Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА III. КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ



2016-09-17 399 Обсуждений (0)
ГЛАВА III. КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Помимо пищевых ограничений в иудаизме, а позже и в христианстве, появились некие околопищевые законы, касающиеся не выбора пищи, а места ее употребления, компании людей и других факторов. В иудейской традиции такие законы получили название кошерного поведения.

Ярким примером человека, поступающего по законам кошерного поведения, являются старец Елеазар, который был одним из первых книжников.

Елеазар жил во время правления сирийского царя Антиоха IV Епифана, проводившего политику эллинизации населения, когда Иерусалим и вся Иудея насильно принуждались соблюдать греческие языческие обычаи.

По приказу Антиоха был осквернен Иерусалимский храм, в нем была поставлена статуя Зевса Олимпийского, к поклонению, которому сирийские воины принуждали иудеев[47].

Священное Писание повествует о нем как о ревностном исполнителе закона Моисеева, законоучителе, мученике за веру – Маккавее. Когда Антиох Епифан начал проводить свою жесткую политику в отношении Иудеи, тогда вместе с многими соплеменниками был взят под стражу Елеазар.

Его заставляли нарушать закон Моисеев, открывая рот и вкладывая свиное мясо, но он выплевывал, не нарушая закон. Тогда знакомые Елеазару воины предложили ему приготовить кошерное мясо и сесть под видом идоложертвенного, тем самым видимо исполняя приказ царя[48].

Но старец утвердился в добром намерении и, уповая на Бога, сказал мучителям: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия… не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость» (2Мак.6:24-25).

И действительно, подвиг праведного Елеазара и многих других мучеников за веру оказал огромное влияние на сознание иудеев, что впоследствии выразилось в освободительном восстании Иуды Маккавея, окончившемся победой[49].

Современный иудаизм также предполагает кошерное поведение, однако учение, как и вообще правила кашрута, более основано на талмудической традиции, нежели на Торе.

В христианстве также существует концепция духовного поведения. В христианстве она берет свое начало из посланий апостола Павла. В споре об идоложертвенном мясе апостол, учившийся в лучшей еврейской школе, излагает мысль прямо соответствующую речи старца Елеазара: Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:13).

Свт. Феофан Затворник комментирует это так: «Это… относится… и к нам, которые пренебрегаем спасением ближних и произносим такие же сатанинские слова. Ибо говорить: какое мне дело, что какой-то соблазняется и такой-то погибнет? – это поистине сатанинская жестокость и бесчеловечие»[50].

Блаж. Феофилакт Болгарский наставляет, что слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21) нужно понимать так: «Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному»[51].

Таким образом, христианство расширяет понятие религиозного поведения, в Ветхом Завете Елеазар отказался видимо совершить явный грех, христианство требует не делать всего того, что может соблазнить немощного брата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пищевые ограничения в иудаизме, действительно, занимают особое место религиозной жизни евреев. Эти установления касаются не только выбора пищи, но и сочетания ее между собой, приготовления и выбора посуды.

Пищевые ограничения зародились в ветхозаветное время и впервые упоминаются в Пятикнижии. Главной их задачей было обособление иудейского народа, вследствие которого было возможно сохранение истинного богопочитания и в дальнейшем пришествие Мессии.

Таким образом можно сделать вывод, что современный кашрут основан на талмудической традиции и имеет мало общего с Торой. Некоторые постановления кашрута вообще основаны лишь на Талмуде.

Касательно пищи в книге Левит указан список непригодных в пищу животных или их признаки, современная иудейская традиция строго придерживается этих божественных указаний, а также, по некоторым соображениям, расширяет их.

В отношении приготовления пищи в Торе нет почти никаких указаний, однако Талмуд дает массу предписаний, при этом зачастую они кажутся слишком педантичными.

Христианство не запрещает употреблять в пищу почти ничего. Пост же в христианстве представляет собор продолжение благочестивой ветхозаветной традиции поста как ограничения в количестве и питательности пищи. Цель христианского поста – не обособить тот или иной народ от остального мира, но сделать совершенным каждого верующего.

Таким образом пищевые ограничения христианства проявляются в совершенно иных формах и преследуют совершенно иные задачи.

В иудейском мире наряду с пищевыми ограничениями зарождаются правила кошерного поведения, которые впоследствии получили широкое распространение и развитие в христианстве, в частности, в посланиях апостола Павла.

Таким образом, напрашивается вывод: в ветхозаветное время Господь в лице законов кашрута создал ограду, внутри которой должно было созидаться богоизбранное общество. После пришествия Мессии законы кашрута утратили свое значение и стали основой для совершенного христианского поста.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.

2. Василий Великий, свт. Творения. T.I. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. – 750 с.

3. Еврейская энциклопедия. T.XVI. – СПб.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1912. – 429 с.

4. Кормчая книга (Номоканон). – СПб.: Воскресение, 2011. – 1488 с.

5. Люкимсон П.Е. Еврейская диетология или расшифрованный кашрут. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 429 с.

6. Пантелят М., раби. Путеводитель по кашруту. – Иерусалим: Швут Ами, 2002. – 423 с.

7. Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 672 с.

8. Серафим Вырицкий, преп. Поучения. – СПб.: Сатис, 1999. – 214 с.

9. Телушкин Й., раби. Еврейский мир. – М.: Наука, 1995. – 575 с.

10. Типикон. – М.: Общество святителя Василия Великого, 1997. – 592 с.

11. Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина. T.I. – М.: Дар, 2008. – 1056 с.

12. Феодорит Кирский, блж. Творения. T.I. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 440 с.

13. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Святое Евангелие. T.I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 229 с.

14. Bevan E. R. The House of Seleucus. Vol II. — London: E. Arnold, 1902. – 395 p.

 



2016-09-17 399 Обсуждений (0)
ГЛАВА III. КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА III. КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)