Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство передвижников



2016-09-17 417 Обсуждений (0)
Искусство передвижников 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1863 г. четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. В 70-х гг. по инициативе художника Гр. Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и преж­де всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным дей­ствительности для художника-реалиста означало не только точно воспроиз­водить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли за­думаться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок; послед­няя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.

ИВАН КРАМСКОЙ (1837—1887). Путь Ивана Ник. Крамского в искусство характерен для разно­чинца: он родился в маленьком го­роде Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхкласс­ное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушё­ром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне» (1872 г.). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым не­бом сидит Иисус Христос, пребыва­ющий в напряжённом, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как понятное ино­сказание: образ Христа был симво­лом нравственного подвига, готовно­сти к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя, совершивше­го нелёгкий выбор и предчувствую­щего трагическую развязку. В 1883 г. Молодую женщину в мехах и бар­хате с высокомерным выражением лица, которая едет по Невскому про­спекту («Неизвестная», 1883 г.), кри­тики назвали «исчадием больших городов». В картине усматривали обличительный смысл. Однако в ли­це героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаён­ную драму. Крамской сыграл очень важ­ную роль в художественной жизни 70—80-х гг. Он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколь­ко устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, ко­торое отражало бы реальную жизнь. Иван Николаевич Крамской писал: «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но... как сделать, чтобы не растерять по до­роге драгоценнейшее качество ху­дожника — сердце?».

НИКОЛАЙ ГЕ (1831—1894) был пра­внуком французского эмигранта, но родился в уже обрусевшей семье. В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863 г.). Художник выбрал сюжет, к которому обраща­лись многие мастера прошлого. Од­нако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих ря­дом, предаст Его, Ге изобразил мо­мент разрыва Иуды с Христом. Вернувшись на родину, Ге обра­тился к русской истории и на первой же выставке передвижников показал картину «Пётр I допрашивает царе­вича Алексея Петровича в Петерго­фе» (1871 г.). На несколько лет он совсем отошёл от творчества, по­селился на украинском хуторе, за­нимался хозяйством, размышлял, читал. Вернувшись к живописи, ху­дожник опять обратился к евангель­ской теме. Теперь его полотна похо­дили на страстную проповедь. На картине «Что есть истина?» (1890 г.) измученный Христос, сто­ящий со связанными руками перед Понтием Пилатом, римским прави­телем Иудеи, угрюм и сосредоточен. В центре недописанной картины «Голгофа» (1893 г.) — Христос и два разбойника. Сын Божий в отчая­нии закрыл глаза, откинул назад голову. До кон­ца жизни Николая Ге вдохновляла на­дежда на то, что с помощью искусст­ва человек может прозреть, а мир — исправиться.

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ (1844—1927) ро­дился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литерату­рой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Пе­тербургском университете на юри­дическом факультете. В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Мос­ковский дворик, «Бабуш­кин сад» (1878 г.) Поленов мечтал о больших исто­рических полотнах. Он задумал цикл из жизни Иисуса Христа и от­правился в Египет, Сирию и Палес­тину, чтобы написать Сына Божьего на фоне тех мест, где Он родился и жил. Привезённые из путешествия этюды, солнечные, необычные по цвету, Поленов показал на передвиж­ной выставке в 1885 г. А в 1887 г. была выставлена картина «Христос и грешница» (первоначальное назва­ние «Кто из вас без греха?» было за­прещено цензурой).

 

Пейзаж передвижников.

В творчестве художников-передвиж­ников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теп­лотой изображали различные угол­ки русской природы. Один из родоначальников русско­го реалистического пейзажа Алексей Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспи­тавшего его училища. На первой выставке передвижни­ков Саврасов представил произведе­ние, сразу принёсшее ему извест­ность, — «Грачи прилетели» (1871 г.). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. На полотне «Просёлок» (1873 г.) Саврасов изобразил раскисшую мок­рую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

Иван Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в се­мье образованного и влиятельного купца. После окончания Московско­го училища живописи, ваяния и зод­чества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поезд­ку по Европе. Настоящую славу Шишкину при­несла картина «Сосновый бор. Мач­товый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском ис­кусстве художник показал не опуш­ку леса и не вид на лесные дали, а ве­личавую чащу с громадами стволов. Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных мес­тах. «Рожь» (1878 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Пейзажист Архип Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхожде­нию, был сапожником. Куинджи не получил систематического художест­венного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазов­ского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, бу­дущими передвижниками, художник много работал на природе. В 1873 г. Куинджи написал карти­ну «На острове Валааме». «Вечер на Украине» (1878 г.) , «Берёзовая роща» (1879 г), «Днепр утром». Сквозь ту­манную дымку слева виден пригорок Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глу­бина неба. Эта лирическая работа была по­следней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смер­ти почти никому не показывал но­вых произведений.

ИСААК ЛЕВИТАН (1860—1900) Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую пре­лесть русского пейзажа, первое ме­сто по праву принадлежит Исааку Левитану. Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, вы­дающиеся мастера пейзажа — снача­ла Алексей Саврасов, затем Василий Поле­нов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Сав­винская слободка», 1884 г.), словно говорят зрителю: в России нет брос­ких, ослепительных видов, но очаро­вание её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчи­вого, любовного взгляда. Зато внима­тельному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая. Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, поч­ти неуловимо. «У омута» (1892 г.),«Владимирка» (1892 г, «Над вечным покоем» (1894 г.) «Вечерний звон» (1892 г.), «Золотая осень» (1895 г.).



2016-09-17 417 Обсуждений (0)
Искусство передвижников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство передвижников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)