Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки, особенности и ход развития капитализма в Казахстане



2016-09-17 675 Обсуждений (0)
Предпосылки, особенности и ход развития капитализма в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпосылки, особенности и ход Развития капитализма в Казахстане в конце 19 векаСо второй половины XIX века капитализм в Казахстане развивается «вглубь» и «вширь». Это не могло не повлиять на хозяйственную жизнь казахского аула и положение социальных групп. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность. Скотоводство, основанное на традиционной кочевой жизни, сохранилось в районах, примыкающих к Сырдарье. В Центральном Казахстане, Бетпак-дале, мангыстау. Семипалатинской и Акмолинской областях.

Основные признаки проникновения капиталистических отношений в казахский аул:

- изменение состава скота – уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров;

- изменение характера земледелия;

- сокращение кочевых путей;

- постепенный переход к полуоседлости и оседлости;

- ускорение социального расслоения казахских шаруа. Появление новых форм хозяйственных отношений привели к изменению состава скота. Так, в Атбасарском уезде акмолинской облатси доля лошадей составляла 13%, коров – 17%, верблюдов – 9%, овец – 76%. Состав скота оседлых казахов по сравнению с чисто кочевым хозяйством был иным. Так, по сведениям 1898 г. из каждой сотни голов скота было: лошадей – 31, крупного скота – 23, верблюдов -1. часть крупных хозяйств приспособилась к потребностям рынка – разводили скот для продажи, занимались земледелием. Использовали труд наемных работников. Во второй половине XIX века казахи стали превращаться в народ с большей долей земледельческого населения. Этому прежде всего способствовало то, что казахи:

А) имели дрение традиции ведения земледелия в степных и пустынных районах;

Б) развивали земледелие в связи с природными условиями;

В) развитие земледелия также связано с переселением из центральных губерний русских и украинских крестьян. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами. Российский торговый и ростовщический капитал, ускорил рост товарного обращения не только между центральными российскими губерниями, но и с Казахстаном, а это привело к тому, что постепенно господствовавшее в крае натуральное хозяйство стало разлогаться. Что повлияло на расширение связей казахского х-ва с рынком? На расширение связей казахского хозяйства с рынком влияла налоговая политика царизма. Облажение казахов многочисленными налогами в денежной форме вынуждало их сбыть на рынках часть продуктов, скот, зерно все больше превращалось в товар. Таким образом, во второй половине XIX века масштабы натурального хозяйства в экономике Казахстана сократились, край оказался прочно привязанным к капиталистической России на положении рынка сбыта промышленных товаров и источника сельскохозяйственного сырья. Основным объектом торговли являлся скот. Кроме того в конце XIX века из Казахстана стал вывозиться хлеб, зерно, мука. Крупными центрами торговли хлебом стали Уральск, Оренбург, Семипалатинск.Значительное место в экономике Казахстана занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбозаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдария, на Аральском море, озерах Зайсан, Балхаш. К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного типа по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, салоовчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. Они представляли собой небольшие помещения, построенные из сырцового кирпича или дерева с крайне тяжелыми антисанитарными условиями. Итак, развитие капиталистических отношений в Казахстане ускорило процесс разложения кочевого и полукочевого скотоводства и патриархально-феодальных отношений в казахском ауле. Постепенно господствовавшее в крае натуральное хозяйство стало разлогаться. Развитие капиталистических отношений вызвало к жизни новые отрасли промышленности в крае, содействовало общественному разделению труда и появление кадров рабочего класса. Отдельность промышленных предприятий друг от друга, их многочисленность, сезонность работы на многих предприятиях, трудность связей между рабочими различных предприятий, оторванность предприятий от крупных городских центров во многом предопределяли слабость рабочего движения в Казахстане

Ученые и мыслители Казахстана 9-12 векаТворчество ученых и мыслителей казахской степи является веским свидетельством того, что древнетюркское письмо обладало политическим, государствообразующим признаком, традиции которого достигли совершенства в последующих веках. Сохранение живого тюркского языка способствовало росту этнического самосознания, расцвету литературных, культурных и теологических традиций. Наряду с арабским и персидским языками , тюркский был литературным языком огромного мусульманского мира. Теперь к работе приступает группа №4. Свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность ученого-энциклопедиста Абу Насра Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат Тюрки (870-950г.г.) Фараби родился на Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб, умер в Дамаске. Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после Аристотеля во всем мире в области философии и логики не было ему равных. В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об искусстве поэзии», «Трактат о жителях добродетельного города», «Отношение философии к религии». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в 10-12в.в. Фараби создал музыкальную науку, теорию музыки. Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур. Таким энциклопедистом тюркских достижений стал в 11в. Махмуд Кашгари (1029-1101) – представитель высших слоев караханидской знати, создавший в 1072-1074г.г. бесценный памятник для изучения этнической истории, быта, нравов, исторической географии тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени – «Диван-лугат-ат-тюрк». В Словаре изложены систематизированные сведения о расселении 20 «коренных и главных» тюркских народностей, их истории, этнографии, культуре, обычаях и традициях, даны классификация тюркских языков, основные жанры фольклора – песни, эпосы, легенды, 290пословиц и поговорок, толкования около 7500 слов, отражающих лексику тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов. В нем насчитывается 105 антропонимов - личных имен, 72 этнонима, 175 топонимов. Значение «Дивана» Кашгари для тюркского мира трудно переоценить. Полное имя «Кул Ходжа Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд ибн Ифьтар Яссауи». По разным данным Яссауи прожил 73года, 85лет и 125лет. Первым духовным наставником Ясави был легендарный шейх Арслан-Баб. После его смерти Яссауи переехал в Бухару, прошел курс суфийского учения, получил право объяснять «пути к познанию истины». Последователи суфизма, а Яссауи был суфием (они носили грубые шерстяные плащи-суфы) свое назначение видели в служении «истинной вере» – тарикату, который по своей идеологической направленности был близок к народным представлениям о справедливом устройстве мира.Великому суфию, посвятившему себя Богу, принадлежит произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») Автор раскрывает основы суфизма, призывает к гармонии человека с природой и другими людьми, учит людей жить в согласии со своей совестью, учит добру, справедливости и веротерпимости. Переживая и беспокоясь, думает и заботится о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей. Х.А. Яссауи и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Проповеди идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе земледельца и кочевника, степняка и горожанина, купца и ремесленника. Х.А. Яссауи похоронен как национальный святой. Трехкратное посещение его могилы приравнивалось к хаджу в Мекку. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей«Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура(1336-1405)

 



2016-09-17 675 Обсуждений (0)
Предпосылки, особенности и ход развития капитализма в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки, особенности и ход развития капитализма в Казахстане

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)