Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗП бывает основной и дополнительной



2016-09-17 352 Обсуждений (0)
ЗП бывает основной и дополнительной 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная ЗП начисляется за отработанное время и выполненные работы или услуги: ЗП по тарифным ставкам или окладам, премии, доплаты.

Дополнительная ЗП начисляется за неотработанное время в соответствии с трудовым кодексом: оплата отпусков, выходные пособия, гос обязанностей, оплата льготных часов подросткам.

Виды ЗП:

· Номинальная – сумма денежных средств, начисленная работнику за результаты труда.

· Реальная – совокупность материальных благ и услуг, которую можно приобрести за получаемую ЗП.

Индекс реальной ЗП = индекс номинально начисленной ЗП/индекс потребительских цен.

Принципы оплаты труда:

1. Предоставление предприятиям максимальной самостоятельности при выборе форм и систем выплаты ЗП;

2. Оплата в соответствии с результатами труда, его количеством и качеством;

3. Дифференциация труда;

4. Усиление социальной защищенности (индексация);

Опережающий рост производительности труда над ростом ЗП.


28. Функции ЗП

Воспроизводственная – ЗП обеспечивает работнику объем потребления материальных благ и услуг достаточный для расширенного воспроизводства его рабочей силы: поддерживает способность работника к физическому или интеллектуальному труду в общественном производстве. Основа данной функции - установление государством минимального уровня ЗП. Для выполнения данной функции минимальная ЗП должна соответствовать стоимости набора товаров и услуг входящих в потребительскую корзину, позволяющую обеспечить воспроизводством физических и умственных способностей работников. В качестве такого норматива применяется прожиточный минимум. Минимальная ЗП – 1106000 рублей.

Стимулирующая – обеспечивает нанимателю определенный результат от применения приобретенной рабочей силы. Данная функция реализуется по средствам объединения норм труда и норм оплаты в конкретные системы ЗП.

Регулирующая – ЗП выступает регулятором спроса на продукцию и услуги конечного потребления, а также на рабочую силу на рынке труда. Эта функция оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос населения, а через него на объем и структуру производимой продукции и на инвестиционную политику государства.Занимает промежуточное положение между воспроизводственной и стимулирующей, так как обеспечивает поддержание баланса интересов работников, работодателей, государства и общества в целом.


29. Государственное регулирование ОТ.

Для реализации функций ЗП существует механизм государственного регулирования. Воспроизводственную функцию реализуют профсоюзы, стимулирующуюнаниматели, а регулирующую органы исполнительной власти. Их взаимодействие создает так называемую систему социального партнерства. Ее звеньями являются соглашения на национальном, отраслевом и местном уровнях, а также коллективные договоры организаций.

Предметом взаимодействия социальных партнеров являются такие вопросы как:

1. ОТ;

2. Защита жизненного уровня работников;

3. Развитие рынка труда;

4. Содействие занятости населения;

5. Защита трудовых прав работников;

6. Охрана окружающей среды.

Механизмы государственного регулирования ОТ:

1. Социальные нормативы в области ОТ;

2. Система налогообложения;

3. Система защиты от инфляции;

4. Тарифная система ОТ.

Сфера применения социальных нормативов

Показатели Назначение норматива
Базовая величина Основа для определения пособий по безработице, правительственные стипендий, налогов, штрафов, пошлин.
Минимальный потребительский бюджет Основа для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий, для определения окладов руководителей гос организаций, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам.
Бюджет прожиточного минимума Основа для определения минимального размера пенсий по возрасту и социальных пенсий, пособий в связи с рождением ребенка и по уходу в возрасте до 3 лет.
Минимальная ЗП Применяется только в сфере трудовых отношений всеми нанимателями в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Тарифная ставка первого разряда Оплата труда работников бюджетных организаций.

Минимальный потребительский бюджет – расходы на приобретение потребительских товаров и услуг на семью из 4 человек.

Минимальная ЗП – норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных и натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу.

Бюджет прожиточного минимуму – стоимостная величина минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Индексация денежных доходов получаемых из бюджетных источников производится, в случае если индекс потребительских цен превысит 5%.


Тарифная система.

Тарифная система – совокупность нормативных документов, позволяющих количественно соизмерять объективно существующие различия в условиях исполнения работы, которые применяются для определения уровня оплаты за единицу труда.

Включает в себя 3 элемента:

1. Тарифные ставки;

2. Тарифные сетки;

3. Тарифно-квалификационные справочники.

На основе тарифной системы формируется тарифная оплата работника: оплата за выполнение работником его трудовых обязанностей или нормы труда.

В 1992 году в РБ в целях созданий национальной системы тарифной ОТ работников организации финансируемых из бюджета была разработана единая тарифная сетка работников РБ.

На сегодняшний день ЕТС состоит из 27 разрядов.

Характеристики тарифной сетки:

· Разряд – коэффициент, отражающий во сколько раз каждый разряд выше первого разряда;

· Диапазон тарифной сетки показывает во сколько раз ОТ по высшему разряду данной сетки превышает уровень ОТ по 1-му разряду;

· Межразрядное соотношение характеризует степень повышение ОТпри повышении тарифного разряда.

Центральным вопросом тарифной ОТ является определение размера тарифной ставки 1 разряда, представляющей собой норму оплаты за норму труда принимаемого за эталон: имеющего самые низкие характеристики по всем тарифообразующим факторам:

1. Сложность труда;

2. Условия труда;

3. Значимость в производственном процессе.

Тарифная ставка i-го разряда = тарифная ставка 1 разряда * тарифныйК в соответствии с единой тарифной сеткой * К повышения тарифной ставки по технологическим видам работ.

Тарифная ставка первого разряда составляет 225000 рублей.

Тарифные ставки основных разрядов тарифной сетки определяются путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующийК. Тарифную часть ЗП принято называть основной ЗП, а доплаты и надбавки к тарифной оплате, а также премии дополнительной ЗП. Дополнительной, поскольку эта часть ЗП нацеливает работника на достижение показателей расширяющих круг его обязанностей или превышающих норму труда.

 

ФЗП

ФЗП – суммарные денежные средства предприятия, израсходованные в течение определенного периода времени на выплату ЗП и отдельных социальных выплат.

ФЗП включает в себя не только Фонд ОТ, относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли остающейся в распоряжении фирмы.

В состав ФЗП включаются выплаты:

1. Выплаты ЗП за фактически выполненную работу;

2. Стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты;

3. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

4. Стоимость выдаваемых бесплатно предметов (форменная одежда);

5. Оплата основных и дополнительных отпусков.

В ФЗП не включается:

1. Вознаграждение по итогам работы за год;

2. Материальная помощь;

3. Надбавки к пенсиям;

4. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, ведомственным, за исключением сумм подлежащих отнесению на СБС продукции;

5. Оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсии.

Методы планирования фонда ЗП:

Метод прямого счета: ФЗП плановый = средняя ЗП одного работника в плановом периоде*среднесписочная плановую численность работников;

Нормативный метод: ФЗП плановый = плановый объем производства*норматив ЗП на 1 рубль произведенной продукции; Норматив = (базовый ФЗП/выпуск продукции базовый) * (100+плановый суммарный прирост средней ЗП/100+плановый суммарный прирост производительности труда).

Приростной метод: ФЗП = ФЗП базовый * индекс роста объема произведенной продукции – экономия численности работников в плановом периоде по сравнению с базовым * среднюю ЗП одного работника в базисном периоде.


Формы и системы ЗП.

Форма ОТ определяет принцип установления зависимости величины ЗП работника от полученных результатов его труда в течение определённого времени.

Система ОТ определяет взаимосвязь между показателями, характеризующими меру труда и меру его оплаты в пределах и сверх нормы труда, гарантирующим получение работникам ЗП в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и ценой рабочей силы.

При повременной формеимеется единая, установленная законом продолжительность рабочего времени с перечнем трудовых обязанностей работника, которые он должен выполнить в течение этого времени.

При сдельной форме нормой труда является нормы выработки.

Разновидностисистем сдельной формыОТ:

· Простая сдельная– заработок рабочего зависит от сдельной расценки (размер оплаты за единицу изготовленной продукции) и от количества этой продукции;

· Сдельно премиальная – пункт 1 + премия в соответствии с премиальным положением;

· Аккордная – оплачивается выполнение не отдельных операций или видов работ, а комплекса работ. Используется для коллектива работников. Отличие от коллективной в том, что общая сумма заработка определяется работником заранее, до начала работы.Применение аккордной системы оплаты целесообразна в отраслях с длительным производственным циклом, а также в тех случаях, когда решающую роль играет сокращение сроков выполнения работ.

· Косвенно-сдельная ОТ- заработок работников ставится в зависимость от результатов общего труда Заработок будет равен произведению косвенных расценок и количество единиц работы выполненной всеми обслуживающими работниками.

· Сдельно-прогрессивная ОТ характеризуется тем, что начиная с заранее установленного уровня норм происходит увеличение сдельной расценки. Таким образом, чем выше выполнение норм, тем выше будет расценка за каждую единицу выполняемой работы.

· Простая повременная система формирует заработок работника в зависимости от его тарифной ставки и фактически отработанного времени. Соответственно применяются тарифные ставки почасовые, дневные и месячные. При простой повременной системе связь между количеством отработанного времени и заработком носит пропорциональный характер.

Различают системы оплаты:

1. Поощрительные;

2. Принудительные;

3. Гарантирующие.

Поощрительные – основная оплата увязывается с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной нормы труда работника. Поощрения имеют четкие количественные параметры, что позволяет контролировать уровень начисляемой ЗП и позволяет работнику целенаправленно добиваться того уровня заработка, который его устраивает. Отличительная особенность доплат и надбавок как вида поощрения состоит в том, что они не имеют четких количественных зависимостей между результатами труда работника и размером вознаграждения.

Принудительная – нацеливает работника на достижение показателей установленных для него нанимателем на достаточно жестком уровне и не допускает, каких либо отклонений в сторону понижений. Используются в случае жесткой конкуренции на рынке сбыта или диктуются требованиями технологического процесса.

Гарантирующие системы оплаты напомин поощрительные, но их главная задача не столько увязать заработок работника с какими либо показателями производственно-хозяйственной деятельности, сколько обеспечить ему начисление суммы заработка. Например, в случае вынужденных простоев. Гарантирующие системы применяются в условиях экономической нестабильности, сопровождающейся высокой инфляцией и постоянных неплатежей потребителей за поставляемую им продукцию.


33. Роль планирования в управлении предприятием.

Процесс управления предприятием складывается из выполнения следующих функций:

1. Планирование;

2. Прогнозирование;

3. Организация;

4. Координация;

5. Регулирование;

6. Учет, анализ, контроль;

7. Активизация;

8. Стимулирование.

Функция планирования представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Процесс планирования проходит 4 этапа:

1. Разработка общих целей;

2. Детализация целей на заданный период;

3. Определение путей и средств достижения целей;

4. Осуществляется контроль за достижением целей путем сопоставления плановых и фактических показателей.

Специфические черты планирования:

1. Имеет две стороны социально-экономическую (определяется социально-экономическими условиями общества) и организационно-техническую (обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования);

2. Планирование как элемент управления носит информационный характер: выявляется проблема, принимается плановое решение, реализуется плановое решение, оцениваются результаты.

Планирование выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. В экономике существует 2 пути развития: экстенсивный – вовлечение в хоз оборот все большего количества ресурсов и интенсивный – улучшение использования ресурсов за счет их комплексной переработки на базе инноваций. Интенсивное развитие возможно в условиях научно-технологического развития предприятий на основе программного целевого обеспечения.

Планирование как функция может занимать в управлении различное положение в зависимости от чего принято различать 2 типа управления:

1. Базирующийся на принципах централизованного планирования – сводится к жесткому, целенаправленному воздействию на человека, коллектив и общество. При этом планирование превращается в цель и содержание процесса управления;

2. Рыночная концепция– в процессе деятельности хозяйствующего субъекта происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов. В основе лежит стратегическое планирование, опирающееся на человеческий потенциал как основу организации.

Процесс противоположный планированию – импровизация. В практике все случаи принятия решений спланировать невозможно и не целесообразно. Причиной тому могут быть 2 фактора:

1. Несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана;

Отсутствие объективной, достоверной и достаточной информации для разработки плана.


34. Виды планирования.

Виды планирования:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий: директивное и индикативное;

2. В зависимости от срока, на который составляется план:долгосрочное (период более 5 лет), среднесрочное (1-5 лет), краткосрочное (менее года);

3. По содержанию плановых решений: стратегическое планирование, тактическое, оперативно-календарное;

4. Бизнеспланирование – предназначено для оценки целесообразности проведения того или иного инновационного мероприятия;

5. По сферам– планирование сбыта, производства, персонала, ресурсов, ОС, ОФ.

Директивноепланирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы, как правило, имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Они очень эффективны для решения задач имеющих общенациональное значение (в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики).

Индикативное планирование является противоположностью директивного, потому что не носит обязательный для исполнения характер.

Стратегическое планирование – ориентировано на долгосрочную перспективу (расширение сферы деятельности и бизнеса)

Тактическое планирование – в результате него составляется план экономического развития предприятия.

Реализация механизма планирования осуществляется по средствам использования разнообразных методов, основные из них:

1. Балансовый метод;

2. Нормативный метод;

3. Сетевой метод;

4. Экономико-математические методы;

5. БУ;

6. Графики Ганта.

7.

35. Стратегическое планирование: цель и задачи

Стратегическое планирование является инструментом, с пом которого формируются система, цели функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по их достижению.

СП включает 4 вида деятельности (функции СП):

1. Распределение ресурсов

2. Адаптация к внешней среде

3. Координация и регулирование хоз процессов

4. Организационные изменения.

Этапы СП:

· Определение миссии предприятия. Миссия характ. направление в бизнесе, на котор фирма ориентируется исходя из рын потребностей, особенностей продукции, наличия конкурентных преимуществ и барьеров и т.д.

· Формулирование целей и задач функционирования предпр и направлений, в рамках кот фирма устанавл свои цели:

- Доход

- Эффективность

- Положение на рынке

- Ресурсы фирмы

- Производств мощность

- Потребности сотрудников

- Качество работы с покупателями

· Анализ и оценка внешней среды

· Анализ и оценка внутренней среды

· Разработка и анализ стратегических альтернатив

· Выбор стратегии и составление стратегического плана

Особенности СП:

1. СП должно дополняться текущим

2. Стратегические идеи разрабатываются высшим руководством предприятия ежегодно

3. Год. детализация СП осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана

Стратегич альтернативы:

1) Стратегия концентрического роста. К стратег конц роста относят те, кот связ к изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию или положение предпр внутри отрасли

- Стратегия развития продукта

- Стратегия усиления позиции на рынке

- Стратегия развития рынка

2) Стратегия интегрированного роста. Реализуется путём ежегодного значительн повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предыдущ периодом

- Стратегия обратной вертикальной интеграции (направление на рост предприятия за счёт приобретения или установления контроля за поставщиками)

- Страт предш-й вертикальн интеграции (установления контроля за посредниками)

3) Стратегия диверсифицированного роста. Реализуется в том случае, если предприятия не могут развиваться на рынке с выпущенным продуктом в данной отрасли

- Стратегии концентрической диверсификации (производство новых продуктов на базе сущ-го бизнеса)

- Стр-я горизонтальн диверсификации (рост на сущ-м ранке за счёт освоения новой продукции, треб технологии, отличной от исп-й)

- Стр-я конгломератной диверсификац (предпр расшир-ся за счёт пр-ва изделий, технологически не связ с традиционн прод, кот реализуется на нов рынках)

4) Стр-я сокращения. Оправдана в случ, когда необход реструктуризация после длит периода роста или в связи с необходимостью повыш эф-ти в периоды спада

- Стр-я ликвидации

- Стр-я сокр-я расходов,

- Стр-я быстрого успеха

- Стр-я сокращения


 

36. Тактическое планирование

ТП занимает промежуточное место между стратегическим и оперативно-календарным.В современных условиях стратегический план охватывает период до 5 лет, тактический план – 1-2года, оперативный – менее 1г.

ТП – ср-во реализации стратегических планов.

В тактическом плане должны быть приняты решения по:

1. Составу, содержанию, срокам проведения, ресурсам, обеспеч. НИОКР

2. По подготовке кадров

3. По объёмам продаж продукции

4. По уровню и структуре издержек

5. По источникам финансирования

6. По матер-технич обеспечению.

Т.о. – ТП – развёрнутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана при наиболее рациональном использовании ресурсов предприятия.

Тактический план имеет многофункциональное назначение, но в целом выполняет 3 ф-и:

1. Контроля

2. Координации

3. Прогнозирования

Разделы ТП:

1. Экономическая эффективность производства

2. Нормы и нормативы

3. Производство и реализация продукции

4. Материально-техническое обеспечение

5. Персонал и оплата труда

6. Издержки производства, прибыль и рентабельность

7. инновации

8. инвестиции

9. охр природы и рац использование прир ресурсов

10. социальное развитие коллектива

11. фонды специального назначения

12. фин план


37. Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-планпредставляет собой документ, содерж. обоснование действий, кот. необходимо осущ-ть для реал-ии какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на период от 3 до 5 лет. Для 1-го и 2-го года пок-ли следует давать в помесяч. и покварт. разбивке, далее – в год. разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихоз. или внутрифирм. план-ия, получив. наибольшее распр-ие на малых и средних предприятиях.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1) м. б. исп-н для разработки концепции ведения бизнеса и ген стратегии разв-ия предпр-ия;

2) м. вып-ть ф-ию план-ия;

3) помогает контрол-ть и оценивать пр-сс разв-ия предпр-ия;

4) необходим для привл-ия ден.средств;

5) нужен для привл-ия инвесторов, эфф. исп-ия инвестиций.

Разр-ка бизнес-плана позволяет получить ответы на след. вопросы: как начать бизнес, как эфф-но орг-ть произ-во, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возм. риск.

Жестко реглам. стр-рыбизнес-плана не сущ-т. Она может быть различной в зависимости от вып. ф-ии, от опыта предпр-ля, срока работы предпр-ия. Бизнес-план м. сост-ть из след. разделов: 1) резюме (возм-сти предпр-ия); 2) виды товаров (работ, усл.); 3) рынки сбыта производимых товаров; 4) сущ. конк-ия на рынках сбыта; 5) маркет. план; 6) производств. план; 7) орган. план; 8) прав. обесп-е деят-сти фирмы; 9) оценка риска и страх-ие; 10) фин. план; 11) стратегия финанс-ия.

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план в отличие от внутрипроизвод. план-ия вкл. не весь комп-кс общ. целей предпр-ия или корпор-ии, а одну из важн. задач, опред. конкретное содер-ие план-ия нов. вида деят-ти или бизнес-проекта.

Бизнес-план ориент-ся гл. обр. на разр-ку нов. страт-ии или тактики разв-я предп-ия, тогда как обычное план-ие м. вкл. разл. виды совме. текущ. и перспект. деят-сти. Бизнес-планы разраб-ся непосредственно под рук-ом и при личном участии предпр-ля – учред-ля фирмы. Отеч. спец-ты пока не имеют научно обосн. методик разр-ки бизнес-планов прим-но к нашим условиям рыночных отн-ий.




2016-09-17 352 Обсуждений (0)
ЗП бывает основной и дополнительной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗП бывает основной и дополнительной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)