Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательное право в России: принципы и формы существования



2016-09-17 2550 Обсуждений (0)
Образовательное право в России: принципы и формы существования 4.50 из 5.00 4 оценки




Образовательное право определяется как совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государ­ства для регулирования образовательных отношений. В науке выделяют восемь наиболее важных форм существования образо­вательного права:

- образовательное законодательство (совокупность норматив­ных актов, регулирующих соответствующие отношения);

- отрасль образовательного права (совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в этих нормативных актах);

- система правоотношений в сфере образования (реальные отношения людей, урегулированные нормами права);

- правосознание (представления людей об образовательном праве);

- представления людей о справедливости общественных отно­шений в сфере образования;

состояние свободы человека в системе образования;

- учебная дисциплина;

- субъективное право человека на образование.

Образовательное законодательство регулиру­ет отношения:

- во всех образовательных организациях;

- в процессе осуществления индивидуальной педагогической деятельности;

- между органами управления образованием и образователь­ными организациями;

- между образовательными учреждениями и семьей, воспиты­вающей детей дошкольного и школьного возраста на дому;

- между родителями и их детьми по обучению и воспитанию;

- между образовательными организациями и обучающими­ся;

- между органами местного самоуправления и органами уп­равления образованием, образовательными организациями, семь­ями, имеющими детей.

В процессе реализации своего права на образование каждый субъект, будь то отдельный гражданин или группа граждан, обра­зовательная организация или орган управления образованием, вступает в особые отношения, получившие название «образова­тельные». Под ними понимаются отношения по воспитанию, об­учению, складывающиеся в образовательных учреждениях, а так­же имущественные, трудовые, управленческие, финансовые, зе­мельные, семейные и все другие отношения, складывающиеся в системе образования.

Система и принципы образовательного права.

Юридически образовательное законодательство выполняет в обществе те же функции, что и другие отрасли права:

- регулятивную — упорядочение образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в обществе, в государстве;

- защитную — защита интересов человека, гражданина, общества, государства, различных сфер экономики, науки, социальных сфер жизни, разных социальных групп.

Основные функции образовательного законода­тельства состоят в следующем:

- развитие личности, основанное на обучении и воспита­нии;

- обеспечение получения каждым гражданином уровня обра­зования, удовлетворяющего потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, которые в состоя­нии не только справляться с поставленными задачами, но и совер­шенствовать свою сферу деятельности;

- обеспечение непрерывности образования для всех граждан государства. Новые виды деятельности, постоянное обновление техники требуют постоянной переквалификации;

- правовое воспитание, которое позволяет человеку полнее осознавать свое место в изменяющемся мире, государстве, обще­стве, трудовом коллективе, семье, осознавать свою меру ответственности перед обществом, осознавать ценность прав и свобод каждого гражданина.

Принципами законодательства об образовании являются:

- обеспечение приоритетности сферы образования среди дру­гих сфер;

- гуманистический характер образования;

- автономия образовательного учреждения;

- обеспечение охраны, защиты прав ребенка в сфере образо­вания;

- обеспечение охраны и защиты права на образование уча­щихся, студентов;

- обеспечение академической свободы педагогов;

- обеспечение доступности и бесплатности образования;

-обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка2.

В сфере педагогических отношений они имеют свою специфику, так как включают в себя принцип педагогического сотрудничества. Учет этой особенности позволяет понять характер взаимодействия между педагогом и обучающим­ся, а также определить основания, которыми руководствуется педагог при выборе методического инструментария или отбора содержания учебного материла и т.д.

Образовательное право может быть представлено совокупно­стью из шести принципов:общедоступность образования; обязательность основного общего образования; бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего про­фессионального образования; государственная социальная помощь обучающимся; свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, ака­демические свободы педагогическим работникам и автономия об­разовательным учреждениям); светский характер образования.



2016-09-17 2550 Обсуждений (0)
Образовательное право в России: принципы и формы существования 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Образовательное право в России: принципы и формы существования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)