Работа над частью С
Зачин в сочинении-рассуждении
Вступление, как и заключение, - это важная композиционная часть сочинения.
Вступление может
| Формы зачинов
| Грамматические средства оформления зачинов
| Речевые клише
|
ü вводить тему текста
ü сообщать об основной проблеме текста
ü определять круг проблем, затронутых автором
ü быть основанием для объяснения основной проблемы
ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста
ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором
| ü - Лирическое размышление
ü - Рассуждение о заглавии
ü - Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
ü - Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста
ü - Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста
ü - Описательное утверждение
| ü - Назывное предложение или ряд назывных предложений
ü - Риторический вопрос
ü - Цепочка вопросительных предложений
ü - Вопросно-ответное единство
ü - Цитата
| - Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
|
Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.
Формулируем проблему. Речевые клише.
ü Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
ü Касается … проблемы.
ü Уделяет внимание ... проблеме.
ü Над какой-л. проблемой думать, работать.
ü Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
ü Автор затрагивает проблему...
ü Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
ü Автор очень эмоционально отстаивает идею...
ü Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…
ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…
Как прокомментировать проблему.
Комментировать –объяснять, пояснять.
Комментарий– объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.
Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.
Концепционный комментарий
(интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности)
| Текстуальный комментарий
(объяснение текста вслед за автором в раскрытии проблемы)
|
Примерные вопросы:
- К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
- Насколько она злободневна?
- Что делает её злободневной?
- Традиционна ли эта проблема или нова?
- Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
- Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
Об этом много пишут …
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …
| Примерные вопросы:
- С кем спорит и с кем соглашается автор?
- Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)?
- Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?
- На какие авторитетные мнения ссылается автор?
|
Формулируем позицию автора
Проблема– это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):
ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Средства выражения авторской позиции
|
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает свою мысль…
…- Так определяет автор своё отношение к …
Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …
Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)…
Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…
Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;
Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...
Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…
Автор показывает негативную сторону нашей жизни…
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…
Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…
| В словах автора звучит мнение большинства людей…
Автор пытаться найти в читателе единомышленника…
Автор пытается понять, почему …
Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…
Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
Авторская позиция ясна: …
- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…
Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…
Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…
Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…
Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.
|