Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла



2016-09-17 1090 Обсуждений (0)
Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

 

на тему: «Версия рыночного равновесия А.Маршалла»

Студент группы № 616зэ

Руководитель Дудырева Ольга Анатольевна

 

Санкт-Петербург 2012


Оглавление:

 

Введение. 3

Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла. 4

1.1. Место А.Маршалла в экономической науке. 4

1.2. Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла 5

1.3. Факторы производства. 12

Глава 2. Анализ рыночного равновесия на примере ООО «Навигатор». 20

2.1. Общая характеристика предприятия. 20

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности. 20

2.3. Анализ рыночного равновесия. 27

Заключение. 35

Список литературы: 36

 


Введение

 

Английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки.

Он считал, что термин « экономика» рассматривается, как предмет исследования и данная наука рассматривает экономические стороны и условия общественной жизни, побудительные мотивы экономической деятельности. Так как экономика является наукой чисто прикладной, то важно уметь использовать ее на практике. Однако экономика должна быть вне политических влияний, а также государственного вмешательства.

Истины, разработанные классиками, «будут сохранять свое значение, пока существует этот мир» – признавал А. Маршалл. Но многие положения, выдвинутые ранее, нуждаются в уточнении и более полном осмыслении с учетом изменившихся условий.

Длительное и мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткого направления, в частности, "австрийской школы".

Целью данной курсовой работы является взгляд А.Маршалла на проблему рыночного равновесия.

В данной курсовой работе решаются соответствующие теме задачи, а именно:

· Рассмотреть точку зрения А. Маршалла на проблему рыночного равновесия;

· на основе данных ООО «Навигатор» провести практический анализ и показать, что такое рыночное равновесие.

Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла

 

Место А.Маршалла в экономической науке

 

Маршалл был синтезирующей фигурой. Он обладал талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего.

В своих работах Маршалл пытался поддерживать баланс теории и практики. Он стремился сделать экономическую теорию практически полезной, понятной для бизнесмена и государственного чиновника.

Маршалл, при изложении своих теорий, отводил математике весьма скромное место. Все диаграммы он выносил в сноски, а уравнения в математические приложения. Маршалл видел в математике лишь строгий язык, с помощью которого можно точнее выразить мысль, и отвергал математику как средство анализа. В письме к А.Боули он писал: «В последние годы моей работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую математическую теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую экономическую теорию. Поэтому я все больше руководствовался следующими правилами:

1. Используй математику как стенографию, а не средство анализа;

2. Пользуйся математическими записями до конца исследования;

3. Переведи на английский язык;

4. Проиллюстрируй важными примерами из реальной жизни;

5. Сожги математику;

6. Если стадия (4) не удалась, сожги (3).

Последнее мне часто приходилось делать»[1].

В своих трудах Маршалл пытался объединить подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Подобно «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения.

Маршалл определил экономику как: «учение о нормальной жизнедеятельности человечества». Этим он показывает, что экономическая теория – это не «искусство для искусства». Альфред Маршалл предполагал ее практическое применение. Свои работы он писал для широкого круга читателей.

Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек совершил это действие. В основном экономическая наука сосредоточивает свое внимание на поступках, мотивом которых служит собственный (эгоистический) интерес индивида, поскольку действия, продиктованные чувством долга, альтруизмом или иными мотивами, не основанными на корысти, не поддаются систематизации и количественному выражению.

 

Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла

 

Среди экономистов шли дискуссии вокруг того, что является источником стоимости – затраты труда, полезность, производственные факторы? А. Маршалл перевел споры в иную плоскость, придя к выводу, что надо не искать источник ценности (стоимости), а исследовать факторы, определяющие цены, их уровень, динамику.

Концепция, разработанная А. Маршаллом, явилась своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки. Основная идея, выдвинутая им, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы.

Отдавая дань уважения классической политической экономии, А. Маршалл признает, что предметом экономической науки является богатство. Но если А. Смит и Рикардо анализировали природу богатства нации и источники его возрастания[2], то А. Маршалла богатство и деньги интересуют в первую очередь потому, что они служат, по его мнению, единственным пригодным средством для измерения мотивов человеческой деятельности. Он пишет, что «…самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату. Она затем может быть израсходована на эгоистические или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег потому главные мотивы хозяйственной деятельности могут быть косвенно измерены в деньгах». Таким образом, у А. Маршалла переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, к исследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один из существенны моментов «маржиналисткой революции». Полемизируя с классиками, которые считали, что богатство нации создается лишь в сфере материального производства и отсюда вытекали их рекомендации по сокращению сферы непроизводительного труда (сферы услуг). А. Маршалл выдвигает тезис, что человек не может создавать материальные предметы как таковые – он создает полезности. Реабилитируя непроизводительный труд, А. Маршалл настаивает, что нет различия между производительным и не производительным трудом, между трудом торговца и столяра – торговец перемещает материю так, чтобы она была пригодной к употреблению, столяр делает то же. Таким образом, оба производят полезности[3].

Нетрудно предположить, что в основе теоретических построений А. Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей предельной полезности. Он формулирует его следующим образом: «Общая полезность для человека (совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением блага, но не с такой скоростью, с какой увеличивается этот запас». Это закон лег в основу его концепции ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения А. Маршалла. Но положение, что цена товара определяется исключительно его предельной полезностью уже было сформулировано представителями «австрийской школы». В чем же новизна подхода А. Маршалла?

А. Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Как вы знаете, в классической политической экономии имело место положение о естественной и рыночной цене товара, где последняя объяснялась временным отклонением от естественной цены товара под воздействием различных случайных обстоятельств. Естественная же цена определялась издержками производства и изменялась вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей. По мнению представителей классической политической экономии, естественная цена как бы представляла собою центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров, и эта цена в долгосрочном периоде определялась издержками производства.

В конце XIX - начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы. С нею связано развитие нового раздела экономической теории - микроэкономики. В основе этой школы лежит доктрина маржинализма. Ее отличие от австрийской школы состоит, в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной полезности. В этих целях представители кембриджской школы заимствовали многие положения А.Смита, Д.Рикардо, Ж. Б. Сэя, Е.Бем-Баверка, Н.Сениора, Дж.С.Милля, У.Дже-вонса и многих других экономистов.

Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах ее основателя и главного представителя Альфреда Маршалла (1842-1924), профессора Кембриджского университета. В 1890 г. вышло в свет его главное произведение "Принципы экономической науки"[4].

Считается, что именно этим произведением А.Маршалл положил начало новому направлению в экономической науке - неоклассическому. "Принципы..." А.Маршалла многократно переиздавались и на протяжении многих десятилетий служили основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других западных стран.

А. Маршалл был не только выдающимся экономистом, но и одновременно "выдающимся знатоком истории и математики, искусным мастером в познании частного и общего, преходящего и вечного"[5]. Несмотря на свое величие, А.Маршалл был скромным человеком. Вот какую оценку он дал самому себе: "Чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения"[6]. При чтении "Принципов..." бросается в глаза великое уважение А.Маршалла к экономистам, произведения которых были использованы при написании книги.

В своем произведении А.Маршалл излагает свое видение важнейших экономических категорий и законов и дает им собственную трактовку. По Маршаллу, предметом исследования экономической науки являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Таким побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека[7].

С этих же позиций Маршалл трактует и экономические законы. Он пишет: "Экономические законы, или обобщения экономических тенденций, - это общественные законы, относящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной массой"[8].

Ставя вопрос о производительном и непроизводительном труде, Маршалл полагает, что почти всякий труд в известном смысле производителен, если он достигает своего результата безотносительно от сферы своего приложения[9].

А. Маршалл вводит в экономическую науку много новых категорий, которые "прижились" и вошли в "золотой фонд" экономической теории. Например, категория "квазирента". Под ней понимается доход, извлекаемый из созданных человеком машин и других орудий производства. Следующая категория - "эффективный спрос". Под ним понимается спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать[10].

В соответствии с традициями классической политической экономии А.Маршалл учитывал в своем анализе широкий спектр объективных закономерностей. Однако и'здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отразилось на трактовке стоимости. Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма "жертв труда" со стороны рабочего и "ожидания " со стороны капиталиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.

Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стоимостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимости (реальным издержкам), ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. Послушаем самого А.Маршалла: "Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость"[11]. Последователи Маршалла (В.Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностью заменив ее теорией цены.

Анализ закономерностей движения цен в условиях конкурентной экономики, проведенный А.Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предельной полезности), А.Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействующие факторы, влияющие на уровень цен. "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, - пишет он, - регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц"[12].

Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий "спрос" и "предложение". Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: "спрос" основан на желании покупателя приобрести блага, "предложение" же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н.Сениора).

Для обоснования количественных характеристик этих категорий А.Маршалл вводит в экономическую науку совершенно новые категории - "цена спроса" и "цена предложения" и разрабатывает ихТ'Рассмотрим поочередно эти категории.

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены[13].

Далее Маршалл рассматривает не только влияние спроса на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спроса в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его[14]. Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.

Под эластичностью спроса понимается степень колебания спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или повышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.

После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функциональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства.. Под последними он понимает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматривает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения[15].

После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совместил кривые спроса и предложения[16]. Цена равновесия устанавливается на пересечении этих кривых. Маршалл пишет: "Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой"[17].

Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения[18]. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.

Факторы производства

 

В процессе производства полезностей человек использует три главных фактора: труд, землю и капитал. Увеличение использования каждого из этих факторов должно вести к росту выпуска. Однако в первичном секторе выпуск возрастает в меньшей степени, чем увеличиваются затраты. Эта зависимость получила название закона убывающей отдачи (частным случаем которого является известный по учениям классиков закон убывающего плодородия почвы). С другой стороны, во вторичном секторе изменение масштабов производства может принести известные преимущества, благодаря которым становится возможной экономия рабочей силы, машин и сырья. Каковы же преимущества крупномасштабного производства по сравнению с мелким?

Крупное предприятие может применять специализированное оборудование, которое наилучшим образом приспособлено к изготовлению данного вида продукции, а значит, позволяет выпускать его с меньшими издержками. Однако специализированное оборудование, как правило, стоит дороже, чем неспециализированное, поэтому мелкие производители не всегда могут его использовать.

Предприятие может получить преимущество над своими конкурентами благодаря изобретению им нового вида продукции или открытия нового более совершенного технологического процесса. Однако не всякое нововведение оказывается удачным, поэтому перед тем, как внедрить свое нововведение, предприятие должно провести целый ряд испытаний и экспериментов, а значит, затратить немалые средства. Естественно, что у крупного предприятия в этом отношении больше возможностей, чем у мелкого.

Крупное предприятие, осуществляя большие закупки сырья, получает большие скидки со стороны поставщиков, чем мелкое. Больше средств оно может израсходовать также и на сбыт, что во многом предопределяет успех продаж готовой продукции.

Все эти преимущества, которыми обладает крупное предприятие, получили название внутренней экономии от масштабов. Эту зависимость можно суммировать следующим образом: с ростом масштабов предприятия его затраты на единицу выпуска снижаются. Конечно, происходит это не автоматически, а во многом обусловлено личными качествами руководителей предприятия, от того, насколько успешно они ведут дела своей фирмы. Но в качестве общего вывода можно заключить, что, по крайней мере, во вторичном секторе крупные предприятия более эффективны, чем мелкие.

А. Маршалл выступил против примитивного представлении о том, будто предприниматели всегда заинтересованы в понижении заработной платы «Никакое снижение заработной платы не будет неизменно соответствовать интересам работодателей, поскольку оно будет выталкивать квалифицированных рабочих на другие рынки». Кроме того, заработкам плата должна быть достаточно высокой в среднем за год, чтобы привлекать молодых людей к данному виду занятий. Этим устанавливается нижний предел уровня за работной платы, а верхний предел определяете л потребностями, соответствующими предложению капитала. «Однако в какой точке между этими двумя пределами окажется заработная плата, может быть определено лишь путем споров и торговли.

При этом А. Маршалл считал неверным распространенный в профсоюзной среде предрассудок, согласно которому заработную плату можно постоянно поднимать путем ограничения предложения труда. «Наоборот, спрос на работу идет от национального дивиденда работы, т. е. идет от работы. Чем меньше работы одного вида, тем меньше спрос на остальные виды труда, и если труд редок, будет создано меньше предприятий». Этот предрассудок недооценивает влияния предлагаемой меры ни предложение капитала.

Маршал указывает, что во всякой попытке определить реальную заработную плату рабочего какой-нибудь профессии в любом месте и в любое время первым шагом является учет колебаний покупательной силы денег, в форме которых выступает номинальная заработная плата. Этот вопрос нельзя досконально уяснить, пока мы не подойдем к рассмотрению теории денег в целом[19].

Размер доходов в какой-либо профессии следует брать как среднюю между заработками преуспевающих и неудачливых ее работников, но необходимо приложить большие старания, чтобы вывести подлинную среднюю. Если средние доходы преуспевающих составляют в год 2 тыс. ф.ст., а неудачливых - 400 ф.ст., то средний доход всех работников данной профессии будет равен 1200 ф.ст. лишь в том случае, когда численность обеих групп равна; однако, если число неудачливых в десять раз превышает число преуспевающих, как это, очевидно, имеет место у адвокатов, подлинная средняя составит лишь 550ф.ст[20].

Маршалл считал, что привлекательность профессии зависит от многих причин, кроме тягости и напряжения выполняемой работы, с одной стороны, и денежных заработков от нее - с другой. Когда считают, что доходы от любой профессии влияют на предложение рабочей силы для этой профессии, или когда говорят, что эти доходы представляют собой цену ее предложения, мы всегда должны помнить, что термин "доходы" употребляется лишь как краткое выражение "чистых выгод" от данной профессии. Следует учитывать те обстоятельства, что одна профессия здоровее или чище другой, что связанная с нею работа выполняется в более здоровой или приятной местности или что она приносит больший общественный престиж; это подтверждается хорошо известным замечанием Адама Смита о том, что отвращение многих людей к работе мясника, а в какой- то степени и к самому мяснику, поднимает заработки мясников выше уровня заработков рабочих других профессий равной трудности[21].

А. Маршалл стремился исследовать динамику изменения доли труда и доли капитала в совокупном доходе. «Если труд и капитал растут одинаковыми темпами и если законом производства становится постоянная отдача, тогда не будет изменений в ее разделении на долю труда и долю капитала. Если же, однако, капитал возрастает намного быстрее, чем труд, норма процента, вероятно, упадет, и тогда уровень заработной платы поднимется за счет доли данной массы капитала. Тем не менее совокупная доля капитала может при этом расти быстрее, чем совокупная доля труда». Сегодня яти взгляды общеприняты.

Маршалл рассматривает также вопрос о том, к какой рубрике следует относить те дополнительные доходы, которые приносят необычные природные способности. Поскольку они не являются результатом вложения человеческих усилий в фактор производства с целью повышения его производительности, существует, казалось бы, большое основание считать их производительским избытком, проистекающим из обладания дарованным природой дифференциальным преимуществом в осуществлении производства. Но эта аналогия закономерна и полезна лишь тогда, когда мы анализируем составные части дохода, получаемого индивидуумом. Представляет известный интерес выяснение того, какой долей своего дохода преуспевающие люди обязаны счастливому случаю, благоприятно сложившимся обстоятельствам, той или иной конъюнктуре, а какой — хорошему старту в их карьере, как велика прибыль на капитал, вложенный в их специальное обучение, как велико вознаграждение за исключительно упорный труд, а какая часть их доходов остается им в качестве производительского избытка или ренты, источником которой служит обладание редкими природными дарованиями[22].

А. Маршалл понял также, что происходят значительные и весьма важные изменения в разделении времени на рабочее и свободное. «На протяжении многих поколений индустрия западного мира постоянно становилась все более работящей: число праздников сокращалось, рабочее врем, увеличивалось. Однако эта тенденция теперь ослабевает. В работе любой сложности, включая и высшие ее ступени, люди ценят отдых выше, и все более нетерпимы к усталости, связанной с чрезмерным напряжением». Падение относительной значимости рабочего времени прозорливо связывает с ростом темпов изменений в окружающем мире, повышением роли творческого труда. «Для полной отдачи в труде нужны три жизненно необходимые вещи: свобода, надежда и изменения».

А.Маршалл придерживался концепции трех факторов производства. К земле, труду и капиталу он добавил фактор организации. Согласно Маршаллу уровень ренты, заработной платы, процента и прибыли определяется высотой спроса и предложения, причем в кратковременном аспекте “доходы факторов” как превышение цены над издержками производства и нормальной прибылью имеют характер ренты и названы им квазирентой: “Если какое-либо имущество, например дом, фортепьяно или швейную машину, на время одалживают, плату за его использование часто называют рентой. Экономисты могут без ущерба для себя применять этот термин в тех случаях, когда просматривается доход с позиции индивидуального предпринимателя. Однако, как следует из дальнейшего, как только рассмотрение хозяйственной деятельности переносится с позиции индивидуума на общество в целом, преимущество оказывается на стороне применения термина “рента” по отношению к доходу, извлекаемому из даров природы. Вот почему термин квазирента будет в настоящем труде употребляться по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Иными словами, всякая машина может давать доход, носящий характер ренты и иногда называемый “рентой”, хотя, в общем, представляется более правильным называть его “квазирентой”.

В отличие от своих предшественников, А. Маршалл рассматривал капитал не как совокупность вещей, а как нечто, имеющее невещественную, но тесно связанную с вещами форму. «Никогда не следует рассматривать капитал как какой‑то фонд вещей вообще. Его следует рассматривать как фонд только одной вещи, а именно денег, которые должны представлять все другие вещи».

К капиталу относятся и нематериальные блага: деловые способности и профессиональное мастерство, деловые связи предпринимателя и доверие к нему как к личности. «Знание – это наш самый мощный двигатель производства». По это не обязательно производственные знания. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели».

Маршалл под прибылью понимал процент с капитала и писал: “Плата, которую вносит заемщик за пользование ссудой, скажем, в течение года, выражается в отношении размера этой оплаты к размеру ссуды и называется процентной ставкой. И этот термин применяется в более широком смысле как представляющий денежный эквивалент всего дохода, извлекаемого из капитала. Обычно его выражают в виде определенной процентной доли суммы капитала, предоставленной в заем.…Если человек использует в своем предприятии капитал в виде набора всякого рода товаров, общая стоимость которых оценивается в 10тыс.ф.ст., то при условии неизменной совокупной стоимости капитала, образуемый всеми этими вещами, можно сказать, что 400тыс.ф.ст. составляют процентную ставку в размере 4% на капитал. Однако этот же человек не захочет продолжать вести свое предприятие, если он не будет рассчитывать на то, что чистый доход от него превысит процент на капитал по текущему курсу. Такой доход называется прибылью”.

Каждый из современных методов предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки: использование различных методов продолжается до тех пор, пока не достигнут определенного предела, при котором специфические преимущества этого метода в данном применении не превышают более его недостатков.

Однако в действительности та доля нормальных издержек производства любого товара, которая обычно классифицируется как прибыль, таким образом регулируется с каждой стороны в результате воздействия принципа замещения, что она не может на длительное время отклоняться от нормальной цены предложения требующегося капитала, к которой добавлена нормальная цена предложения способностей и энергии, требующихся для управления предприятием, и, наконец, нормальная цена предложения той организации, посредством которой соединяются соответствующие деловые способности и требующийся капитал[23].

Экономическая наука, как писал А. Маршалл, ставит своей целью, во‑первых, приобретать знания для самой себя и, во‑вторых, проливать свет на практические вопросы. Это не значит, что следует непосредственно ориентироваться на практическое применение результатов исследования. Научные изыскания должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены.

А. Маршалл упрекал Рикардо за чрезмерное внимание, которое тот уделял издержкам производства (стоимости), и недостаточное внимание к анализу спроса. Это послужило одной из причин недооценки важности исследования проблем, связанных с анализом человеческих потребностей, проблем потребительского спроса. Именно анализ потребностей, полезностей и спроса выдвигается в качестве главной, определяющей задачи экономической науки.

Спрос связан с оценкой полезностей; в основе спроса лежит полезность. А. Маршалл писал о законе насыщения полезностей или законе убывающей полезности как о привычном, коренном свойстве человеческой натуры.

В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса, имеющие понижающий наклон. Увеличение количество данного блага (товара) понижает полезность его предельной единицы. Кривая спроса согласно выводу А. Маршалла, как правило, должна иметь отрицательный наклон.

По А. Маршаллу, всеобщий закон спроса трактуется следующим образом: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении ее. Если цена снижается, спрос растет, если цена повышается, спрос падает.

Из сказанного уже можно сделать вывод: английский профессор предложил новую систему науки. Он не разрушил полностью здания, созданного классической школой. Но дал иную интерпретацию многим ее идеям, другие развил, что и позволило ему соединить классиков с новаторами второй половины столетия. Система А. Маршалла стала основой неоклассического направления западной экономической науки XX века.

Субъективно‑психологический подход; изучение принципов хозяйствования при ограниченных ресурсах; выведение экономических законов из рационального поведения отдельной экономической единицы – таковы основные принципы микроэкономического анализа, осуществляемого экономистами неоклассиками. Они уже не развивают политическую экономию как историческую и социальную науку. А. Маршалл дал своей книге название «Принципы экономики», возможно, даже не предполагая, что оно войдет во всеобщее употребление и станет названием всей западной экономической науки XX столетия.

 

 




2016-09-17 1090 Обсуждений (0)
Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)