Лабораторная работа № 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
О.А. Шеина, А.Г. Шубина, Н.В. Вервекина Методические указания К лабораторному практикуму По общей и биоОРГАНИЧЕСКой ХИМИИ Часть 1
Допущено Редакционно-издательским советом ТГУ им. Г.Р. Державина в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело
Тамбов 2008
.
Рецензенты: Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Симонов Кандидат химических наук, доцент Т.П. Дьячкова
СОдержАНИЕ
Лабораторная работа № 1 Определение молярной массы магния методом вытеснения Цель работы: научиться экспериментально определять молярную массу металла, используя в расчетах основные стехиометрические законы химии. Приборы: весы c разновесом; прибор для определения молярной массы (рис. 1); барометр; термометр (комнатный). Реактивы: магний (лента); азотная кислота HNO3 (4 н); серная кислота H2SO4 (2 н). Ход работы 1. Собрать прибор (рис. 1), состоящий из бюретки 1 (емкостью 50 мл), соединенной посредством резиновых трубок с воронкой 2 и пробиркой 3, укрепить его на штативе. Бюретку и пробирку плотно закрыть пробками со стеклянными трубками.
2. Для проверки прибора на герметичность в бюретку налить воду, которая заполнит также и резиновую трубку, соединяющую бюретку с воронкой. Затем бюретку закрыть пробкой, соединить с пробиркой и заметить уровень воды в бюретке. Опусканием кольца штатива переместить воронку вниз. Если прибор герметичен, то в первый момент при опускании воронки уровень воды в бюретке немного понизится, но потом останется постоянным. Если же уровень воды будет понижаться непрерывно, это означает, что прибор пропускает воздух и следует исправить дефекты, допущенные при его сборке. 3. Взвесить кусочек ленты магния весом 0,03 г. Вынуть пробку из пробирки и передвижением воронки установить уровень воды в бюретке на нулевом делении. 4. 5 мл разбавленной серной кислоты влить в пробирку через воронку. Положить ленту магния на сухую стенку пробирки так, чтобы магний не соприкасался с серной кислотой. Присоединить пробирку к прибору, плотно закрыв ее пробкой, и передвижением воронки привести воду в бюретке и в воронке к одинаковому уровню. Отметить и записать уровень воды в бюретке, произведя отсчет по нижнему мениску жидкости с точностью до 0,1 мл. 5. Стряхнуть магний в серную кислоту. 6. По окончании реакции дать пробирке остыть до комнатной температуры, после чего снова привести воду в бюретке и воронке к одинаковому уровню, отметить и записать уровень воды в бюретке. 7. Отметить и записать показания комнатного термометра и барометра (1 мм рт. ст. = 133,3 Па) во время опыта. Форма записи наблюдений и обработка результатов Масса магния - m (г); температура - t (°С); атмосферное давление - р (кПа); давление насыщенного водяного пара - h (кПа); уровень воды в бюретке до реакции - а1 (мл); уровень воды в бюретке после реакции - a2 (мл). 1. Вычислить объем водорода (в мл), вытесненного магнием при температуре t и давлении р. 2. Вычислить парциальное давление водорода: p(H2) = pатм – h. 3. Привести найденный объем водорода к нормальным условиям, используя объединенное уравнение газового состояния (водород собран над водой, поэтому в уравнение вместо р следует поставить р(Н2)). 4. Вычислить массу выделившегося водорода. 5. Рассчитать эквивалентную и молярную массу магния. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «молярная масса металла». 2. Какой объем 24 % соляной кислоты необходимо взять для того, чтобы при взаимодействии ее с металлом выделилось 40 мл водорода, измеренного при н.у.? 3. При каком давлении (больше или меньше атмосферного) будет находиться водород в приборе для определения молярной массы металла, если уровень воды в уравнительном сосуде будет: а) выше уровня воды в бюретке, б) ниже уровня воды в бюретке, в) равен уровню воды в бюретке? 4. Выведите формулу для нахождения молярной массы металла, указав размерность каждой величины. Лабораторная работа № 2
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |