Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Региональное избирательное законодательство. Акты органов местного самоуправления



2016-09-17 1872 Обсуждений (0)
Региональное избирательное законодательство. Акты органов местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах - важная составная часть российскогоизбирательного законодательства. Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также органов местного самоуправления. Отдельные вопросы муниципальных выборов регулируются Уставами муниципальных образований. Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан, так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.
Источники регионального избирательного права:

Региональное законодательство в сфере избирательного права включает в себя два основных компонента: конституции (уставы) регионов и региональные законы о выборах. Конституции и уставы субъектов РФ закрепляют систему региональных органов власти, определяют основные принципы и особенности избирательной системы региона.

 

Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно1. Эти органы, издают правовые акты по вопросам своей компетенции, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой ст.ст. 130—133 Конституции Российской Федерации.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию на то, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»2. «При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов»3.

Акты самоуправления являются непосредственным волеизъявлением. Прямое волеизъявление граждан служит наиболее демократическим источником правотворчества. Личные и социальные интересы находят здесь органическое сочетание. В актах самоуправления сближается и даже сливается круг лиц, принимающих решения, и круг лиц, исполняющих эти решения.

Но по своему характеру, признакам, субъектам, содержанию и сферам регулирования эти акты неодинаковы. В первую группу можно выделить акты в системе местного самоуправления, во вторую — акты прямого волеизъявления в масштабе государства или государственного образования.

В указанных статьях Конституции Российской Федерации установлены основы местного самоуправления, которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Для этих целей граждане используют референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местного самоуправления. В Федеральном Законе N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4, в конституциях и уставах субъектов федерации, в их законах о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах, о сходах и собраниях граждан более подробно регулируются виды и содержание решений местного самоуправления.

В п. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации установлено: высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Добавим и другие формы непосредственной демократии — народные собрания, сельские сходы, общественные обсуждения, наказы избирателей, распоряжение вопросов на собраниях трудовых коллективов и т.п. Все названные институты характеризуются тем, что с их помощью граждане непосредственно участвуют в управлении государственными делами, сами принимают решения. Происходит фиксированное прямое волеизъявление, которое становится юридически значимым решением — актом. И его следует включить в общую систему правовых актов, отмечая при этом высокую значимость и ценность.

Начнем с выборов. Их процедура регулируется в законах о выборах депутатов законодательных и представительных органов, местного самоуправления, в федеральном Законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В ст.ст. 30—33 упомянутого Закона закреплены порядок голосования, гарантии достоверного и правильного подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов, опубликования итогов голосования и результатов выборов.

Территориальное общественное самоуправление населения области осуществляется через сборы, сходы, собрания жителей, иные формы непосредственного народовластия, а также через органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов, домовые, уличные комитеты) (статья 21).

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления (статья 10).

К вопросам местного значения вышеназванный закон относит2 (всего 35 пунктов):

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

5) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

6) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

7) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

8) организация и содержание муниципальной информационной службы;

9) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

10) учреждение собственных средств массовой информации.

Обеспечению законности на местной территории служит норма об административной ответственности должностных лиц и граждан - штраф в судебном порядке — за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.

В то же время решения, нарушающие Конституцию и законы России, законы и иные акты области, могут быть отменены в судебном порядке. Допускается их обжалование.

10. Виды норм избирательного права.

Избирательно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.

Структура избирательно-правовых норм. Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

В структуре правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция - часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

Классификация избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По объекту правового регулирования нормы делятся в соответствии с относительно обособленными совокупностями общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Выделяются нормы, регламентирующие субъективное избирательное право, нормы, закрепляющие принципы избирательного права, нормы, регламентирующие избирательный процесс, нормы, регулирующие иные составные части предмета избирательного права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют на регулятивные и охранительные.

Регулятивные (правоустановительные) избирательно-правовые нормы регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях.

Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. По характеру прав и обязанностей избирательно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой праваю Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По территории действия избирательно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

5. По юридической силе избирательно-правовые нормы подразделяются на нормы, обладающие высшей юридической силой и нормы, которые должны им соответствовать.



2016-09-17 1872 Обсуждений (0)
Региональное избирательное законодательство. Акты органов местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Региональное избирательное законодательство. Акты органов местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)