ГЛАВА II. ПИЩЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ
Пищевые ограничения в христианстве, как известно, выражаются не в запрете на вкушение тех или иных продуктов питания, но в ограничении в определенные дни употребления некоторых типов продуктов. Такой вид пищевых ограничений известен еще с ветхозаветных времен. Так , назореи, люди посвящавшие часть своей жизни Богу, отказывались в частности от вина и других возбуждающих напитков. Еще тогда, такого рода ограничения в пище и питии стали символом покаяния и скорби[36]. Например, когда до царя ниневийского дошли слова проповеди Иониной, он, поверив Богу повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили» (Ион. 3:7). Иоанн Креститель, удалившись в пустыню «ел акриды и дикий мед» (Мк. 1:6). В православной традиции веками закрепилась практика воздержания в установленные Церковью дни – многодневные и однодневные посты. Самым важным постом является Великий. В течение этого поста, согласно церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу не употребляется и растительное масло[37]. Однако в праздники православный устав повелевает ослаблять пост. В особые скорбные дни Великого поста устав усиливает пост, вплоть до полного воздержания от пищи[38]. Помимо исполнения многодневных постов, православные христиане должны воздерживаться от пищи и пития в течение всего года в среду и пятницу, кроме некоторых праздничных дней[39]. Для людей, которым по разным причинам не могут поститься, согласно уставу существуют различного рода послабления, благословляемые священником. Существуют и другие посты. Например, распространенная в Русской Церкви практика говения перед Таинством Причащения, евхаристический пост, пост как одна из разновидностей епитимьи и проч. Православные пищевые ограничения заключают в себе иной смысл, нежели иудейская традиция. В Православии существует лишь несколько правил, полностью запрещающих некоторые продукты. Так, например, 63-е апостольское правило запрещает употребление в пищу крови: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его…да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен»[40]. Это правило подтвердил впоследствии VI Вселенский собор. Собственно пост в Православии должен способствовать «утверждению приоритета духовных ценностей над телесными»[41]. Святитель Иоанн Златоуст говорил о посте так: «Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело»[42]. Святитель Василий Великий наставлял: «Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост»[43]. Таким образом, в православной традиции пост условно можно разделить на телесный и духовный. Духовный пост – это прежде всего молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. Притом оказание ближним любви и доброжелательности, помощи, заботы и внимания к тем, кому оно необходимо[44]. Православный пост вовсе не призван обособить группу верующих от остального мира. Вопрос ритуальной чистоты в иудейском смысле в православной традиции отходит на второй план, главная цель – духовное совершенствование. Здесь примечателен такой факт: апостол Павел, отвечая коринфским христианам, говорит о идоложертвенном мясе и о возможности употребления его христианами. Он наставляет: идол в мире ничто, а потому и не должно опасаться как-то оскверниться от мяса, которое было ему принесено в жертву. Однако апостол предостерегает христиан свободно пользоваться этим разрешением, ибо некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1Кор. 8:7). В отношении же немощных в этом отношении христиан сам апостол Павел сказал: Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:13). Апостол Павел в этом же послании заложил основополагающий принцип в отношении пищевых ограничений в христианстве: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1Кор. 8:8). Этим замечанием апостол указал также, что пост лишь средство к духовному возрастанию. Однако учение Серафима Вырицкого напоминает христианам о нормах православной жизни словами: «Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились»[45]. Апостол Павел говорит: Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1Кор. 10:25). Серафим Вырицкий развивает эту мысль, говоря современным христианам: «Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено»[46]. Думается, это же правило святого Серафима должно распространяться на употребление христианами кошерной пищи, дабы примирить тех, кто наотрез отказывается вкушать продукты с маркировкой «кошер» с теми, для кого даже идол в мире ничто (1Кор. 8:4), не то что родственная по происхождению религия. Таким образом, пищевые ограничения в христианстве носят совершенно иной характер, нежели в иудаизме. В христианстве пост направлен на совершенствование человека, а не на достижение целей, поставленных иудаизмом.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |