Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные ресурсы. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИ



2016-09-17 1103 Обсуждений (0)
Информационные ресурсы. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №6.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИ

План

1. Неполные предложения и их типы: контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.

2. Эллиптические предложения.

3. Отличие неполных и эллиптических предложений от недосказанных (риторических фигур апосиопезиса и просиопезиса).

4. Отличие неполных предложений от схожих конструкций.

5. Парцелляция.

6. Тире в неполных предложениях.

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н. Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

3. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

 

1.

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Это предложения с лексически не замещёнными синтаксическими позициями. Не замещёнными могут быть позиции:

1) главных членов:

- сказуемого (Папа взял газету. Мама — книгу): пропущено сказуемое взяла;

- подлежащего (— А где Петя? — Сидит в библиотеке): пропущено подлежащее Петя, он;

2) распространяющих членов:

- дополнения (—А где книга? — Сосед забрал): пропущено дополнение ее, книгу.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт. Это ситуативно неполные предложения. В таких предложениях общая речевая ситуация компенсирует пропуск, а форма имеющихся членов предложения указывает на грамматическую связь с ними. Например: Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко. - Утихомирились, - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.); - Я - в лавочку... муки надо и соли. - Не надо муки, не надо соли, - проговорил он, - на дворе сыро, слякоть. - Я резиновые надела, - сказала молодая женщина (Грин).

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполныепредложения частотны в диалогах. Например: – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя. (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес). Таким образом, контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное): Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему). Пропуск сказуемого в нем – не послушен ‑ обусловлен контекстом, т. е. наличием его в первой части предложения.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Пропуск отдельных членов предложения может быть как у предложений распространенных, так и нераспространенных, односоставных и двусоставных.

- Покорно благодарю, доктор!

- За что? - остановился тот.

- За заботу (М. Г.);

- А куда же он едет?

- Учиться. В гимназию его везем (Ч.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях.

Среди контекстуальных предложений выделяются разные типы.

1. Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам).

Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов, - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу(Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая неуютная комната (Б. Пол.).

Сигналами неполноты выступают второстепенные члены предложения. О пропуске подлежащего обычно свидетельствует наличие определения, о пропуске сказуемого – наличие дополнения или обстоятельства. Легко квалифицировать как неполные предложения, в которых пропущен один из главных членов предложения (ГЧП), так как ГЧП являются структурно обязательными и в этом случае происходит нарушение цепочки связей.

1. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения или сама форма сказуемого. Например, если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа, то такое предложение является неполным. Вера и Витя клеили обои. Работали дружно. Второе предложение по форме тождественно односоставному неопределенно-личному предложению. Однако по семантике глагол «работали» ориентирован на подлежащее, так как не указывает на неопределенного деятеля. Сравните с неопределенно-личным предложением: Его вызвали к доске. При разграничении подобных предложений будем опираться на семантику глагола. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1 или 2 лица, будем квалифицировать как односоставные определенно-личные, так как форма глагола самодостаточно указывает на деятеля. Сравните: Для вас тащусь повсюду наудачу.

Если о пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения, то эти случаи квалифицировать как неполные гораздо легче, так как нарушение цепочки связей заметнее. Например: Старое платьеперестает нравиться, когда купленоновое. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения «новое».

2. О пропуске сказуемого свидетельствуют обстоятельства и дополнения, которые от него зависят. По утрам дует западный ветер, по вечерам – восточный.

3. Если пропущен второстепенный член предложения, то квалифицировать предложение как полное или неполное сложнее, так как не всякий второстепенный член является структурно необходимым. Скажем. Отсутствие определения не делает предложение неполным. Неполными являются односоставные предложения, в которых отсутствуют «обязательные» дополнения. Например: ‑ Ветер есть? ‑ Нет (пропущено ветра). Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.); Похоронили на немецком кладбище. На немецком, среди сотен людей с немецкими фамилиями, лежал теперь человек с фамилией русской (С. Бар.): пропущено кладбище.

4. Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью: - Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

5. Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. Такие предложения особенно отчетливо свидетельствуют об условности термина «неполное предложение», так как неполнота здесь диктуется законами построения сложного предложения.

В сложносочиненном предложении В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой(Сол.) во второй части предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову, увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.) в придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.) в пояснительной части предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

6. Предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием: Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить, а бабушка ‑ продавать (М. Г.); Локотки ее делались все острее, пальцы ‑ тоньше (Фед.). Такие пропуски связаны с повторением структурно однотипных построений в составе сложного предложения.

 

2.

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков).

Это так называемые«эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный членобстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной (находится / расположен / виден) лес.

Среди предложений с нулевым сказуемым, не восстанавливаемым из контекста, выделяются предложения побудительные. Например: Все наверх! (Нов.-Пр.); Скорее сюда, к хозяину, несчастье! (Трен.).

В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска. Эллиптироваться могут глаголы:

· глаголы бытия, нахождения в пространстве: что? кто? → где? Пример: Книга на столе (лежит);

· глаголы движения: кто? → куда? откуда? Примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней (идём, идет);

· глаголы речи, мысли: кто? → о чём? о ком? Примеры: Кто о чём, а вшивый о бане (мечтает, думает);

· глаголы энергичного, агрессивного действия: кого? → чем? за что? Примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему! (схватите, ударьте)

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

 

3.

Неполнота предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений. Например: ‑ Что беречь? ‑ Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги (Пауст.).

В этом отношении неполные и эллиптические предложения отличаются от предложений недосказанных (стилистических фигур), являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например в разговоре Хлестакова с городничим в «Ревизоре» Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»). Недоговоренность намекает на неожиданность обрыва речи, вызванную чувством стыда, гнева, сильного волнения, шока. В отличие от эллипсиса, опущенные компоненты восстанавливаются с большим трудом и не всегда однозначно: Мне не нужно черевиков – я и без черевиков… ‑ Далее она [Оксана] не договорила и покраснела (Гоголь). Интонационному контуру апосиопėзы(умолчанию в конце фразы) на письме соответствует многоточие. Разновидностью апосиопезы является апокопа – воспроизведение отрезка речи, в котором последний слог или слоги недоговорены в связи с внезапным и неумышленным обрывом (сильное волнение, смерть, шок): Я видел: над трупом склонилась луна, / И мертвые губы шепнули: “Грена…”(Светлов. Гренада). Иногда умышленное недоговаривание последнего слога связано с прозрачным намеком на смысл недосказанного: Я тебя лю…

Просиопėза – стилистическая фигура убавления, основанная на опущении отрезка речи, текста, предшествующего данному высказыванию. Пропуск легко восстанавливается благодаря тому, что представляет собой хорошо знакомые крылатые слова, фразеологизмы, пословицы, ситуации. Часто это пропуск имени: Петрович! вместо Иван Петрович! На письме этой фигуре обычно предшествует многоточие или особая интонация начала высказывания. Часто используется в газетных заголовках: …В пароходы, в строчки, и в другие долгие дела… (Маяк.)

 

4.

Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же – ничему).

Нужно различать эллиптические и односоставные номинативные предложения, которые состоят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).

Распространенное номинативное предложение с согласованным определением, выраженным прилагательным, причастием и местоимением: Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (Фет); Морозный день, конец декабря (Шол.); Двадцать снимков твоих. По годам я тебя разбираю (Сим.); Ясный зимний полдень... Мороз крепок (Ч.).

Согласованное определение может быть выражено причастным оборотом, как обособленным, так и необособленным: Серые сумерки и бледная луна над мглистыми болотами, крик дергачей, огромные пространства лесов, простоявших этой ночью и сотнями других ночей втуне (Пауст.).

Номинативное предложение с несогласованным определением: Дверных запоров треск мгновенный, шум раздвигаемых портьер, и в дверь, полуторасаженный, влезает, весь в снегу, курьер (Сим.); И вот полозьев мерзлый скрип - и по бокам пошли стелиться поля... (Сим.); Одиннадцать часов ночи. К станции подкатывает последний поезд из города (Паст.).

Согласованные и несогласованные определения могут сочетаться: А вот и порт, толпой судов заставленный, и рынок здешний, до небес прославленный, с его египетского хлопка кипами, со звоном денег, с криками и всхлипами, с его торговцев языками бешеными, как колокол, над городом подвешенными (Сим.).

Нужно различать неполные предложения и препозитивные номинативы (именительный темы), назначение которых ‑ вызвать представление о предмете, являющемся темой сообщения. Например: Чувства. Это область пристального внимания ученых (газ.). Такие синтаксические явления не могут быть отнесены ни к односоставным номинативным предложениям, ни к неполным: несмотря на внешнюю изолированность употребления, они лишены грамматической и функциональной самостоятельности, поскольку не обладают значением бытия. В них нет и интонационной завершенности (даже при наличии точки).

Не являются неполными и нечленимые конструкции.

1. Нечленимые предложения, выражающиеся частицами или ФЕ, соотносимыми с ними. Ты любишь стихотворения Ахматовой? – Да. Нет. Едва ли. Еще бы. А как же; Говорят, завтра будет экзамен. – Разве? Неужели?

2. Нечленимые предложения, выраженные модальными словами или модальными ФЕ. Ты сможешь принести завтра тетрадь? – Конечно. Разумеется. Безусловно. Может быть. По всей вероятности. Такие конструкции называют модальными словами-предложениями.

3. Нечленимые предложения, выраженные междометиями или междометными ФЕ (междометные предложения). Машка сдала экзамен на пять. - Ну! Ба! Ух ты! Черт возьми! Вот так! Ишь ты! Иди ты! Вот тебе и раз! Клево! Однако! Ну и слава Богу!

4. Побудительные междометные предложения: Брысь! Айда! Стоп!

5. Нечленимые предложения, выраженные формулами речевого этикета, которые близко стоят к междометиям. Они формируются из слов: Спасибо, пожалуйста, здравствуй, прощай, спокойной ночи.

5.

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли — дислокация), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец).

Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.

Парцеллированная конструкция имеет двучленную структуру – базовую часть и парцеллят (в примерах выделен жирным шрифтом).

Парцеллятом является часть конструкции, которая образуется в результате расчленения простого или сложного предложения и зависит (грамматически и семантически) от предыдущего контекста, при этом обладает специфическими структурными особенностями. Парцеллят – это не предикативная единица, т. е. это вообще не предложение, его нельзя разбирать самостоятельно. Такие предложения разбираются только в «собранном» виде. Используется для создания эффекта игры слов. В Швейцарии выберут короля. Шахматного.

А. П. Сковородников называет четыре функции парцелляции в художественных текстах: изобразительную, характерологическую, эмоционально-выделительную и экспрессивно-грамматическую.

Изобразительная функция направлена на то, чтобы художественно конкретизировать изображаемое. Используется она для следующих целей: 1) создания эффекта замедленного кадра; 2) выделения деталей общей картины; 3) выделения важного, с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого; 4) создания неожиданной паузы, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; 5) усиления эффекта длительности действия; 6) усиления изобразительного контраста:

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.



2016-09-17 1103 Обсуждений (0)
Информационные ресурсы. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные ресурсы. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)