Групповой реагент, общие и фармакопейные реакции катионов IV аналитической группы
Групповым реагентом является водный раствор гидроксида натрия NaOH (или калия KOH) Реакция катиона хрома (III) Cr3+ Гидроксиды щелочных металлом NаOH и KOH являются групповыми реактивами для четвертой группы. Гидроксид натрия из раствора соли хрома(III) выделяет серо-зеленый амфорный осадок гидроксида хрома (III): CrCl3 + 3KOH = Cr(OH)3↓ + 3KCl Cr3+ + 3OH- = Cr(OH)3↓ Осадок Cr(OH)3 растворяется: а) в разбавленных кислотах Cr(OH)3↓ + HCl = CrCl3 + 3H2O б) в избытке растворов щелочей Cr(OH)3↓ + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6], что указывает на амфотерность гидроксида хрома (III). Сульфид аммония ((NH4)2S выделяет из растворов солей хрома (III) аморфный осадок гидроксида хрома (III): 2CrCl3 + 3(NH4)2S + 6H2O = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↑ + 6NH4Cl Пероксид водорода Н2О2 в присутствии щелочи окисляет ион хрома Cr3+ в хромат ион CrO42-. Реакция сопровождается характерным внешним признаком – изменением окраски раствора из ярко-зеленой (цвет ионов Cr3+) в ярко-желтую (цвет ионов CrO42-). Реакции протекают в такой последовательноти: 1. образуется гидроксид хрома CrCl3 + 3NaOH = Cr(OH)3↓ + 3NaCl 2. в избытке щелочи образуется комплексная соль Cr(OH)3↓ + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6] 3. окисление до хромата (желтого цвета) Суммарная реакция: 2CrCl3 + 3H2O2 + 10 NaOH = 2Na2CrO4 + 6NaCl + 8 H2) Если полученный раствор хромата подкислить разбавленной H2SO4, то пероксид водорода образует хромат в надхромовую кислоту H2CrO6 синего цвета, легко переходящую в органический слой. Реакция катиона Zn2+ 1. Гидроксиды щелочных металлов NaOH и KOH как групповой реактив выделяют из растворов солей цинка белый студенистый осадок гидроксида цинка: ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2↓ + 2 NaCl Zn2+ + 2OH = Zn(OH)2↓ 2. Гидроксид цинка обладает амфотерными свойствами и поэтому растворяется: а) в разбавленных кислотах Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + H2O б) в избытке щелочи Zn(OH)2 + 2NaOH = Na[Zn(OH)4] Сульфид аммония (NH4)2S осаждает из нейтральных растворов ион цинка в виде белого аморфного сульфида цинка: ZnCl2 + (NH4)2S = ZnS↓ + 2NaCl Zn2+ + S2- = ZnS↓ Гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] красная кровяная соль) с солями цинка дает коричневато-желтый осадок гексацианоферрата (III) цинка: 3ZnCl2 + 2 K3[Fe(CN)6] =Zn3K3[Fe(CN)6]2↓ + 6KCl 3Zn3+ + 2[Fe(CN)6]2↓ Осадок растворяется в хлороводородной кислоте и растворе аммиака. Реакция сухим путем (образование зелени Ринмана). Кусочек фильтровальной бумаги, смоченный раствором соли цинка и раствором нитрата кобальта (II), при сжигании дает золу, окрашенную в зеленый цвет цинкатом кобальта (зелень Ринмана). При этом происходит реакция: Zn(NO3)2 + Co(NO3)2 = CoZnO2 + 4NO2↑ + O2↑ проведению реакции мешают ионы Al3-+3, Cr+3. Реакция катиона Al3+ 1. Гидроксиды щелочных металлов NaOH или KOH, как групповой реактив, с солями алюминия образуют белый осадок гидроксида алюминия Al(SO4)3. Вследствие амфотерного характера гидроксида алюминия осадок растворяется в разбавленных кислотах: Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O и в избытке щелочи: Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] Al3+ + 3OH- = Al(OH)3↓ 2. Сульфид аммония (NH4)2 из растворов солей Al3+ выделяет аморфный осадок гидроксида алюминия: 3(NH4)2S + Al2(SO4)3 + H2) = 2 Al(OH)3↓ + 3H2S↑+ 3(NH4)2SO4 3. Сухой хлорид аммония NH4Cl выделяет из растворов комплексных солей алюминия (тетрагидроксоалюминат калия) осадок гидроксида алюминия: K[Al(OH)4] + NH4Clтв. = Al(OH)3↓ + KCl + NH3↑ + H2O [Al(OH)4]- + NH4- = Al(OH)3↓ + NH3↑ + H2О 4. Получение « тенаровой сини». Разбавленный раствор нитрата кобальта (III) образует с солями алюминия алюминат кобальта, образующий при сжигании золу синего цвета: 2Al2(SO4)3 + 2Co(NO3)2 = 2Co(AlO2)2 + 6SO3↑ + 4NO2↑ + O2↑ Подсчитайте суммарные заряды комплексных частиц и укажите, какие из них являются катионами, анионами, неэлектролитами. Укажите в комплексных частицах комплексообразователь, лиганды, координационное число. [Au(CNS], где Au+3; [Fe(CN)6], Fe3+ КЧ=1 Комплексообразователь=Au3+ Лиганды=CNS- КЧ=6 Комплексообразователь=Fe3+ Лиганды=CN- 5. Составьте уравнения гидролиза солей: Na2S, CrCl3, KF, СH3COONa, СH3COONH4, NH4Cl. Укажите рН раствора. Na2S+ HOH= NaHS+ NaOH S2-+HOH= HS-+ OH- NaHS+ HOH=NaOH+ H2S HS-+HOH= H2S+ OH- Среда щелочная, фиолетовый лакмус станет синим. CrCl3+HOH= CrOHCl2+ HCl Cr3++ HOH= CrOH2++ H+ CrOHCl2+ HOH= Cr(OH)2Cl+ HCl CrOH2++HOH= Cr(OH)2++ H+ Cr(OH)2Cl+HOH= Cr(OH)3+ HCl Cr(OH)++HOH= Cr(OH)3+H+ Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным. KF+HOH=KOH+ HF F-+HOH= HF+ OH- Среда щелочная, фиолетовый лакмус станет синим. CH3COONa+ HOH= CH3COOH+ NaOH CH3COO-+HOH= CH3COOH+ OH- Среда щелочная, фиолетовый лакмус станет синим. CH3COONH4+ HOH= CH3COOH+ NH4OH CH3COO-+ NH4++HOH= CH3COOH+ NH4OH Среда нейтральная. NH4Cl+ HOH=NH4OH+ HCl NH4++ HOH= NH4OH + H+ Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным.
Учебная дисциплинаАналитическая химия Коды проверяемых компетенций: ОК: 2, 3 ПК: 1.1; 1.6; 2.1; 2.2; 2.3
БИЛЕТ №5 1. В какую сторону сместится равновесие при повышении температуры в системе: N2O4→ 2NO2(∆H>0) Так как реакция идет с выделением тепла, то повышение температуры смеси будет благоприятствовать обратной реакции и равновесие смещается влево. Понижение температуры вызовет смещение равновесия вправо. 2. Напишите характерные реакции на ион Mg2+.Гидроксиды щелочных металлов NaOH и КОН осаждают белый студенистый осадок гидроксида магния: MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2↓ + 2KCl Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2↓ Моногидрофосфат натрия Na2HPO4 является характерным реактивом на магний. В растворах солей магния, содержащих хлорид аммония, в присутствии аммиака образуется белый кристаллический осадок аммония-магния-фосфата MgCl2 + Na2HPO4 + NH4OH = MgNH4PO4↓ + 2NaCl + H2O Mg2+ + PO43- + NH4+ = MgNH4PO4↓ 8-оксихинолин HC9H6NO образует с солями магния зеленовато-желтый кристаллический осадок оксихинолята магния: 2HC9H6NO + MgCl2 = Mg(C9H6NO)2↓ + 2HCl
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1987)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |