ст. 108 Конституции РФ), и регулируют основы государственного строя в Российской Федерации. Путем издания этих законов возможно внесение изменений в саму Конституцию РФ и создание новых субъектов РФ (в том числе путем объединения уже имеющихся субъектов РФ). Федеральные законы направлены на решение широкого крута вопросов, требующих законодательного регулирования, они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Федеральные законы подразделяются на два вида: текущие и кодифицированные. По своей юридической силе оба вида федеральных законов равны. Кодифицированные федеральные законы (кодексы) содержат нормы, характеризующие комплексное правовое регулирование определенной отрасли сферы правовых отношений, например Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Текущие федеральные законы издаются по различным вопросам, требующим законодательного регулирования и разрешения. Федеральные конституционные законы, федеральные законы издаются в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Дата, указываемая в официальных реквизитах федерального закона, представляет собой дату подписания закона Президентом РФ. Для того чтобы закон вступил в силу, он должен быть официально опубликован в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальной считается первая публикация в одном из перечисленных изданий. Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами не установлено иное. Так, например, в тексте Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в п. 2 ст. 29 была указана конкретная дата официального вступления в силу изменений, касающихся Закона РФ «Об образовании» — 1 января 2008 г. К числу подзаконных нормативных актов, регулирующих сферу образования, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Подзаконные акты в своей основе имеют федеральные законы и, следовательно, не могут им противоречить. Указы Президента как главы государства обладают наибольшей силой среди подзаконных актов. Большое значение для развития национального образования имели два указа Президента РФ В. В. Путина от 6 апреля 2006 г. по реализации приоритетного национального проекта «Образование»: № 324 «О денежном поощрении лучших учителей» и № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Немаловажное значение в процессе нормотворчества в РФ имеет и то обстоятельство, что указами Президента РФ утверждается система и структура федеральных органов исполнительной власти, а также регламентируется порядок издания и опубликования ими нормативных актов. Нормативные правовые акты Правительства РФ издаются на основе федеральных законов или указов Президента РФ в форме постановлений. Этими подзаконными актами утверждены типовые положения об образовательных учреждениях, в том числе Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»1. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ имеют такую же процедуру опубликования и вступления их в силу, как федеральные конституционные законы и федеральные законы. В системе подзаконных нормативных актов, регулирующих форму образования, важное место занимают приказы Министерства образования и науки РФ. Необходимо помнить, что согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органон исполнительной власти» (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 и от 14 ноября 2005 г. № 1319) функции по нормативному правовому регулированию осуществляют только министерства. Другие органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты только в случаях, прямо предусмотренных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждый субъект Российской Федерации формирует свою нормативную правовую базу, регулирующую сферу образования в субъекте, которая не может противоречить действующей Конституции РФ.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |