Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право. Норма права. Источники права



2016-09-17 1292 Обсуждений (0)
Право. Норма права. Источники права 0.00 из 5.00 0 оценок




Право представляет собой нормативную основу существова­ния общества, организованного в государство. Право регулирует наиболее значимые отношения в обществе, в том числе и образо­вание, признаваемое одним из главных средств социализации человека, становления его личности. Воздействие права на обще­ственные отношения обеспечивает их упорядоченность и ста­бильность, создавая условия для развития общества в целом.

Термин «право»полисемантичен, т.е. используется в несколь­ких значениях:

- обозначает совокупность правил (норм), регулирующих поведение людей;

- обозначает возможность, возникающая на основе норм поведе­ния (объективное право), возможность человека действовать оп­ределенным (допустимым) образом или не совершать тех или иных действий (субъективное право).

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в РФ» (2012) закрепле­но право граждан РФ на получение образования на родном язы­ке — это норма, характеризующая объективное право. Желание, готовность и процедуры осуществления этого права будут состав­лять основу субъективного права.

Принято считать, что объективное право, воспринимаемое как источник правил поведения людей, понятно всем членам обще­ства, если имеет внешнее выражение. Такие способы объективно­го выражения и закрепления норм права в юриспруденции называются источниками права.

С одной стороны, под источником права понимаются способы выражения юридич­еских норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворче­ская деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях — всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юри­дических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общий обязательный характер.

С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда получаются зна­ния о праве (например: исторические памятники права, свод обы­чаев, тексты законов, юридическая практика и т.д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы мате­риального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как си­стема экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. По­явление и действие права обусловлены не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести: уровень развития правосознания и право­вой культуры общества, уровень цивилизованности обществен­ных и государственных институтов. Существующий уровень пра­вовой культуры общества — это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Правовая культура — это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельно­сти, собственной сущности.

Право, которое исходит от государства, государственной вла­сти путем установления или признания правил поведения и фор­мально закрепляется в различных актах и иных источниках, пред­ставители естественно-правовых концепций называют положи­тельным, позитивным, или объективным, правом.

В отечественной юриспруденции под источниками права тради­ционно понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм. Понятия «форма права» и «источник права» тес­но взаимосвязаны, но не тождественны. Если объединить эти понятия, то получится, что источником права является воля законо­дателя, хотя на самом деле это не так. Тогда искажается истинная природа права, его социальная сущность. Форма права показыва­ет, как содержание права выражено вовне (внешнее выражение правовых норм), а источник права — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм.

Форма права — способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ ее официальной фиксации.

В системе норм права следует различать внутреннюю и внеш­нюю формы. Внутренняя форма системы права — это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права, и, во-вторых, структура (строение) системы права, т.е. внутрен­няя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методов правового регулирования. Система норм права — это его внутренняя согласованность и единство в функ­циональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкциониру­емые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную опреде­ленность и общеобязательность.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного пра­ваявляются следующие:

- Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

- Общепризнанные принципы и нормы международного права.

- Юридический прецедент (судебный и административный).

- Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

- Правовой обычай.

- Нормативный правовой договор.

- Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке уполномоченным государственным органом (органом местного самоуправления) письменный документ, устанавливающий (изменяющий или отменяющий) те или иные правовые нормы (правила поведения).

Нормативные правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации, их значимость и роль в системе законодательства определяется прежде всего их юридической си­лой. По юридической силе все нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются законодательными (представительными органами) власти, подзаконные акты — исполнительными органа­ми власти. В Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция, принятая Всенародным голосованием 12 де­кабря 1993 г.; все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, опираются на ее текст и не могут ей противоречить.

Система федерального законодательства об образовании едина и действует на всей территории РФ одинаковым образом.

Законы, издаваемые на федеральном уровне, могут быть двух ви­дов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (разд. 1 ст. 108 Конституции РФ), и регулируют основы государственного строя в Российской Федерации. Путем издания этих законов возможно внесение изменений в саму Конституцию РФ и создание новых субъектов РФ (в том числе путем объединения уже имеющихся субъектов РФ).

Федеральные законы направлены на решение широкого крута вопросов, требующих законодательного регулирования, они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конститу­ционным законам.

Федеральные законы подразделяются на два вида: текущие и кодифицированные. По своей юридической силе оба вида феде­ральных законов равны.

Кодифицированные федеральные законы (кодексы) содержат нормы, характеризующие комплексное правовое регулирование определенной отрасли сферы правовых отношений, например Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Текущие федеральные законы издаются по различным вопро­сам, требующим законодательного регулирования и разрешения.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы издаются в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Дата, указываемая в официальных реквизитах федерального закона, представляет собой дату подписания закона Президен­том РФ. Для того чтобы закон вступил в силу, он должен быть официально опубликован в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступле­ния в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальной считается первая публикация в одном из перечисленных изданий.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами не установлено иное. Так, например, в тексте Федераль­ного закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в п. 2 ст. 29 была указана конкретная дата официального вступления в силу изменений, касающихся Закона РФ «Об образовании» — 1 января 2008 г.

К числу подзаконных нормативных актов, регулирующих сфе­ру образования, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных ор­ганов исполнительной власти. Подзаконные акты в своей основе имеют федеральные законы и, следовательно, не могут им проти­воречить.

Указы Президента как главы государства обладают наиболь­шей силой среди подзаконных актов. Большое значение для разви­тия национального образования имели два указа Президента РФ В. В. Путина от 6 апреля 2006 г. по реализации приоритетного на­ционального проекта «Образование»: № 324 «О денежном поощрении лучших учителей» и № 325 «О мерах государственной под­держки талантливой молодежи».

Немаловажное значение в процессе нормотворчества в РФ имеет и то обстоятельство, что указами Президента РФ утверж­дается система и структура федеральных органов исполнительной власти, а также регламентируется порядок издания и опубликова­ния ими нормативных актов.

Нормативные правовые акты Правительства РФ издаются на основе федеральных законов или указов Президента РФ в форме постановлений. Этими подзаконными актами утверждены типовые положения об образовательных учреждениях, в том числе Ти­повое положение об общеобразовательном учреждении (утвержде­но Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном уч­реждении»1.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ имеют такую же процедуру опубликования и вступления их в силу, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.

В системе подзаконных нормативных актов, регулирующих форму образования, важное место занимают приказы Министерства образования и науки РФ. Необходимо помнить, что согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных орга­нон исполнительной власти» (с изменениями, внесенными Указа­ми Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 и от 14 ноября 2005 г. № 1319) функции по нормативному правовому регулированию осуществляют только министерства.

Другие органы исполнительной власти могут издавать норма­тивные правовые акты только в случаях, прямо предусмотренных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, Федеральным зако­ном от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» каждый субъект Российской Федерации формирует свою нормативную правовую базу, регулирующую сферу образования в субъекте, которая не может противоречить действующей Конституции РФ.



2016-09-17 1292 Обсуждений (0)
Право. Норма права. Источники права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право. Норма права. Источники права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)