Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь



2016-09-17 413 Обсуждений (0)
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь 0.00 из 5.00 0 оценок




Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. (П. Антокольский. Гулливер)

 

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет (Шукшин)

Суть характерологической функции заключается в воспроизведении речевой манеры субъекта повествования или персонажа. Применяется она для:

1) выражения периферийной присоединительной связи, характерной для устно-разговорной речи;

2) внесения в речь повествователя разговорной интонации присоединения;

3) создания контекстов несобственно-прямой речи;

4) изображения внутренней речи, а через неё – характеристики состояния субъекта этой внутренней речи.

Эмоционально-выразительная функция реализуется тогда, когда парцелляция «служит средством усиления эмоций, эмоциональной оценки или эмоционального состояния».

Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин)

Передает взволнованное состояние говорящего. Ушел. У телефонной будки стою. С угла.

Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).

6.

Тире в неполном предложении

1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой — третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики — за топоры… (А. Т.); И это вы — при дочери? (Фед.); А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном — туман (Бл.); Олимпийский огонь — на нашей земле! (Газ.); В роли обиженных — маленькие дети; И затем — минутная тишина; Арбузов и дынь — горы; Коров — две; В ответ -— полное молчание; Впереди — А. Карпов.

При отсутствии паузы тире в эллиптическом предложении не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М. Г.); Револьвер на стол! (К. Т.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

2. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Тёркин — дальше. Автор — вслед (Тв.); Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Её [литературы] красота — в истине, её главное значение — в правде (Кор.); Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Т.);Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (С.‑Щ.); Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (Фед.); И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля(Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (Бл.); Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.

3. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам — хорошую базу; Массам — культуру; Молодёжи — образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

4. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства (отвечают на вопросы: «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» ит. п.): Мастера искусств — молодёжи; Туризм — для всех; Отряды — в путь; Герои — рядом; Заботы и радости — пополам; Новые книги — нарасхват.

5. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку (А. Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек — знанием (Посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких — не имеет значения; У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто — виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против(ср.: Одни голосовали за, другие против); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов — только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней; Одни работают, донимая своё дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто — чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора (Юг.);Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех., а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

6. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска): Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвёртый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи —- неохотно и безучастно (М. Г.).

Вопросы

1. Какие предложения называются неполными? Назовите их виды.

2. Какие члены предложения могут быть опущены? Относится ли к ним определение?

3. В чем отличие эллиптических предложений от неполных?

4. Что представляют собой «недосказанные» конструкции?

5. Являются ли односоставные предложения исключительно неполными?

6. Как отличить номинативное односоставное предложение от эллиптического или неполного?

7. Почему номинативные предложения практически никогда не бывают неполными?

8. Почему нечленимые предложения не относят к неполным?

9. Являются ли неполными генитивные предложения?

10. Что представляет собой «именительный темы»? Является ли эта конструкция неполным предложением?

11. Когда ставится тире в неполном предложении?

Задания

Задание 1. Какие члены предложения отсутствуют? Односоставное или двусоставное? Восстановите опущенные члены предложения.

1. Сорин. Отчего сестра не в духе? – Треплев. Отчего? Скучает. Ревнует. (Чехов)

2. Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише (Каз.)

3. Аркадина. Я уважаю этого человека. – Треплев. А я не уважаю.

4. Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь (Яшин)

5. Елена. Вы чем недовольны? – Петр. Собой (М.Г.)

6. Я имел подлость убить чайку. Кладу у Ваших ног (Чехов). Ср.: Кладу эту чайку у ваших ног.

7. Нил. На меня рассердились здесь за что-то… ‑ Елена. За язык, наверное (М. Горький.)

8. Колосов. Хорошо в поле? – Любовь. Да, зелено (Тренев).

9. Нил. Мне скоро на дежурство идти. – Цветаева. На всю ночь? (М. Горький)

Задание 2. Односоставное полное или двусоставное неполное предложение? Обратите внимание на способ выражения глагола-сказуемого.

1. Девушке страшно. Закрылась платочком (А.Б.)

2. Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров.

Не стану есть, не буду слушать.

Умру среди твоих садов.

Подумала – и стала кушать (П.).

3. Даша забыла, зачем пришла (А.Н.Т.)

4. Проснулась. Поднялась. Оделась. Вот мой приют. Вот жизнь моя (Казакова)

5. До сих пор не знаю, какие деревья облетели в этих садах. Кажется, липы (Пауст.)

Задание 3. Неполное или эллиптическое предложение?

1. Шампанского! Граф приехал! Шампанского! (Л. Толстой).

2. Дела в булочной шли хорошо, лично мои – все хуже (М.Г.)

3. Люди получше любили его, похуже – боялись (М.Г.)

4. Что с вами, мистер Антон? (Нов.-Пр.).

5. На синем, ослепительно синем небе ‑ полыхающее огнём июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам ‑ словно вымершая от зноя степь (Шол.).

6. За домом ‑ сад, залитый солнцем (Б. Пол.).

7. Теркин ‑ дальше, автор ‑ вслед (Твард.).

Задание 4. Эллиптическое двусоставное или номинативное односоставное?Запомните: в эллиптическом предложении состав сказуемого при его отсутствии может быть представлен «слугами, подчиненными» ‑ дополнением и/или обстоятельством. В односоставном номинативном предложении может быть только состав подлежащего: т е. само подлежащее + определение (согласованное и/или несогласованное)+ иногда указательная частица вот.

Некоторые исследователи считают, что в номинативном предложении возможна детерминант (общий второстепенный член, который обычно стоит в начале предложения и распространяет всю предикативную часть): Над землей рассвета позолота. У тебя перхоть. Подобные конструкции являются переходными между односоставными номинативными и двусоставными эллиптическими предложениями. Известный синтаксист, проф. Н.С. Валгина пишет: … такое обстоятельство (детерминант) не предполагает обязательной зависимости от глагола (В поле ветер; В воздухе тишина) и относится ко всему предложению в целом. Несомненно, что подстановка глагола-сказуемого здесь выглядит по меньшей мере искусственно, поскольку в современном русском языке такие предложения, конечно, создаются без участия глагола, тем более трудно обнаружить конструктивную роль глагола в предложениях типа За окном тихий свист сторожа (М. Г.) и Сегодня воскресенье. В.В. Виноградов называет подобные обстоятельственные конструкции «свободными», так как здесь нет прямой зависимости от какой-либо определенной части речи. Более того: «Соответствующие формы косвенных падежей с предлогом зависят не столько от глаголов, которые ими не управляют, сколько от самих предлогов конкретно-пространственного значения: над, за, в и т.п.». «Вместе с тем, - продолжает В.В. Виноградов, - несомненно, что в процессе исторического развития языка круг синтаксических явлений, связанных с так называемым слабым управлением, с более или менее самостоятельным употреблением предложных конструкций, все расширяется и приобретает все более значительную роль в построении разных видов современного распространенного предложения». Следовательно, исторически такие формы все-таки возводятся к слабому управлению. Таким образом, разногласия в квалификации предложений с препозитивными обстоятельственными словами в конечном счете сводятся к учету или неучету их исторического пути. Поэтому более оправданным на данном этапе развития такого типа предложений представляется отнесение их к разряду эллиптических, а не к разряду номинативных односоставных: во-первых, потому, что в современном языке еще достаточно ощутима разница в конструкциях типа У обелиска - встреча и Встреча у обелиска и даже типа За окном тихий свист и Свист за окном и, во-вторых, потому, что относительно свободное положение некоторых словоформ с обстоятельственным значением в современном русском предложении свидетельствует не только об отсутствии у них непосредственной глагольной зависимости, но и одновременно - зависимости именной, а в номинативном предложении усматривается именно такая зависимость.

1. Славная осень. Морозные ночи. Тихие, ясные дни» (Некрасов)

2. Тишина. Полоска света. Что там дальше – поглядим (Твардовский)

3. Вот лещик, потроха. Вот стėрляди кусочек (Крылов).

4. Перед нами небывалые пути.

5. Глубокая тишина. Кругом глубокая тишина

6. Вышел в коридор. Оглянулся. Навстречу девушка (О. Ермаков)

7. Перед боем на рассвете тишина (Лук.)

8. Он к воротам, но из окна послышался голос матери (Гонч.)

9. – В огонь их! – пронеслось в толпе.

10. На подушке – ёлки резная тень (Заб.)

 

Задание 5. Почему данные конструкции не являются неполными предложениями? Охарактеризовать их как 1) нечленимые предложения; 2) генитивные предложения; 3) номинативные предложения; 4) обращение; 5) именительный темы (представления); 6) вокативное предложение; 7) эллиптическое предложение; 8) парцеллят.

1. Еще, друзья, мы сердцем юны! (Одоевский)

2. Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он! (И. Козлов)

3. Вот парадный подъезд (Некр.)

4. Слов-то, слов-то! (Тург.)

5. После ливня – ни грозы, ни ветра (С. См.)

6. Не люблю, когда на меня глядят. ‑ Неправда, любите (Б. Пол.).

7. ...Незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал: -Караул! (Ч.).

8. –Дочка… – произнесла мама с упреком.

9. ‑ Спасибо, ‑ сказал, ничуть не удивившись, старик. И пошёл. Медленно. Спокойно. Но уже совсем не как Иван Грозный. А жаль.

 



2016-09-17 413 Обсуждений (0)
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)